- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа факультативного курса Умники и умницы
Программа факультативного курса Умники и умницы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зубова Ж.А. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
-
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»
-
Благовещенского района Алтайского края
- РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ методическим объединением
Заместитель директора Директор школы учителей _________________
по УВР __________Л.В. Требтау Протокол №______________ _________ (___________) Приказ № ____________ от «____»____________2015г. «____»_________2015г. от «___» __________2015 г. Руководитель МО ____________
-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
-
по факультативному курсу
-
«Умники и умницы»
-
4 В класс
-
( начальное общее образование
-
уровень базовый)
Составитель:
Зубова Жанна Анатольевна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная
категория
р.п. Благовещенка-2015 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Ожидаемый результат
4. Литература
Пояснительная записка
Специальный курс «Развитие познавательных способностей» направлен на то, чтобы помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Введение регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование .Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску , вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данной программе происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Программа представляет собой единый курс занятий с 1- го по 4-й класс. На каждое занятие отводится 40 минут. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребенка , развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности . Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление . Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются : увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки. Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели : познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект. Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы. Воспитывающий аспект. Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я - концепция») Рекомендуемая модель занятия. «Мозговая гимнастика» (2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия Предлагаемые упражнения: «Качания головой», «Ленивые восьмерки», «Шапка для размышлений, коррегирующая гимнастика для глаз.
- Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно . Поэтому в разминку включены достаточно легкие , способные вызвать интерес вопросы . рассчитанные на сообразительность , быстроту реакции , окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности .
- Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей : памяти , внимания , воображения . мышления(10 минут)
- Логически поисковые задания (10 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки : ребусами , кроссвордами и так далее . Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления , заставляет находить оригинальные , нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций . Это весьма важно , поскольку при выполнении таких заданий ребенок , который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, так как решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка.
- Веселая переменка (3 минуты). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько заданий одновременно.
- Нестандартные задачи (10 минут). Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, то есть задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Задачи , предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию , но и по сложности . На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи. Поэтому возникают условия для нормализации самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а также некоторое снижение самооценки (по отношению к ее завышенному состоянию) у детей, отличающихся учебными успехами только за счет прилежания и старательности.
Цели и задачи
Цели:
- развивать память, внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление;
- создавать условие для проявления в детях их творческих способностей.
Задачи:
Познавательные.
- формировать и развивать память, внимание, воображение;
- формировать и развивать общеучебные умения и навыки (умение работать с книгой, самоконтроль и самооценка).
Развивающие:
- развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением;
- развитие мышления (умение анализировать, сравнивать обобщать, выделять главное, делать выводы, доказывать и опровергать)
- развивать сенсорные сферы (глазомер, моторику рук и др.)
Воспитательные:
- воспитание системы межличностных отношений
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема занятий
Коли-чество
часов
Оборудование
Дата 1. Выявление уровня развития познавательных процессов учащихся в начале учебного года
1
Рабочая тетрадь
2. Развитие концентрации внимания.
1
Рабочая тетрадь
3. Тренировка внимания.
1
Рабочая тетрадь
4. Тренировка слуховой памяти.
1
Рабочая тетрадь
5. Тренировка зрительной памяти.
1
Рабочая тетрадь
6. Поиск закономерностей.
1
Рабочая тетрадь
7. Совершенствование воображения.
1
Рабочая тетрадь
8. Развитие быстроты реакции, мышления.
1
Рабочая тетрадь
9. Развитие концентрации внимания.
1
Рабочая тетрадь
10. Тренировка внимания.
1
Рабочая тетрадь
11. Тренировка слуховой памяти.
1
Рабочая тетрадь
12. Тренировка зрительной памяти.
1
Рабочая тетрадь
13. Поиск закономерностей.
1
Рабочая тетрадь
14. Совершенствование воображения.
1
Рабочая тетрадь
15. Развитие быстроты реакции, мышления.
1
Рабочая тетрадь
16. Развитие концентрации внимания.
1
Рабочая тетрадь
17. Тренировка внимания.
1
Рабочая тетрадь
18. Тренировка слуховой памяти.
1
Рабочая тетрадь
19. Тренировка зрительной памяти.
1
Рабочая тетрадь
20. Поиск закономерностей.
1
Рабочая тетрадь
21. Совершенствование воображения.
1
Рабочая тетрадь
22. Развитие быстроты реакции, мышления.
1
Рабочая тетрадь
23. Развитие концентрации внимания.
1
Рабочая тетрадь
24. Тренировка внимания.
1
Рабочая тетрадь
25. Тренировка слуховой памяти.
1
Рабочая тетрадь
26. Тренировка зрительной памяти.
1
Рабочая тетрадь
27. Поиск закономерностей.
1
Рабочая тетрадь
28. Совершенствование воображения.
1
Рабочая тетрадь
29. Развитие быстроты реакции, мышления.
1
Рабочая тетрадь
30. Развитие концентрации внимания.
1
Рабочая тетрадь
31. Тренировка внимания.
1
Рабочая тетрадь
32. Тренировка слуховой памяти.
1
Рабочая тетрадь
33. Тренировка зрительной памяти.
1
Рабочая тетрадь
34.
Поиск закономерностей.
1
Рабочая тетрадь
35. Выявление уровня развития познавательных процессов учащихся в конце учебного года
1
Рабочая тетрадь
Ожидаемый результат
-положительная динамика в развитии зрительной и слуховой памяти, внимания, концентрации внимания, воображения, логического мышления;
-развитие речи, умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, доказывать и опровергать;
-развитие глазомера, моторики рук;
-развитие общеучебных умений и навыков учащихся;
-воспитание самоконтроля, самооценки, умений работать в парах, в группах;
-развитие творческих способностей.
Литература 1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради 4 класс. М. Росткнига , 2004 2 .Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие 4класс. М. Росткнига , 2004