Конспект урока русского языка Язык и речь

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Язык и речь. Речь главный способ общения людей

Цели урока:

  • учить составлять предложения; при помощи вопросов устанавли­вать связь между словами в предложении;

  • учить оформлять на письме начало и конец предложения, соблю­дать правильную интонацию при устных высказываниях;

  • дать учащимся понять, что предложение является единицей речи, выражающей законченную мысль.

Ход урока

I. Организационный момент

-Чем вы занимались летом?

-Как называется все то, о чем вы рассказали? (Устная речь)

-Существует ли возможность познакомиться с тем, о чем гово­рил человек, не слыша его речи? (Да, если речь записана на бумаге, ее можно прочитать.)

-Как будет называться такая речь? (Письменная речь.)

-Какой предмет в школе существует для того, чтобы научить вас грамотно писать?

II. Знакомство с учебником «Русский язык»

-Прочитайте название учебника. Кто его авторы?

-Почему некоторые буквы выделены красным цветом? (Эти буквы нужно запомнить, это словарные слова.)

-Какие слова напечатаны на обложке?

-Какая орфограмма спрятана в слове чайка?

-Давайте познакомимся с условными обозначениями в учебни­ке. Для чего они нужны?

-Урок русского языка называют еще грамматикой.

Грамматика, грамматика

-Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составишь телеграмму

И открытку не оправишь,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравишь!

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я.

(О. Высотская).

- Откройте тетради. Запишите число и первые в этом учебном году словарные слова:

Классная работа. Русский язык. Грамматика.

- Кто помнит, каким образом мы можем проверить написание безударного гласного звука в слоге грамм - ? (Грамота.)

III. Чистописание

- Сегодня мы по образцу пропишем буквы русского алфавита.

(Необходимо напомнить детям правила посадки при письме, положение тетради, как правильно держать ручку.)

IV. Понятие о предложении

1. Устное сочинение на тему «Прощай, лето!»

- Как называется все, что мы сочинили?

- Какие виды речи знаете? (Устная и письменная)

2. Откройте учебник на с. 3. Прочитайте задание к упражнению 1.

- Кто напомнит начало сказки «Теремок»?

- Из чего состояла твоя речь? (Из предложений.)

- Для чего существует предложение? (Чтобы передать мысль.)

- Что побеждает в сказках - добро или зло?

Анализ предложения с целью развития орфографической зоркости:

Звери весело пляшут.

- Какую мысль я вам передала?

- Составим схему предложения. (Дети выполняют в тетрадях.)

- Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Второе? Третье? Как обозначим на схеме запись первого слова предложения? Что в конце поставим?

- Давайте, разделим слова на слоги и подставим гласные буквы в схему.

- Какие гласные буквы в слове весело находятся в слабой позиции?

- Как проверить их написание? (Подобрать проверочное слово: веселые.)

- Если слово отвечает на вопрос Как? (хорошо, весело, дружно), то на конце пишем букву о.

- А теперь под схемами под диктовку запишем предложение.

Написание гласных букв сверяйте со схемой.

4. Упр. 2.После ответов на все вопросы к тексту упражнения выявить все орфограммы в словах первого предложения.

- Почему не смогли найти проверочное слово к слову горшок? (Это словарное слово.)

- Давайте проанализируем это слово и запишем его в словарик.

5. Упр. 3.Объясните правописание гласных букв, находящихся в слабой позиции.

- К какому слову не смогли найти проверочное слово? (Комар.)

- Запишите его в словарик.

6. Упр. 4.Так чем же мы пользуемся в нашей речи, чтобы передать друг другу свои мысли? (Предложением.)

- Прочитайте, что написано на доске: прискакать лягушка к теремку квакушка

- А теперь прочитайте группу слов в упр. 4.

- Спишите тот текст, в котором слова образуют предложения. Откуда будем списывать - из книги или с доски?

- Вспомните, как нужно на письме показать, что написано предложение, а не отдельные слова.

- Чем отличается слово от предложения? {Слово только называет что-то (предмет, действие и т. д.), а предложение сообщает о чем-то, выражает законченную мысль.)

Упр. 5 (устно).

- Как мы должны поступить, чтобы эта группа слов стала предложением? (Добавить слова так, чтобы предложение передавало какое-то сообщение.)

- Кто образует предложение, не изменяя словосочетание «жить в теремке»? (Звери стали дружно жить в теремке)

- Сколько слов в этом предложении?

7. На доске выписан текст:

Хомяк - это радость и забота его надо кормить в клетке нужно чаще убирать он любит внимание он очень любит молоко

- Разделите текст на предложения с помощью интонации.

- Закончите текст восклицательным или вопросительным предложением. (У тебя есть хомяк? Ты любишь хомяков? Как хорошо иметь хомяка! Я очень люблю хомяка!)

8. Распространить предложение: Осень наступила. (Золотая осень наступила быстро)

Итоги урока.

- Из чего состоит предложение?

- Что выражает предложение?

- Как оформляем предложение на письме?

- Какие бывают предложения по интонации?

- Чем отличается распространённое предложение от нераспространённого?

Домашнее задание.


© 2010-2022