- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 4-м классе «Употребление в речи имён прилагательных – антонимов»
Урок русского языка в 4-м классе «Употребление в речи имён прилагательных – антонимов»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лекомцева О.В. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 4-м классе
«Употребление в речи имён прилагательных - антонимов».
Планируемые результаты
предметные: обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах. Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.
Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу,
Метапредметные универсальные учебные действия:
познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки осуществляют поиск нужной информации в учебнике, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме,
коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формулируют свое мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание, принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения.
регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполняют учебные действия в устной и письменной речи, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Собирает нас звонок
На замечательный урок!
Подравнялись, тихо встали,
Глазки на меня подняли! Садитесь!
-
- Ребята, вам знакома фамилия писателя Евгения Шварца? Е. Шварц написал «Сказку о потерянном времени». В ней говорится о том, как дети, которые часто опаздывали в школу, бродили по улицам во время уроков - в общем, теряли драгоценное время - однажды, превратились в старичков и им пришлось возвращать потерянное время, чтобы вновь стать детьми, учениками.
Один из старичков не успел сделать этого в сказке. Он просит нас помочь ему вернуть потерянное время. Для этого мы должны многое успеть на этом уроке и выполнить все задания.
Сообщение темы и цели урока.
Минутка чистописания.
Маленькая ложь рождает большую неправду.
Прочитайте запись. Что вы прочитали? Как вы понимаете эту пословицу?
Спишите, обозначьте орфограммы.
-
Актуализация знаний.
Какой частью речи выражены выделенные слова?
Что мы уже знаем об имени прилагательном?
Чем они отличаются? (Они противоположны по значению).
-
Как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)
-
Сделайте вывод, о чем мы будем говорить на уроке? (Об именах прилагательных - антонимах).
- Верно, тема нашего сегодняшнего урока: «Употребление имен прилагательных - антонимов в речи».
Сегодня мы с вами будем говорить о роли антонимов-прилагательных в речи, подбирать антонимы к словам, правильно их употреблять.
-
Открытие нового знания.
-
Создание проблемной ситуации.
Итак, антонимы - это…(слова с противоположным значением). Приведите свои примеры.
На слайде пары слов. Я считаю, что это антонимы. Вы согласны? Докажите.
день - ночной добрый - зло худеть - толстяк
Вывод. Давайте вместе дополним определение антонимов:
антонимы - разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи.
-Давайте обратимся к словарю Ожегова.
А какими частями речи могут быть антонимы?
Запишите эти пары так, чтобы антонимы были выражены прилагательными.
-
Закрепление пройденного материала.
Работа в парах над предложением.
Прочитайте неполные предложения. Вставьте нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их род.
1. Река ….. ……………, а ручей …. ………... 2. Камень …………….., а вата ……………….
3.Сметана …………………, а чай …. ………………..4. Сажа …………………, а снег …………………
Физминутка.
Ниже (присели) - выше (встали)
Уже (руки сложить вместе) - шире (руки в стороны)
Дальше (смотрим вдаль) - ближе (наклон вперед)
похлопали - громче, сели - тише.
-
Работа с учебником. - Откройте учебники на стр. 37, упражнение 205. (Выполняется по шагам.) по вариантам. Самопроверка.
Запись в тетради:
-
Честный - лживый человек
-
Узкий - широкий пояс
-
Близкий - далекий берег
-
Прекрасный - ужасный день
-
Устный - письменный рассказ
-
Прекрасный - безобразный рисунок.
-
Устная работа по выявлению роли прилагательных в речи.
Работа в группах. (класс делится на 6 групп)
Каждая группа отгадывает загадку про животного и готовит описание своего зверька с использованием прилагательных;
(Каждая группа получает конверт, на котором напечатана загадка, отгадав ее, дети вскрывают конверт - внутри его иллюстрация животного. Работают в группах, составляя описание животного.)
Вывод:
-С какой целью используются в речи имена прилагательные? чтобы точно описать предмет, нужно назвать его признак.
-
Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят еще одно хорошее слово.
широкий - … (узкий)
твёрдый - … (мягкий)
старый - … (новый)
скучный -… (интересный)
бесполезный -… (ценный)
неряшливый -… (аккуратный) умница
широкий - … (узкий)
твёрдый - … (мягкий)
старый - …(новый)
скучный - … (интересный)
длинный - … (короткий) умник
-
Итог урока.
- Что мы успели повторить и закрепить на уроке? Для чего мы употребляем прилагательные-антонимы?
Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь нашего гостя ждет превращение. Для этого вы должны подобрать антонимы к словам, которые я назову.
Наш старичок:
светловолосый - темноволосый, (убираю светлые волосы)
Грустный - веселый (переворачиваю грустную улыбку)
Старый - молодой (убираю бороду).
