Урок познания мира 1 класс Части растений

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Предмет: ПОЗНАНИЕ МИРА 1 КЛАСС

ТЕМА: Группы растений. Органы растений и их функции.

Тема: Группы растений. Органы растений и их функции.

Цель:

  • Создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; для формирования первоначальных понятий об общих частях растений.

  • Содействовать развитию у учащихся навыков умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на жизненный опыт

  • Воспитывать бережное отношения к природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Методы, методические приемы, технологии. ИКТ, Игровая технология, ЛОО; Деятельностный подход. Форма урока. Урок-сказка. Планируемые результаты: ученики научатся находить, показывать и называть общие части у разных растений. Оборудование: презентация по теме урока, рисунок «Части растений» карточки - названия частей растений, предметные картинки, рисунок-схема растения (индивидуальные - у учеников, увеличенная - на доске), гербарии, компьютер.

Ход урока Этап урока

Содержание работы

(Деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель: Психологический настрой учащихся на предстоящий урок

Актуализация

Цель: воспроизведение ЗУН, нужных для «открытия» новых знаний .




Сообщение целей и темы урока.

Цель:

Организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов.


Этап усвоения новых знаний.

Цель: Учащиеся должны иметь конкретное представление о группах растений и частях цветкового растения.



















Этап закрепления материал.

Цель: Закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.


Итог урока.

Цель: Проверка усвоения знаний. Рефлексия.

Слово учителя:

- Ребята! На цветик-семицветик заколдовала злая колдунья. Хотите его расколдовать!

- Если будете правильно отвечать, не выкрикивать с места, внимательно слушать, цветик-семицветик сможет исполнять ваши желания и даже подарит вам свои фото. А также разрешит посадить рядом цветочки.

-Первое задание. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будем говорить.


Что такое природа?

- Дополните: природа делится на...

- Что относится к живой природе?

- Происходят ли изменения в живой природе в разное время года?

- Какое время года описывает в своем стихотворении наш земляк М.Чистяков?

Короче день.
Идет на убыль солнце.
Тускнеет даль. Рябит озерный плес.
И падают, как желтые червонцы,
Резные листья с кленов и берез.

-Это стихотворение М.Чистякова «Октябрь».

- Как изменились растения? Почему?

- Какая сегодня погода?

- Составить рассказ об осени.

Итог: Вы хорошо подготовили домашнее задание. Вспомнили, что такое природа. Один листочек мы расколдовали.

Тема. Цель.

- Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем сегодня исследовать на уроке, какой секрет разгадаем.

Дышит, растёт, а ходить не может.

- Что вы знаете о растениях?

-Наука о растениях называется ботаникой. Ученые-ботаники изучают царство растений.

Сегодня мы все будем ботаниками и изучим растения.Что вы хотите узнать о растениях?

Зачем нужно нам изучать растения?

-Сегодня на уроке узнаем, на какие группы делятся растения? Какие у растения есть органы, как они называются, благодаря которым и развивается растение? Это и будет цель нашего сегодняшнего урока

- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Растения - зеленая одежда Земли". Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

1. Работа по учебнику.

-Пришла пора расколдовать второй лепесток.

Работа по учебнику.

-Рассмотрите иллюстрации на с.32-33.

- Назовите одним словом изображенные предметы.

-По внешним признакам разделите эти растения на группы?

2.Работа в группе.

Работа по карточкам.

Задание: Распределение растений по группам.

Соедини стрелочкой. Объясни.

-Чем различаются деревья, кустарники, травянистые растения?

-Чем различаются деревья лиственных и хвойных пород? Показать гербарий березы и ели.

- Какие деревья? кустарники? травы растут в наших краях?

Итог: Назвать группы растений.

Расколдовали второй лепесток.

- Растения такие разные: и по высоте, по месту обитания, по цвету и т.д. Но называем одним словом «растения». Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений? Что же?

ФИЗМИНУТКА

Показать: «Деревья - высокие - потянуться, кустарники широкие - руки в стороны. трава, цветы низкие - присесть»

Береза, одуванчик, сирень.

Ландыш, тополь, смородина.

2. Работа с гербарием.

- Хотите узнать, что объединяет все растения? Рассмотрите гербарный экземпляр цветкового растения. Какие части растений есть у данных растений? Какая самая главная?

(1 - цветок, 2 - лист, 3 - стебель, 4 - корень; еще у цветкового растения бывают плоды и семена).

Вот заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

Первым выступил Корень.

- Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение - я и людей, и животных кормлю. Да еще и лечу иногда.

Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности!

- Зачем растению корень?

Вот мы вместе с Сашей расколдовали третий лепесток.

Стебель, вслед за Корнем, возмущается:

"Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали?

Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. Поднимаю вверх ветви с листьями и располагаю их удобно, чтобы все солнышко увидели. Не было бы меня - не было бы и растения".

- Нам Алена раскажет, что она узнала о стеблях растений из справочника школьника

- Важен ли стебель для растения?

- Для чего нужен стебель?

Вот уже и 4 лепесток расколдовали.

-Дальше слушаеем сказку.

Лист.

Возмутился Лист: "Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил Вам питательные вещества, то вас и не было бы. Еще я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А вас я могу вырастить и сам".

- Кто согласен с листом? Денис, согласен?

- Важны ли листья для растения?

- Зачем у нас в классе комнатные растения?

-Расколдовали мы уже и 5 лепесток. Сколько еще осталось лепестков?

ФИЗМИНУТКА

Ветер дуем нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше, выше.

Цветок.

"Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный, - сказал маленький бутон, который обещал стать прекрасным цветком. Все, что вы делаете, это все для меня. Не будет меня - не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, - все это забота обо мне. Будет цветок - будет семя, а значит - будет растение".

