• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Учебно-методические материалы урока русского языка на тему: «Слова – предметы, отвечающие на вопросы кто?, что?» ( Программа «Школа 21 век», 1 класс)

Учебно-методические материалы урока русского языка на тему: «Слова – предметы, отвечающие на вопросы кто?, что?» ( Программа «Школа 21 век», 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебно-методические материалы урока русского языка на тему: «Слова – предметы, отвечающие на вопросы кто?, что?» ( Программа «Школа 21 век»,1 класс)Учебно-методические материалы урока русского языка на тему: «Слова – предметы, отвечающие на вопросы кто?, что?» ( Программа «Школа 21 век»,1 класс)Учебно-методические материалы урока русского языка на тему: «Слова – предметы, отвечающие на вопросы кто?, что?» ( Программа «Школа 21 век»,1 класс)Учебно-методические материалы урока русского языка на тему: «Слова – предметы, отвечающие на вопросы кто?, что?» ( Программа «Школа 21 век»,1 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»







Учебно-методические материалы урока русского языка на тему: «Слова - предметы, отвечающие на вопросы кто?, что?»

( Программа «Школа 21 век» 1 класс)




Автор:Кругленя Альвиры Шакридтиновны учитель начальных классов высшая квалификационная категория




г. Нижневартовск

2012 год




Аннотация



В учебно-методическом материале представлен урок русского языка и презентация, разработанная по программе УМК «Начальная школа 21 века». Материалы урока создают условия для развития языковой грамотности на основе использования в уроке современных информационно-коммуникационных технологий.Презентация, выполненная в программе «PowerPoint», позволяет на уроке создать реальную картину изучаемых этапов урока, анимировать и зрительно показать процесс изучения материала, процесс познания, а также активизировать на уроке деятельность детей. Презентация к уроку, игра делают урок интересным, ярким, запоминающимся и продуктивным.




























Пояснительная записка

«Детская природа ясно требует наглядности.

Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам,

И он будет долго и напрасно мучиться над ними ;

Но свяжите с картинками двадцать таких слов -

и ребёнок усвоит их на лету…»

(К.Д. Ушинский )



Приоритетом современного образования должно стать обучение , ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Информационные технологии активно врываются в жизнь, использование информационных технологий на уроке способствует активизации внимания , восприятия , мышления , воображения , памяти, творческих способностей и познавательных интересов. Это обосновано следующими факторами:

  • красочность и наглядность информации;
  • эстетичность подачи материала;
  • расширение горизонтов получения дополнительной информации, в том числе готовых электронных пособий;
  • экономия времени урока;
  • возможность разнообразия подачи информации;
  • удобство размножения раздаточного материала;
  • возможность создания банка дидактических материалов в памяти компьютера;
  • другие.
Все эти факторы, несомненно, способствуют повышению эффективности урока. Работа была выполнена на основе программ «Word», «PowerPoint», входящих в состав офисного пакета «MicrosoftOfficeXP». Для развития познавательного интереса учащихся урок спроектирован и проводится с помощью компьютерной техники. Многие слайды включают в себя анимацию. Предлагаемая разработка урока рассчитана на разноуровневый состав класса. Данный урок способствует формированию навыков орфографической зоркости, внимания , памяти, устной речи учащихся. Структура урока соответствует выбранному типу урока и включает следующие этапы:
  1. Организационный момент, постановку темы и целей урока, предполагаемых видов деятельности, эмоциональный настрой.
  2. Актуализация опорных знаний, жизненного опыта учащихся.
  3. Изучение нового материала
  • Рассказ учителя с элементами беседы с использованием компьютерных слайдов
  • Работа с рабочей тетрадью и учебником.
(физкультминутка)
  • Самостоятельная работа
  • Фронтальная работа
  1. Закрепление и использование полученных знаний при выполнении самостоятельной работы.
  2. Подведение итогов урока в виде рефлексии, предполагающей самооценку и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, о том, какое сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать.
На уроке используются различные формы работы: коллективная (фронтальная) работа, индивидуальная. Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные - использование компьютерных слайдов, беседа; наглядные - слайд-шоу, практические, выполнение тестового задания, работа с учебником и др.) способствует включенности в работу учащихся с различными видами восприятия и позволяет учащимся лучше усвоить новый материал. Возрастные особенности учащихся предполагают соблюдение принципов занимательности, доступности, наглядности материала. Большое внимание на уроке уделяется формированию адекватной самооценки через сравнение своих результатов с образцами и составления картины деятельности» на уроке. Важно на уроке использовать доступный материал.



