- Наш гость был старичком, а стал учеником. Пожелаем ему быть таким же прилежным и старательным, как вы, ребята.
- Оценки за работу на уроке в тетрадях получит каждый из вас. А себя оцените смайликами.
- Урок окончен. Спасибо за внимание.
Приложение к уроку
Фамилия Имя___________________________
Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят слово.
широкий - ___________________________
твёрдый - ____________________________
старый - ______________________________
скучный - _____________________________
бесполезный - _________________________
неряшливый - __________________________
Фамилия Имя___________________________
Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят слово.
широкий - ___________________________
твёрдый - ____________________________
старый - ______________________________
скучный - _____________________________
бесполезный - _________________________
неряшливый - __________________________
Фамилия Имя___________________________
Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят слово.
широкий - ___________________________
твёрдый - ____________________________
старый - ______________________________
скучный - _____________________________
бесполезный - _________________________
неряшливый - __________________________
Фамилия Имя___________________________
Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят слово.
широкий - ___________________________
твёрдый - ____________________________
старый - ______________________________
скучный - _____________________________
бесполезный - _________________________
неряшливый - __________________________
Фамилия Имя_______________________________
Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят слово.
широкий - ___________________________________
твёрдый - ____________________________________
старый - _____________________________________
скучный - ____________________________________
длинный - ____________________________________
Фамилия Имя_______________________________
Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят слово.
широкий - ___________________________________
твёрдый - ____________________________________
старый - _____________________________________
скучный - ____________________________________
длинный - ____________________________________
Фамилия Имя_______________________________
Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят слово.
широкий - ___________________________________
твёрдый - ____________________________________
старый - _____________________________________
скучный - ____________________________________
длинный - ____________________________________
Фамилия Имя_______________________________
Подбери к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят слово.
широкий - ___________________________________
твёрдый - ____________________________________
старый - _____________________________________
скучный - ____________________________________
длинный - ____________________________________
Прочитайте неполные предложения. Вставьте нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их род.
1. Река ….. ……………, а ручей …. ………... 2. Камень …………….., а вата ……………….
3.Сметана …………………, а чай …. ………………..4. Сажа …………………, а снег …………………
Прочитайте неполные предложения. Вставьте нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их род.
1. Река ….. ……………, а ручей …. ………... 2. Камень …………….., а вата ……………….
3.Сметана …………………, а чай …. ………………..4. Сажа …………………, а снег …………………
Прочитайте неполные предложения. Вставьте нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их род.
1. Река ….. ……………, а ручей …. ………... 2. Камень …………….., а вата ……………….
3.Сметана …………………, а чай …. ………………..4. Сажа …………………, а снег …………………
Прочитайте неполные предложения. Вставьте нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их род.
1. Река ….. ……………, а ручей …. ………... 2. Камень …………….., а вата ……………….
3.Сметана …………………, а чай …. ………………..4. Сажа …………………, а снег …………………
Прочитайте неполные предложения. Вставьте нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их род.
1. Река ….. ……………, а ручей …. ………... 2. Камень …………….., а вата ……………….
3.Сметана …………………, а чай …. ………………..4. Сажа …………………, а снег …………………
Прочитайте неполные предложения. Вставьте нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их род.
1. Река ….. ……………, а ручей …. ………... 2. Камень …………….., а вата ……………….
3.Сметана …………………, а чай …. ………………..4. Сажа …………………, а снег …………………
Прочитайте неполные предложения. Вставьте нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их род.
1. Река ….. ……………, а ручей …. ………... 2. Камень …………….., а вата ……………….
3.Сметана …………………, а чай …. ………………..4. Сажа …………………, а снег …………………
Прочитайте неполные предложения. Вставьте нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их род.
1. Река ….. ……………, а ручей …. ………... 2. Камень …………….., а вата ……………….
3.Сметана …………………, а чай …. ………………..4. Сажа …………………, а снег …………………
Прочитайте неполные предложения. Вставьте нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их род.
1. Река ….. ……………, а ручей …. ………... 2. Камень …………….., а вата ……………….
3.Сметана …………………, а чай …. ………………..4. Сажа …………………, а снег …………………
Прочитайте неполные предложения. Вставьте нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их род.
1. Река ….. ……………, а ручей …. ………... 2. Камень …………….., а вата ……………….
3.Сметана …………………, а чай …. ………………..4. Сажа …………………, а снег …………………
Прочитайте неполные предложения. Вставьте нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их род.
1. Река ….. ……………, а ручей …. ………... 2. Камень …………….., а вата ……………….
3.Сметана …………………, а чай …. ………………..4. Сажа …………………, а снег …………………
Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
На овчарку он похож.
Что ни зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть!
Хозяин лесной просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост- краса.
Кто же это?...
На ветке не птичка-
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?...
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.