Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Нормативные документы ФГОС

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)\
  3. Приказ МОиН РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
  4. Приказ МОиН РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
  5. Приказ МОиН РФ от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
  6. Приказ МОиН РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
  7. Приказ МОиН РФ от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»
  8. Приказ МОиН РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
  9. ПостановлениеГлавного государственного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…»
  10. Приказ МОиН Челябинской области от 18 июля 2011 г. № 103/4286 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияв образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»
  11. Письмо МОиН Челябинской области от 1 февраля 2012 г № 103/651 «О внесении изменений в основные образовательные программы начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области»
  12. Методическое письмо МОиН Челябинской области от 24 июля 2013 № 03-02/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году»
  13. Основная образовательная программа начального общего образования
  14. Программы начального общего образования (Школа России)
  15. Учебный план МБОУ ЦПМСС на 2014-2015 учебный год.
  16. Календарный учебный график МБОУ ЦПМСС на 2014-2015 учебный год.
  17. Положение о разработке рабочих программ по учебным предметам МБОУ ЦПМСС.

Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:
  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Ценностные ориентиры содержания курса:
  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения курса. Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  14. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Место курса в учебном плане. На изучение курса «Окружающий мир» отводится 2ч в неделю - 66ч (33 учебные недели).
Распределение учебной нагрузки по четвертям в 1 классе 2014/2015 учебном году

Окружающий мир

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

по плану

фактически

по плану

фактически

по плану

фактически

по плану

фактически

по плану

фактически

Количество часов

18


14


18


16


66


Практические работы

7


9


3


1


20


Экскурсии

1








1


Проект

1


1


1


1


4



Распределение часов по темам Введение 1 час Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой

Что и кто? 20 часов Знакомство с целями и задачами раздела. Родина - эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России. Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей - наших сверстников. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) - часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Экскурсия:знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; Практические работы:знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.


Как, откуда и куда? 12 часов Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.


Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. Практические работы:сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? 11часов Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узналиоб этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры - удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? 22 часа Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречьуши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля - День Земли. Практическая работа:простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
Реализация национально-регионального компонента (НРК) Для реализации НРК в тематическом планировании рабочей программы по окружающему миру отводится 6 часов, что составляет 6% от общего количества часов по учебному предмету.

Окружающий мир

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

по плану

фактически

по плану

фактически

по плану

фактически

по плану

фактически

по плану

фактически

НРК

2


2


0


2


6



Содержание НРК реализуется на материале текстов краеведческого характера, что соответствует специфике предмета. Реализация национально-регионального компонента осуществляется с помощью учебных пособий:
  1. Корецкая Т.А. Земля уральская: энциклопедия для детей. Челябинск: ОАО «Юж. - Урал. Кн. изд-во», 2004.










№ урока

Тема урока.

Тема НРК.

7

«Что у нас над головой? Что у нас под ногами?»

Беседа о Челябинске. История моего города. Челябинск

14

«Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери?»

Беседа о Челябинском зоопарке.

Челябинск. История моего города.

20

На что похожа наша планета?»

Урал - опорный край державы.

Природа Южного Урал.

26

«Куда текут реки? Откуда берётся снег и лёд? Откуда в снежках грязь?

«Реки нашего края». Природа Южного Урала. Реки Челябинской области

52

«Почему в лесу нужно соблюдать тишину и не нужно рвать цветы и ловить бабочек? »

Ильменский заповедник. Особо охраняемые природные территории Челябинской области (с.124)

59

Зачем нужны автомобили и поезда?

Разнообразие природы Челябинской области.


Учебно-методический комплекс

Программа

Учебный комплекс

Методическое и дидактическое обеспечение

Инструментарий

учителя

ученика Программа для общеобразовательных учреждений. Коррекционно - развивающее обучение: Начальные классы (1-4) С. Г. Шевченко Окружающий мир М., Школьная Пресса 2004 г. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов. Курс «Мир вокруг нас». Авторы: А. А. Плешаков М., Просвещение 2007 г.

