Технологическая карта урока «Заглавная буква в именах собственных»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Технологическая карта урока

Учитель: Шишкина Ирина Петровна

Учреждение: МКОУ Калачеевская СОШ № 1

Предмет: русский язык

Класс: 2 «В» класс

УМК: Школа России

Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных».

Тип урока: мультимедиа - урок, урок-путешествие.

Формы: фронтальная, работа в парах, групповая работа. Технологии: проблемно-поисковая, игровая. Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.

Основные понятия, термины: имя существительные, одушевленные, неодушевленные имена существительные, имена собственные, нарицательные.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский язык» и рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданием; у учащихся - рабочие тетради, учебник, карточки с групповыми заданием.

Тема раздела

Части речи

Тема изучения

Заглавная буква в именах собственных.

Цель

создать условия для формирования и развития умения писать заглавную букву в именах собственных, различать имена собственные и имена нарицательные.

Планируемый результат

Личностные ууд:

- проявлять готовность и способность к саморазвитию.

- формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие

социальной роли обучающегося,

- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

- проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость;

- повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку.

Познавательные ууд:

- использовать общие приёмы решения задач

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно выделять

и формулировать познавательную цель;

Регулятивные ууд:

- сличать способ действия;

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

- развивать умение правильно строить предложения;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные ууд:

- формулировать свои затруднения;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;

- формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные ууд:

научатся:

- оформлять имена собственные в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, географических названиях

- выбирать имена собственные, подходящие по смыслу.

Содержание урока


Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формирование УУД


1.

Организационный этап. Мотивация.

Формулирование темы урока, постановка цели.

Цель - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствуют учителя. Знакомятся, проявляют интерес в конечном результате. Осознают важность и интерес выполнения задания и активно включаются в процесс развития

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Приветствует учащихся. Стимулирование мотивации на занятие Психологическая подготовка к восприятию темы.

Установление эмоционального контакта.

Подводит к озвучиванию темы и цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Ребята, у нас на уроке сегодня присутствуют гости, давайте повернемся к ним и подарим им свои улыбки и хорошее настроение. Сегодня у нас необычный урок, а урок - путешествие. И куда мы с вами отправимся, в какую страну, вы догадайтесь сами. Это страна нашей изучаемой темы. Соберите правильно буквы и узнайте, как она называется. Слайд 2 -3 Страна заглавных букв. Тема « Заглавные буквы в именах собственных». А чему бы вы хотели научиться на уроке? Что повторить или закрепить по этой теме? Слайд 4

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2.

Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

Цель - создать условия для повторения изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.



Устные ответы детей





Дети записывают в тетради.




Учащиеся записывают словарные слова самостоятельно:

воробей, ворона, сорока, медведь лиса, заяц


1. Устный мини-опрос. Слайд 5 Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает имя существительное? На какие группы делиться имя существительное? Как изменяется имя существительное. Открываем тетради, записываем число, классная работа. 2. Минутка чистописание Слайд 6-8 Написание строчной и прописной буквы Г г и предложения: Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт. - Почему мы записали это предложение? -Кто такой Ю.А. Гагарин?

3. Словарная работа. Слайд 9 - 10.

Сегодня напишем словарный диктант. А что это за слова, вы узнаете, если внимательно посмотрите не слайд и догадаетесь, кто там изображен. Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните опасное место.

Проверьте по образцу, что у вас должно получиться. Оцените свою работу.

А как нужно относиться к животным и птицам в зимний период? Почему?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

3.

Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Проблемная ситуация.

(слова могут быть написаны с заглавной и прописной буквы в зависимости от того, что это слово обозначает)

Объясняют правило и делают вывод о написании нарицательных и собственных имен существительных,

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.


Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? Слайд 10-12 Работа по учебнику. Работа у доски. С. 20 упр. 36 Выпишите пары слов: собственное и нарицательное имя существительное. Слайд 13

Что такое нарицательное имя существительное и собственное имя существительное?

Как они пишутся?

Распределите слова по ячейкам Слайд 14

- чему мы должны научиться на уроке?

- Какое правило, о написании имен собственных мы знаем?