1.Конспект метапредметного урока. Тема урока: Слова - предметы, отвечающие на вопросы кто?, что? Предметная область : русский язык 1 А класс Цель деятельности учителя :Создание условий для ознакомления со словами ,обозначающими предметы, отработка навыков определения слов- предметов, умение задавать правильно к ним вопросы; развитие мышления, речи, внимание, развитие каллиграфических и гигиенических навыков письма; воспитание интереса к уроку русского языка . Планируемые результаты (УУД): Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость на уроке,высказывать свою точку зрения, аргументировать при ответах; Метапредметные: -р е г у л я т и в н ы е - понимать поставленные цели и смысл заданий урока,планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность их выполнения, выстраивают последовательность необходимых действий. ; -п о з н а в а т е л ь н ы е-осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, задают вопросы к словам - предметам, выделяют слова - предметы из упражнений; -к о м м у н и к а т и в н ы е - воспринимать тему урока с учётом поставленной цели, задачи, находить в учебнике информацию- правила, необходимую для её решения , оформляют высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета. Предметные:научатся правильно ставить вопросы к словам - предметам,отличать и выделять их в тексте Тип урока:комбинированный. Формы работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная. Методы и приёмы работы на уроке: -наглядный ( иллюстрации в учебнике , в тетради) -словесный метод(объяснение, разъяснение, рассказ, беседа) -практический (выполнение заданий , упражнений на уроке) -работа с учебником. -использование ИКТ.( презентация к уроку, выполненная в программе«Power Point» ) Техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска SMARTBoard, компьютер,презентация к уроку.


Технологическая карта: структура и ход урока.




Этап

урока



цель
№ слайда, страницы, или название видео, анимации рисунка

Деятельность учителя

Деятельность ученика
Время (мин)