  • А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» Учебник для 1 классаМ., Просвещение 2013 г.
  • Т.Н. Максимова Методическое пособие (Поурочные разработки 1 класс)М.,»ВАКО» 2013
  • А. А. Плешаков «Великан на поляне или первые Уроки экологической этики» М., Просвещение 2010г
  • А. А. Плешаков «От земли до неба: Атлас-определитель» М., Просвещение 2008 г.
  • А. А. Плешаков Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь. М., Просвещение 2013г.
  • А. А. Плешаков Рабочая тетрадь. Проверим себя.
М., Просвещение 2013 г.
  • Л. И. Тикунова «Окружающий мир» (Проверочные и контрольные работы 1-4 кл.) АСТ-Астрель М., 20012 г.
  • А. А. Плешаков Тесты 1 класс М., Просвещение 2013 г.


Характеристика контрольно-измерительных материалов Для контроля и оценки знаний и умений по окружающему миру используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта.
Распределение контрольных мероприятий по четвертям

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год


Количество работ

Источники

Количество работ

Источники

Количество работ

Источники

Количество работ

Источники

Количество

Практические работы

7


9


3


1


20

Экскурсии

1








1

Проект

1


1


1


1


4



№ урока

Тема раздела

Виды работы

5





Что и кто?

Проект «Моя малая родина»

7 Практическая работа. Определение образцов камней.

8 Практическая работа. Определение частей растений.

9 Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений

10 Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника.

11

Экскурсия №1

12

Практическая работа. Работа с гербарием

15 Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев.

16 Практическая работа. Изучение строения шерсти животных

22





Как, откуда и куда?
Проект «Моя семья»

23 Практическая работа. Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды.

24 Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора.

26 Практическая работа. Приготовление «морской» воды

27 Практическая работа. Изучение свойств снега и льда

28 Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями

29 Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка.

30 Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета

31 Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов.

32 Практическая работа.исследование снежков и снеговой воды.

35

Где и когда?
Проект «Мой класс и моя школа»

38

Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды.

39

Практическая работа. Определение на глобусе экватора

48

Почему и зачем?
Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков.

51 Проект «Наши домашние питомцы

56

Практическая работа. Как правильно чистить зубы.







Источники контрольно-измерительных материалов


№ п/п Название Автор Выходные данные 1 «Окружающий мир» (Проверочные и контрольные работы 1-4 кл.) Л. И. Тикунова
АСТ-Астрель М., 2008 г. 2 Тесты 1 класс А. А. Плешаков М., Просвещение 2011 г. 3 «Окружающий мир» (Зачётные работы1 класс) М.И. Кузнецова М., «ЭКЗАМЕН» 2013 г.
Результаты обучения В конце 1 класса обучающиеся должны знать:

  • свой домашний адрес и адрес школы;
  • правила безопасности при переходе улицы;
  • правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры; правила поведения во время экскурсий по городу и за городом;
  • основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
Обучающихся должны уметь:
  • различать объекты неживой и живой природы;
  • различать и приводить примеры дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
  • рассказывать о красоте и достопримечательностях своего села, города; называть имена знаменитых земляков, вспомнив их профессии и роль в жизни людей;
  • сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека (от детства до старости).

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе (66 часов)


Дата

Тема

К-во часов

НРК

Виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

I четверть - 18 часов

Введение (1 ч.) 1


Задавайте вопросы!

1
Учащиеся осваивают первоначальные умения:

  • задавать вопросы;
  • вступать в учебный диалог;
  • пользоваться условными обозначениями учебника;
  • различать способы и средства познания окружающего мира;
  • оценивать результаты своей работы на уроке.

Работа по развитию связанной речи

Раздел «Что и кто?» (20 ч) 2


Что такое Родина?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;
  • сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
  • рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отработка практических навыков и умений 3


Что мы знаем о народах России?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • рассматривать иллюстрации учебника
  • сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;
  • работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;
  • обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
  • работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.


Работа по развитию связанной речи 4


Что мы знаем о Москве?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • рассматривать иллюстрации учебника
  • извлекать из них нужную информацию о Москве;
  • узнавать достопримечательности столицы;
  • работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей - своих сверстников;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Щадящий режим опроса 5


Проект «Моя малая Родина».