- Сделайте вывод о том, как же нужно писать собственных имен существительных?

4.

Физкультминутка.

Цель - создать условия для снятия утомляемости учащихся.

Выполняют упражнения для глаз.

Звездное небо Слайд 16

5.

Этап отработки умений и навыков изученного.

Цель - создать условия для освоения способа действия с полученными знаниями о правописании собственных имен существительных в практической деятельности.

Заглавные буквы в именах, отчествах и фамилиях людей.





Заглавные буквы в географических названиях.

Заглавная буква в кличках животных

Записывают полученные фамилии Дети передают тетради соседу по парте, делают взаимопроверку.

Разгадывают ребус, записывают имена. (Зоя, Никита, Елена, Игорь)

Объясняют написание заглавной буквы.

Ответы учеников с объяснениями.

Записывают предложение, выделяют грамматическую основу предложения. Проверка по образцу, самооценка. Вывод.

Вставляют слова Земля, Россия, Калач, Коммунистическая.

Записываю слова, подчеркивают заглавные буквы. Делают вывод, как пишутся имена существительные в географических названиях.

Подбирают клички животных к названиям животных. Делают вывод о написании заглавной буквы в кличках животных.

Работа группе.

Проверка по образцу.

Самооценка работы каждой группы по алгоритму.


А сейчас следующее задание. Слайд 17 Мы оказались на аллее Фамилий. Ваша задача вспомнить словарные слова, которые вы сегодня записывали, и составить из них фамилии. Запишите полученные фамилии, подчеркните в них заглавные буквы. Произведите взаимопроверку: передайте тетрадь соседу по парте и сверьте записи с доской (слайдом). Слайд 18. Оцените работу товарища, поставьте смайлик.
Перед вами площадь имен. Слайд 19 Ваше задание разгадать ребусы и записать зашифрованные имена. Слайд 20-23 Подчеркните заглавную букву в словах.
-К какому выводу мы пришли?

Наше путешествие продолжается, и мы оказались на море отчеств. Слайд24 Назовите фамилию имя отчество сказочного героя. Почему отчества дают детям по имени отца? Выскажите свои предположения. Слайд 25
Работа у доски. Проверка. Составьте из слов предложение. Подчеркните заглавные буквы. Слайд 26 Выделите грамматическую основу предложения, подчеркните подлежащее и сказуемое.
Проверьте по образцу. Оцените свою работу смайликом. Сделайте вывод.

У каждого из нас есть адрес, где мы живем. Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но у каждого из нас есть еще и малая Родина - место, где живем.

Прочитайте предложения и вставьте недостающие слова. Как записаны эти слова? Почему? Сделайте вывод, как пишутся географические названия. Выпишите имена собственные из этого текста.

Слайд 27

Подберите клички животным. Почему они записаны с прописной буквы? Слайд 28

Сделайте вывод, как пишутся клички животных.

Следующее задание вы будете выполнять в группах. Слайд 29-30

Перед началом работы вспомним правила работы в группе. Распределите обязанности, чтобы справиться с работой и уложиться во времени. У вас на партах тексты с пропущенными словами, Выберите слова из слов для справок и вставьте в текст.

Сверьте свои записи с образцом.

Летом Катя и Иван жили в деревне Сосновка. По утрам Катя кормила кошку Мурку, а Иван кормил собаку Рекса. Во дворе у дедушки Гриши жили корова Бурёнка, коза Милка и петух Крикун.

Оцените работу своей группы по алгоритму.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности



Домашнее задание

Участие в игре

Ответы детей


.

Итак, какие группы имен собственных мы повторили сегодня?

Давайте подведем итог с помощью игры.

Игра "Самый внимательный" Слайд 31

Если вы согласны с моим утверждением, то хлопните в ладошки, если нет - тишина.

Дима, котенок, Волга, дядя, Москва, собака, Петров, река, Рекс.

Слайд 32

- Давайте вспомним: какая тема урока была?

- Что узнал для себя, что открыл?

-Чему научился? Что смог?

За что можешь похвалить себя, одноклассников?

Р. т. с. 18 упр.12

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



© 2010-2022