- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе «Непроизносимые согласные»
Урок русского языка в 3 классе «Непроизносимые согласные»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гарносько Н.М. |
Дата | 17.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ход урока
1.Организационный момент 2.Чистописание На доске записаны буквы: Л, Д, И, Т, Е, У, В, Э, А На какие две группы можно разделить эти буквы? (Гласные и согласные) -Назовите согласные. -Дайте характеристику звукам, которые обозначают эти буквы. -Когда буквами Д и В могут обозначаться парные глухие согласные? -Запишите, продолжив закономерность: Лдтв Дтвл Твлд Влдт - В какой орфограмме можно встретить эти буквы? - Прочтите пословицу: Сердце матери лучше солнца греет. -Почему так говорят? Какие опасные места есть в этом предложении? - Так над какой темой мы продолжим работу на сегодняшнем уроке? -Запишите пословицу в тетрадь. Подчеркните буквы, которыми обозначены непроизносимые согласные звуки. Докажите, что их действительно нужно писать. 3. Блиц-опрос -В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится? (стн, здн, лнц, ств) -Почему исчезают отдельные звуки? (Три согласных подряд тяжело произносить) 4.Словарно-орфографическая работа -Расшифруйте слова ПМЩЬ. ПЧТЛЬН, ПРЗДНК, (Помощь, почтальон, праздник) - Запишите слова в тетрадь. Что вы можете о них сказать? - Какое слово лишнее? Почему?
Физкультминутка
Солнце глянуло в окошко,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать,
Раз присесть, достать до пятки
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать,
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Физкультминутка, как зарядка. 5. Закрепление изученного - Всегда ли в словах, где есть несколько согласных звуков, стоящих рядом, один не произносится? - Помните об этом, выполняя упр. 240. (Ученики по цепочке выходят к доске, записывают слова, называя проверочные) - А что общего у этих слов? (Являются одной частью речи - именем прилагательным. Отвечают на вопрос «какой».) - Обратите внимание на состав слов. Можно ли составить общую для большинства слов схему? Запишите её. -Какое слово не будет соответствовать схеме? -Испытывали ли вы трудности при выполнении этого упражнения? Какие/ -Сейчас вам придётся выполнить подобное упражнение, распределив слова в две группы. (Упр. 243) - Что за группы у вас образуются? (Слова, где есть непроизносимые согласные, и слова, где их нет) - Оцените свои возможности по выполнению этого задания знаками +, -, ? . Далее работа проводится по вариантам: 1в. выписывает слова с непроизносимыми согласными, 2 в. - слова, где непроизносимых согласных нет. Затем следует проверка и ретроспективная самооценка - У кого прогноз и результат совпали? -Какие слова из обеих групп соответствуют схеме: корень, суффикс, суффикс? -А сейчас попробуйте на слух определить, в каких словах ест непроизносимый согласный звук. Выборочный диктант: Местность, известный, опасный, совестно, праздник, интересный, ужасный, счастливый. Проверка производится устно. - Далее вам придётся выполнить довольно большой объём работы: -определит орфограмму, -устно подобрать проверочное слово, -вставить пропущенные буквы. -Как вы думаете, такую работу лучше выполнять в одиночку или группой? Групповая работа. (Учащимся выдаются листы с текстами, где в словах пропущены безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные) -Итак, с какими орфограммами встретились? -Что их объединяет? (Они находятся в корне слова) -Попробуйте составить модель проверки этих орфограмм. (Дети продолжают работу в группах, затем представители каждой группы защищают проекты) 6. Итог урока - Так какое же открытие мы сделали на уроке? (Составили модель проверки безударных гласных, парных и непроизносимых согласных) 7. Домашнее задание Упр. 249. Слова нужно распределить в группы в зависимости от орфограмм. Можно написать грамматическую сказку об этих орфограммах.