1
В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

  • фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей «малой родины»;
  • находить в семейном фото архиве соответствующий материал;
  • интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей «малой родины»;
  • составлять устный рассказ;
  • выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);
  • оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 6


Что у нас над головой?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо
  • моделировать форму Солнца;
  • работать в паре: моделировать форму созвездий;
  • работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы
  • проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради).
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работа по развитию связанной речи 7


Что у нас под ногами?

Стр. 20-21 Практическая работа. Определение образцов камней.

1

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;
  • практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;
  • различать гранит, кремень, известняк;
  • работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку;
  • отвечать на итоговые вопросы иоценивать свои достижения на уроке.

Отработка практических навыков и умений 8


Что общего у разных растений?

Стр. 22-23 Практическая работа. Определение частей растений.

1

  • понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
  • рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
  • практическая работав группе: находить у растений их части, показывать и называть;
  • работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Щадящий режим опроса 9


Что растет на подоконнике?

Стр. 24-25 Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений.

1

  • понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
  • наблюдать комнатные растения школы и узнавать их по рисункам;
  • практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя;
  • различать изученные растения;
  • работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять самопроверку;
  • приводить примеры комнатных растений;
  • рассказывать об особенностях любимого растения;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 10

Что растет на клумбе?

Стр.26-27 Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника.

1

  • понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
  • наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам;
  • практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя;
  • работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку;
  • рассказывать о любимом цветке;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 11


Что это за листья?

Стр. 28-29

Экскурсия.

1

  • понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
  • наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;
  • узнавать листьям в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;
  • сравнивать и группировать листья по различным признакам;
  • практическая работа в группе: определять деревья по листьям;
  • описывать внешний вид листьев какого-либо дерева;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отработка практических навыков и умений 12


Что такое хвоинки?

Стр.30-31

Практическая работа. Работа с гербарием.

1

  • понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;
  • различать лиственные и хвойные деревья;
  • практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать ель и сосну;
  • описывать дерево по плану;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Работа по развитию связанной речи 13


Кто такие насекомые?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых;
  • работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых;
  • сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 14


Кто такие рыбы?

1

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
  • моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;
  • работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку;
  • описывать рыбу по плану;
  • приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Моделирование 15


Кто такие птицы?

Стр.36-37 Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев.

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
  • практическая работа: исследовать строение пера птицы;
  • работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
  • описывать птицу по плану;
  • сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отработка практических навыков и умений 16


Кто такие звери?

Стр.38-39 Практическая работа. Изучение строения шерсти животных.

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;
  • практическая работа: исследовать строение шерсти зверей;
  • работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку;
  • устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 17


Что окружает нас дома?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • характеризовать назначение бытовых предметов;
  • находить на рисунке предметы определенных групп;
  • работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку;
  • приводить примеры предметов разных групп;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работа по развитию связанной речи 18


Что умеет компьютер?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • определять составные части компьютера;
  • характеризовать назначение частей компьютера;
  • сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;
  • работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни;
  • моделировать устройство компьютера;
  • соблюдать правила безопасного обращения с компьютером;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Моделирование

II четверть - 14 часов 19


Что вокруг нас может быть опасным? Правила дорожного движения.

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;
  • характеризовать опасность бытовых предметов;
  • работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку;
  • моделировать устройство светофора;
  • оценивать свое обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге;
  • сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отработка практических навыков и умений 20


На что похожа наша планета?

1 1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • выдвигать предположения и доказывать их;
  • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
  • -работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли;
  • моделировать форму Земли;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 21


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» Стр.50-54

1

  • выполнять тестовые задания учебника;
  • выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
  • обсуждать выступления учащихся;
  • -оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Работа по развитию связанной речи

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) 22


Как живет семья?