- Что еще цветок значит для растения? На это вопрос ответит Настя.

- Для чего нужен цветок?

- Пора расколдовать еще лепесток. Остается последний лепесток. Ох, и, молодцы, же мои детки!

А Плод и Семя утверждают:"Ваш спор неудачен. Все, что вы добыли из почвы, воздуха и воды, - все это для того, чтобы я созрел и дал жизнь новому растению. Из меня разовьются и корень, и стебель, и листья, и цветки, и плоды, и новые семена!" Почему ценят люди плод и семя? Скажет Саламбек.

Расколдовали мы последний лепесток. Цветик - семицветик может снова выполнять желания.

А теперь скажите, какой орган самый главный, если нам цветочек улыбнется, значит, мы справились с заданием.

- Кто же из органов растения выиграл спор?

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какой можно сделать вывод?

ВЫВОД: Все части растения важны. Это единый организм.

3. Рубрика «Это интересно»

• Самые короткие стебли - у водных плавающих растений.

• Наибольшие листья в нашей местности - у лопуха.

• Наименьший цветок - у ряски безкорневой, которая укрывает стоящие водоемы,- не больше головки иглы.

Практическая работа.

1. Работа с гербарием. Рассмотреть внимательно растение и назвать друг другу органы растений.

2. Самостоятельно подписать одной буквой все органы растений. 1 ученик у доски прикрепляет надписи.

В результате такой работы учащиеся приходят к выводу, что у всех растений есть листья, плоды с семенами, цветы, стебель-ствол. Одновременно на магнитной доске прикрепляются карточки со словами - в виде схемы. КОРЕНЬ СТЕБЕЛЬ ЛИСТ ЦВЕТОК ПЛОД И СЕМЯ

- Какой момент урока запомнился?

- Где испытывали трудности?

- Удалось ли их преодолеть?

- Что нового узнали?

- Кому понравилось быть ботаниками,

Цветик-семицветик разрешает посадить рядом свои цветы.

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость.

И даст вам природа здоровье и радость.

Дополнительно:

1.Растения нужно беречь

Игра "Как бы вы поступили?"

1. Мальчик сделал острый меч

И давай кустарник сечь

Да кричать:

"Я здесь храбрец!"

Вопросы классу:

-Что, он вправду молодец?

-Что будет с тем кустарником, который порубил мальчик?

-Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль двора и тротуаров?

-Чем отличается куст от дерева?

2. Посмотрите на Захарку,

Он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только:

Ну, зачем цветов рвать столько?

Вопросы классу:

Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?

3. Деревья садят дети,

А две подружки эти

Глядят со стороны.

Стоят, не помогают

И деток убеждают:

" Деревья не нужны".

-Нужны ли деревья людям?

Настраиваются на работу на уроке..Создается положительный настрой на работу.

Устные ответы

Ученица.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и роса.

Человек и время года -

Это все вокруг… (природа)

ПРИРОДА - это окружающий нас мир, что не создано руками человека.

живую и неживую

растения, животные, человек

устные ответы

Рассказ об осени по картине.

За рассказ об осени ученик получает звездочку.

Это растение.

Устные ответы. Они живые, любят воду, свет, за ними нужно ухаживать и т.д.

Устные ответы.

Демонстрация фотографий.

Деревья, кустарники и травы.

работа в группе

1.Дерево - один стебель (ствол). Покрыт корой.

2.Кустарник - несколько стеблей, гибких и тонких, покрытых корой.

3. Трава - невысокая. Стебель тонкий, без коры, гибкий.

Деревья, кустарники, травы.

рассматривают растения

устные ответы



Ученик. Корень - всему основа. Его почти никогда не видно, он находится в земле. Это он удерживает растение в почве, дает ему питательные вещества и влагу. Корень сражается за жизнь растения. Чаще легче сломать стебель, чем выдернуть растение с корнем. Легче спилить дерево, чем выкорчевать его. Каждым своим ответвлением корень старается удержаться в земле и спасти растение.


  • впитывают влагу

  • берут питание из почвы

  • удерживают растение в земле

Ученица. Стебель придает растению форму. Он несет на себе листья и цветки. Он никогда не устает переносить соки от корня к листьям и цветкам. Стебли бывают разные. У одних растений они стоят прямо, у других - стелются по земле, а у третьих - находятся под землей. У молодых растений стебель тонкий и гибкий. Но со временем он утолщается и твердеет.

Стебель держит листья и цветок

Ученик. Листья есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого он прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки. У всех растений листья разные. Листья помогают корням заботиться о растении. Каждый лист - это маленькая кухня, где готовится пища для самого листа и для растения. Из чего же состоит пища? Из воды, которую поглощает корень, и углекислого газа, который листок получает из воздуха. А еще листья наполняют воздух, которым мы дышим, кислородом.

Листья ловят солнечные лучики, листьями растение дышит.

Ученица.. Цветок - украшение растений. Цветок нужен растениям. У цветка такие красивые лепестки и свой особенный аромат. Это нужно для того, чтобы привлечь насекомых. Они слетаются на сладкий нектар и переносят пыльцу - опыляют растение. Вскоре на месте опыленного цветка образуется плод с семенами.В нём образуются семена и плоды

Ученик. Плод - это то, что люди больше всего ценят в растениях. Все любят лакомиться сочными и спелыми яблоками и грушами, персиками и сливами.

Растение - единый организм, в котором согласованно функционируют все его органы


Внимательно слушают


Работают в паре

Работают по индивидуальным карточкам. 1 ученик работает у доски.


© 2010-2022