Результат 1. Организационный момент. Организовать детей к уроку. Слайд № 1 -запись на сайде «Урок русского языка» Здравствуйте! Встали ,подравнялись! (Хором) Прозвенел звонок, начинается урок. Ты вставай за партой ровно и Веди себя достойно! На уроке не болтай, как заморский попугай! 1 мин Дети организованы к уроку, мотивация к учебной деятельности. 2. Сообщение темы урока. Постановка целей. Девиз урока. Личностные УУД: Мотивация учебной деятельности. Настроить на изучение темы, продолжать учить самим ставить цели по теме урока. Слайд №2-Тема урока, слова - для постановки детьми целей на уроке.
Слайд №3 Пословицы. И так урок русского языка. Тема урока написана на слайде, прочитайте её. -Как вы её понимаете? Поставьте для себя цель на урок, используя слова на слайде. Выберите пословицу ,которая будет тебе помогать в работе на уроке. Один ученик читает тему урока ,затем используяслова Я узнаю… Я научусь… Я повторю… Я буду развивать … ставят каждый цели на урок в соответствии с темой . 2 мин Воспринимают речь учителя, одноклассников. Понимаюттему, целиурока.организовывают своюдеятель-ность на уроке, развивают уст-ную речь.(правильно строятпредложения, учатся доказывать) 3. Минутка чистописания. Регулятивные УУД: Принимать участие в анализе элементов букв письма. Подготовить кисть к письму . Слайд№5 чистописание. 1.Упражнение «Дорисуй», стр. 75 тетрадь. Задание 1. 2.Пишем. Не отрывая ручки от тетради. Задание 2.Обратите внимание на то , что линии параллельны друг другу. Показ на доске учителя, дети прописывают сначала в воздухе, а затем в тет ради Ставятцель:Учусь, соединять буквы в словах и безотрывному письмубукв в словах. Анализ, письмоэлементовв воздухе.Самостоятельная работа в тетради стр. 75. 1 мин Подготовили кисть руки к письму, дети продолжают учиться плавному безотрывному письму букв в словах. 4. Знакомство с новым словарным словом Познавательные УУД: Воспринимать информацию,использовать её присоставлении родственных слов, развивать речь. Личностные УУД: высказывают своёмнениеподтверждают аргументами и другимавторитетным мнением родителей, учителя. Слайд№6,7,8,9,10,11,12,13. Показываю слайды, содействую развитию речи учащихся, пополнениюсловарного запаса детей Слушаютучителя, отвечают на вопросы, выполняют задания. 2 мин Пополнение словарного запаса, развитие устной речи. 5. Запоминание написания слова Продолжи сказку. Личностные УУД: Развитие речи, мышления Слайд №8 Продолжи сказку: Жили-Были-2 семечка Пом и Дор… Составляют сказку… 4 мин Развитие памяти, внимания,твор-чества,фантазии,устной речи. 6. Звукобуквенный анализ слова. Регулятивные УУД: принимать участие в анализе слова,опираясь на раннее изученный материал Слайд № 9 У:Сколько слогов в слове помидор? -Какой слог ударный? -Назовите гласные и согласные звуки. -Сравните количество букв и звуков в слове? -Дайте характеристику каждому звуку. Дети отвечают на вопросы, один ученик у электронной доски обозначает цвет звуков э/ручкой. 4мин Развитие фонематического слуха, звуко-буквенного анализа слова. Развитие устной речи. 7. Образование новых слов -родственников. Р е г у л я т и в-ныеУУД: планируют и составляют слова по схеме. Слайд №10 У:Как вы думаете , Что зашифровано на этом слайде? -Назовите получившиеся слова. У: Слова. У:Помидорчик, помидорный, помидорка,помидорочка. 1 мин Образовали родственные слова, проанализировали их значение. 8. Слова- синонимы Личностные УУД: Высказывание своего мнения, мысли.Развитие речи,пополнение словаря. Слайд №11 У: - Как называется сок, выжатый из томатов? -Томат и помидоры - это один и тот же овощ??? -Какой сделаем вывод? У: Томатный. -Да. Вывод: Томат и помидор - слова -близнецы по значению,но разные по написанию. 1 мин Сделали вывод, что есть слова -близнецы по зна-чению, но раз-ные по напи-санию. 9. Работа с устойчивыми выражениями . Личностные УУД:Высказывание своего мнения, своей мысли. Развитиеречи, пополнение словаря. Слайд №12 У: Когда человек плачет или кричит, что происходит с его лицом? -Кто может сказать, как говорят в таком случае? -В каком случае ещё можно сказать так? Дети: -Унего краснеет лицо. -Красный,как помидор. -Когда очень стыдно. 2 мин Научились применять устойчивое выражение в устной речи. 10. Знакомство со словом- предметом Познавательные УУД: Понять какие слова-предметы, учиться задавать к ним вопросы

Слайд№13 У: Задайте вопрос к слову помидор. -Можно ли сказать, что помидор - это предмет? - Докажите. -Назовите предметы, которые вас окружают. -Попробуйте задать к ним вопросы. -На какие группы можно их можно разбить? -Какие предметы можно назвать «живыми»? -На какой вопрос они отвечают? -Какие предметы можно назвать «неживыми»? -К какой группе отнесёте слово помидор? -Приведите свои примеры, с вопросами. - Итак, что можно сказать о сказанных словах?
Д:-Что? Помидор. Вывод: Слово помидор-это слово-название предмета.





-Одни обозначают живые предметы, а другие неживые. -Зверей, насекомых…, тех кто дышит, двигается, ест, размножается. -Кто? -Это предметы мебель, учебные вещи… -Что? Помидор, неживой предмет.