Стр.56-57 Проект «Моя семья»

1

  • понимать учебную задачу данного урока и стремиться ее выполнить;
  • рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;
  • называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
  • рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
  • оценивать значение семьи для человека и общества.
  • В ходе выполнения проекта детис помощью взрослых учатся:
  • отбирать из семейного архива фотографии членов семьи и их изображения во время значимых для семьи событий;
  • интервьюировать членов семьи;
  • оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений.
  • составлять экспозицию выставки;
  • оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

При проставлении оценок не учитывается критерий «Норма времени» 23


Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

стр.60-61 Практическая работа Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды.

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • прослеживать по рисунку-схеме путь воды;
  • обсуждать необходимость экономии воды;
  • выяснять опасность употребления загрязненной воды;
  • практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отработка практических навыков и умений 24


Откуда в наш дом приходит электричество?

Стр.62-63 Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;
  • запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;
  • -анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям;
  • обсуждать необходимость экономии электроэнергии;
  • практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 25


Как путешествует письмо?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;
  • работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений,
  • рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку;
  • различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки;
  • работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работа по развитию связанной речи 26


Куда текут реки? Практическая работа. Приготовление «морской» воды.

1

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море;
  • сравнивать реку и море;
  • различать пресную и морскую воду;
  • практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды;
  • сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отработка практических навыков и умений 27


Откуда берутся снег и лед?

Стр.68-69 Практическая работа. Изучение свойств снега и льда.

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов;
  • наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 28


Как живут растения?

Стр.70-71 Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;
  • прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;
  • формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;
  • практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работа по развитию связанной речи 29


Как живут животные?

Стр.72-73 Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка.

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;
  • работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку;
  • практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка;
  • оценивать свои достижения на уроке.

Моделирование 30


Как зимой помочь птицам?

Стр.74-75 Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета.

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;
  • обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
  • практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм;
  • запомнить правила подкормки птиц;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 31


Откуда берется и куда девается мусор?

Стр. 78-79 Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов.

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;
  • обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;
  • практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;
  • сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отработка практических навыков и умений 32


Откуда в снежках грязь?

Стр.80-81 Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды.

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений;
  • обсуждать источники появления загрязнений в снеге;
  • формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;
  • сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Работа по развитию связанной речи

III-четверть-- 18 часов 33


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»Презентация проекта «Моя семья»


1

  • выполнять тестовые задания учебника;
  • выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
  • обсуждать выступления учащихся;
  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов

Раздел «Где и когда?» (11 ч) 34


Когда учиться интересно?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учебы;
  • работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе;
  • рассказывать о своем учителе;
  • формулировать выводы из коллективного обсуждения;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Моделирование 35


Проект «Мой класс и моя школа»

1
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

  • фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т.д
  • коллективно составлять рассказ о школе и классе;
  • презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами).
  • оформлять фотовыставку;
  • оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Отработка практических навыков и умений 36


Когда придет суббота?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;
  • работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль;
  • называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;
  • сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Моделирование 37


Когда наступит лето?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • анализировать схему смены времен года и месяцев;
  • называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы;
  • использовать цветные фишки для выполнения заданий;
  • характеризовать природные явления в разные времена года;
  • называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;
  • работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника;
  • наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работа по развитию связанной речи 38


Где живут белые медведи?

Стр.12-13

Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды.

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
  • рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
  • приводить примеры животных холодных районов;
  • устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отработка практических навыков и умений 39


Где живут слоны?

Стр.14-15

Практическая работа. Определение на глобусе экватора.

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку;
  • работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации;
  • приводить примеры животных жарких районов;
  • устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 40


Где зимуют птицы?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • различать зимующих и перелетных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;
  • работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку;
  • объяснять причины отлета птиц в теплые края;
  • приводить примеры зимующих и перелетных птиц;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работа по развитию связанной речи 41


Когда появилась одежда?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;
  • отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;
  • работать в паре: различать типы одежды в зависимости от ее назначения, подбирать одежду для разных случаев;
  • работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отработка практических навыков и умений 42


Когда изобрели велосипед?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • сравнивать старинные и современные велосипеды;
  • работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку;
  • обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;
  • запомнить правила безопасной езды на велосипеде;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работа с информацией 43


