Программа внеурочной деятельности по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Теленгит-Сортогойская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено Согласовано: Утверждено:

на заседании ШМО: Зам.дир по УВР Директор

протокол Комбунова М.Ю_________ Бохтунова М.Н.__________

от ____ августа 2014г от ____ августа 2014г от _____ августа 2014г

Руководитель ШМО

Карындакова С.Ю._________

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку

«Занимательная грамматика»

Класс: 3

Составитель:

Ажикенова Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы, ВКК.











2014 г



Пояснительная записка "Занимательная грамматика" относится к общеинтеллектуальной направленности и занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников, подготовить мотивированных учащихся к обучению в гимназическом классе. Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Общая характеристика курса Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Занимательной грамматике" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях "Занимательной грамматики" следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс "Занимательная грамматика" позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения "Занимательной грамматики" содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Описание места курса в плане внеурочной деятельности Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю 1-4 классах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса 3-4-й классы Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Содержание программы. Тематическое планирование. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ № НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА КОЛ-ВО ЧАСОВ 1 Структура прописи 2 2 Веселые звуки 6 3 Веселые буквы 20 4 В стране Грамотеев 5
Распределение рабочего времени 3 КЛАСС № НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА КОЛ-ВО ЧАСОВ 1 Введение. 4 2 Фонетика. 4 3 Морфемика. 3 4 Орфография. 7 5 Морфология. 11 6 Заключение. 5
ИТОГО 34 Распределение учебного времени по занятиям часы № занятия Тема Характеристика деятельности обучающихся 1 1 Хорошо ли ты знаешь грамматику? Применять правила правописания слов с изученными орфограммами.
Называть и доказывать признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
находить главные члены предложения.
Анализировать состав слова. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки - слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
1 2 Игры - соревнования: "Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?", "Умеешь ли ты правильно и точно говорить? 1 3 Сокровища родного языка. 1 4 Игра "Знаешь ли ты пословицы?" 1 5 Незаменимый мягкий знак. 1 6 Путешествие по стране "Удвоенных согласных". 1 7 Хорошо ли ты знаешь алфавит? 1 8 Волшебник "Ударение". 1 9 Из чего же, из чего же состоят слова? 1 10 Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. 1 11 Как корень слова учил окончания уму - разуму 1 12 В стране парных звонких и глухих согласных. 1 13 В стране одиноких согласных. 1 14 Дружим с грамматикой. 1 15 Досадное недоразумение. 1 16 Иногда согласные играют с нами в прятки. 1 17 Новые друзья корней - приставки. 1 18 Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. 1 19 Слова - части речи. 1 20 Имя существительное - часть страны Речь. 1 21 Как у существительных род появился. 1 22 Доброе утро, имя прилагательное! 1 23 Имя прилагательное - часть страны Речь. 1 24 Моя мама - имя существительное. 1 25 Глагол - часть страны Речь. 1 26 Глагол и его друзья. 1 27 Как мама Глаголиха учила глагольчиков. 1 28 С глаголами раздельно частицу НЕ пиши! 1 29 А все-таки она хорошая! (О роли орфографии). 1 30 Игра "Лишнее слово". 1 31 Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику. 1 32 Подведение итогов. Беседа. Игры. 1 33 Подведение итогов. Викторины, кроссворды, ребусы, загадки. 1 34 Праздник «Занимательная грамматика»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение наличие лингвистических словарей; наличие карточек с играми и заданиями; наличие текстов для работы на занятиях. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 1996 Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 1996 г. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение", 1991 г. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО", 1997 г. Журналы: "Начальная школа", "Веселые картинки", "Мурзилка". Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва "Просвещение", 1991 г. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва "ВЛАДОС", 2003 г. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен", 1997 г. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва "Просвещение", 1991 г Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО "Самовар", 1994 г. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО "Самовар", 1994 г. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО "Самовар", 1995 г. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва "Просвещение", 1991 г. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. "АРД ЛТД", 1997 г. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва "Просвещение", 1988 г. Шмаков С. А. Игры - шутки, игры - минутки. Москва "Новая школа", 1993 г.

© 2010-2022