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?» обозначают предметы.
5 мин Поняли и сделали вывод, к каким словам ставятся вопрос «что?», а к каким вопрос «что?» 11. Упражнения в постановке вопросов к словам- предметам. Познавательные УУД: Понять какие слова - предметы, учиться задавать к ним вопросы

Слайд № 14,15,16,17,18,19,20,21,22,23 У: - посмотрите на изображение предметов, поставьте к ним вопросы, докажите. -Слова-названия предметов, которые отвечают на вопросы «кто» или «что», на письме подчёркиваются одной л и н и ей. Д: Кто? Девочка… Что? Машина… 4 мин Учащиеся удерживают цель деятельности до получения результата, дети учились ставить вопросы к словам - предметам, опираясь на сделанный раннее вывод. 12. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА






До, ре, ми, до, ре, ми Ко мне ежики пришли А я ежиков люблю Молочка я им налью До, ре, ми, до, ре, ми Ко мне белочки пришли А я белочек люблю Я орешки им даю До, ре, ми, до, ре, ми Ко мне школьники пришли А я школьников люблю Их за парту посажу Проводит ученица 1 класса Пащенко Катя, онасочинила физкультминутку под детскую песенку «. До, ре, ми…» Круговые движения кистями Сжимание - разжимание кистей в кулаки, открывание и закрывание глаз Руки в стороны и обнять себя Наклон вперед руки вытянуть
Круговые движения кистями Прыжки на двух ногах Поднять руки вверх вращая кистями рук Руки через стороны вниз, сжимая - разжимая кисти рук в кулаки
Круговые движения кистями Ходьба на месте с работой рук Руки на пояс повороты влево-вправо Сесть за парту с красивой осанкой Круговые движения кистями Сжимание - разжимание кистей в кулаки, открывание и закрывание глаз Руки в стороны и обнять себя Наклон вперед руки вытянуть
Круговые движения кистями Прыжки на двух ногах Поднять руки вверх вращая кистями рук Руки через стороны вниз, сжимая - разжимая кисти рук в кулаки
Круговые движения кистями Ходьба на месте с работой рук Руки на пояс повороты влево-вправо Сесть за парту с красивой осанкой
2мин
Послепроведения паузы отдыха, у учащихся улучшилось внимание, работоспособ-ность, повысилось настроение.
13. Картинный диктант. Познавательные УУД: Опираясь на вывод, упражняться в постановке вопроса к словам - предметам.
Слайд№15 У: Назовите предмет, задайте к нему вопрос, запишем в тетради , как подчеркнём?
Д: Работают по слайду, задают вопросы, доказывают, записывают в тетради, подчёркивают слова. 5мин Ставят вопросы к словам, доказывают, как подчёркиваются слова- предметы. 14. Работа с учебником с. 56,упражнение3 Познавательные УУД: Осуществляют работу с информацией учебника. - Прочитайте, составьте план выполнения работы -Рассмотрю образец. -определю, что обозначает слово -поставлю вопрос к слову -запишу в тетрадь -подчеркну одной чертой. 3мин Понимают содержание задания, планируют свою деятельность при выполнении упражнения. 15. Работа в рабочей тетради №1 стр.29 ПознавательныеУУД: Осуществляют работу с информацией тетради Слайд№24 Прочитайте стихотворение, задание к нему. -Что нужно выполнить в этом упражнении? -Одно слово , разобрав , записываю на э/доске, как образец. Найти в стихотворении по два слова для каждого столбика. и записать . -Самостоятельно выполняют.
2 мин Понимают содержание задания, планируют свою самостоятельную деятельность, опираясь на образец. 16. Проверка в парах. (Велосипед) Регулятивные УУД: Анализировать и осуществлять контроль, уметь проверять товарища и себя, адекватно воспринимать оценку товарища прислушиваться, уважать мнение одноклассника. Слайд№25 -Поменяйтесь тетрадями, проверим друга по электронной доске, если неверно исправьте аккуратно, объяснивдоброжелательно ошибку другу. -Оцените, если всё правильно, то поставьте на полях простым карандашом +,если есть ошибка, то неполный плюс, если вся работа с ошибками , то-.
-Проверяют по записям доски, доказывая вслух по просьбе учителя. Оценивают работу товарища при помощи знаков. 2 мин Контроль ,анализ собственной работы и товарища. Формирование отношения к другим людям. 17. Итог урока. Регулятивные УУД:Осуществлять анализ и контроль своей учебной деятельности. - -Что нового узнали на уроке? -С какими словами познакомились? -На какие группы их делили? -Почему? -Назовите примеры слов-предметов, которые отвечают навопросы «кто?» или «что?» -Ктодобился поставленных целей?. -Какие ошибки допустили? -Почему допустили? -Как исправить ошибки? -Какие задания понравились? -Какие из них хотите выполнить ещё раз? Самооценка: Просмотрите свою письменную работу от начала до конца. Если она выполнена без ошибок, исправлений на полях поставьте знак+,с 1исправлением,с 1 ошибкой неполный плюс. Рядом поставьте знак настроения