Когда мы станем взрослыми?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • сравнивать жизнь взрослого и ребенка,
определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;
  • работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием;
  • рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Отработка практических навыков и умений 44


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»


1

  • выполнять тестовые задания учебника;
  • выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
  • обсуждать выступления учащихся;
  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Работа по развитию связанной речи

Раздел: « Почему и зачем?» (22 ч.) 45


Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца;
  • работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звезд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;
  • использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;
  • работать со взрослыми: наблюдать картину звездного неба, находить на нем созвездие Льва.
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работа по развитию связанной речи 46


Почему Луна бывает разной?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем;
  • формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;
  • моделировать из пластилина форму Луны;
  • рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учеными, осуществлять самопроверку;
  • работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отработка практических навыков и умений 47


Почему идет дождь и дует ветер?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • наблюдать за дождями и ветром;
  • -работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек);
  • отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра;
  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;
  • осуществлять самопроверку;
  • сочинять и рассказывать сказку по рисунку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 48


Почему звенит звонок?

Стр.38-39 Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков.

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;
  • практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков;
  • обсуждать, почему и как следует беречь уши;
  • высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;
  • сочинять и рассказывать сказку по рисунку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Отработка практических навыков и умений 49


Почему радуга разноцветная?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
  • запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приема;
  • высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку;
  • работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку;
  • сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отработка практических навыков и умений 50


Почему мы любим кошек и собак?

1

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);
  • обсуждать наше отношение к домашним питомцам;
  • рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;
  • практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;
  • участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работа с планом

IV четверть-16 часов 51


Проект «Мои домашние питомцы».

1
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; - фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; - составлять рассказ о своей кошке (собаке), ее характере, повадках, играх. -презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); - оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Работа по развитию связанной речи 52


Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

1

1 - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; - рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; - устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Отработка практических навыков и умений 53


Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; - объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; - оценивать свое поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»; - формулировать правила поведения в природе; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 54


Зачем мы спим ночью?

1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; - работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку; - оценивать правильность своей подготовки ко сну; - рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; - определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Работа с планом 55


Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку; - работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Отработка практических навыков и умений 56


Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Стр.56-57

Практическая работа. Как правильно чистить зубы.

1
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, - отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять ихназначение; - рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; - практическая работа в паре: осваивать приемы чистки зубов и мытья рук; - запомнить, что зубная щетка и полотенце у каждого человека должны быть личные; - формулировать основные правила гигиены; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Отработка практических навыков и умений 57


Зачем нам телефон и телевизор?

1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать средства связи и средства массовой информации; - рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; - объяснять назначение радиоприемника, телевизора, газет и журналов; - работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприемники); - обсуждать назначение Интернета; - моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 58


Зачем нужны автомобили?

1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать автомобили и объяснять их назначение; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; - использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; - сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Работа по развитию связанной речи 59


Зачем нужны поезда?

1

1 - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать поезда в зависимости от их назначения; - работа в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; - использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Отработка практических навыков и умений 60


Зачем строят корабли?

1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать корабли в зависимости от их назначения; - рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Отработка практических навыков и умений 61


Зачем строят самолеты?

1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать самолеты в зависимости от их назначения; - рассказывать о своих впечатлениях от полета на самолете; - работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолета, проводить самопроверку и взаимопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 62


Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; - обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; - работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; - участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Разноуровневый инструментарий отслеживания результатов 63
Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолете; - участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Работа по развитию связанной речи 64
Зачем люди осваивают космос?Презентация проекта «Космос»

1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; - работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку; - моделировать экипировку космонавта; - участвовать в ролевой игре «Полет в космос»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Отработка практических навыков и умений 65
Почему мы часто слышим слово «экология»?

1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; - оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; - участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; Работа по развитию связанной речи 66
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

1
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - выполнять тестовые задания учебника; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. - находить в тексте учебника ответы на вопросы; Отработка практических навыков и умений Всего по КТП: 66 часов Дано за год :

13


© 2010-2022