Словесно оцениваю работу учеников, не заостряя внимания на неудачах, а отмечаю положительное в каждой работе.
Мы узнали о словах, которые обозначают предметы. Мы делили их на две группы:Живые и неживые предметы.

Жив.: Двигаются, дышат, размножаются, питаются, умирают.
Я ставил такую-то цель…,считаю, добился … 3 мин Анализировали учебную деятельность, оценивали свою работу. 18. Домашнее задание творческого характера.

-Поделить альбомный лист пополам, подписать вопросы и нарисовать «живые» и «неживые» предметы.
1 мин Записали Д/З. в блокнот




























2. Информационная карта ЦОР № Название ЦОР Тип ЦОР Форма предъявления информации Уровни интерактивности ЦОР Ссылка на ресурс ПО 1. Презентация к уроку русского языка Информационные 1.Текст, копированный из рабочей тетради по русскому языку. 2.Слайды1-25. Условно-пассивный Помидор animashky.ru/flist/obprodukt/8/76.gif Мальчик 1gifpark.ru/Gifs/PEOPLE/CHILDREN/24m5.gif Месяц gifpark.ru/Gifs/COSMOS/4.gif Пчелка gifpark.ru/Gifs/ANIMALS/Bee01.gif Машина animashky.ru/flist/obtransp/21/288.gif Девочка 2 gifpark.ru/Gifs/PEOPLE/CHILDREN/child_finger_painting_md_wht.gif Цифра gifpark.ru/Gifs/LETTERS/12/arg-5-25-trans-y.gif Мальчик 2 imajlar.com/free_clipart/kid_clipart/kid_clipart_boy_smiling.gif
1.Программа «PowerPoin»


2.Графика Облака - автофигуры

3.Информационные ресурсы: 1. Иванов С.В. Русский язык: 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова; под редакцией Л.Е. Журовой и С.В. Иванова.-2 -е изд. ,испр. -М. : Вентана -граф, 2011.-176 с. : ил.-(Начальная школа 21 века). 2. Иванов С.В. Русский язык : рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов , А.О. Евдокимова , М.И .Кузнецова.-2 изд., испр.-Вентана-граф,2011.-96 с. : ил. - (Начальная школа 21 века). 3. Электронный образовательный ресурс для работы в классе. (авторский коллектив : Иванов С.В.,Евдокимова А.О. , Кузнецова М.И)разработан к УМК «Русский язык». 1 класс . ООО издательский центр « Вентана -граф», 2011. Содержит методические комментарии к урокам, наглядные материалы и упражнения для фронтальной работы к каждому уроку. Материал проецируется на интерактивную или проекционную доску. 4. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 1-4 классы. Рекомендации с электронным приложением. /Арженовская С.А..,Архипова О.А (и др.) - М. : Издательство «Глобус», 2010. (Современная школа). 4. Помидор animashky.ru/flist/obprodukt/8/76.gif Мальчик 1gifpark.ru/Gifs/PEOPLE/CHILDREN/24m5.gif Месяц gifpark.ru/Gifs/COSMOS/4.gif Пчелка gifpark.ru/Gifs/ANIMALS/Bee01.gif Машина animashky.ru/flist/obtransp/21/288.gif Девочка 2 gifpark.ru/Gifs/PEOPLE/CHILDREN/child_finger_painting_md_wht.gif Цифра gifpark.ru/Gifs/LETTERS/12/arg-5-25-trans-y.gif Мальчик 2 imajlar.com/free_clipart/kid_clipart/kid_clipart_boy_smiling.gif

© 2010-2022