Программа факультативного курса Умники и умницы

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

  1. «Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»

  2. Благовещенского района Алтайского края

  3. РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ методическим объединением

    Заместитель директора Директор школы учителей _________________

    по УВР __________Л.В. Требтау Протокол №______________ _________ (___________) Приказ № ____________ от «____»____________2015г. «____»_________2015г. от «___» __________2015 г. Руководитель МО ____________

  4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  5. по факультативному курсу

  6. «Умники и умницы»

  7. 4 В класс

  8. ( начальное общее образование

  9. уровень базовый)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Н.К. Винокуровой.







Составитель:

Зубова Жанна Анатольевна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная

категория






р.п. Благовещенка-2015 г.

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Календарно-тематическое планирование

3. Ожидаемый результат

4. Литература

Пояснительная записка


Специальный курс «Развитие познавательных способностей» направлен на то, чтобы помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Введение регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование .Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску , вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данной программе происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Программа представляет собой единый курс занятий с 1- го по 4-й класс. На каждое занятие отводится 40 минут. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребенка , развитие и совершенствование которых очень важны для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности . Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление . Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются : увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки. Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели : познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект. Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект. Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы. Воспитывающий аспект. Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я - концепция») Рекомендуемая модель занятия. «Мозговая гимнастика» (2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия Предлагаемые упражнения: «Качания головой», «Ленивые восьмерки», «Шапка для размышлений, коррегирующая гимнастика для глаз.

  1. Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно . Поэтому в разминку включены достаточно легкие , способные вызвать интерес вопросы . рассчитанные на сообразительность , быстроту реакции , окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребенка к активной познавательной деятельности .
  2. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей : памяти , внимания , воображения . мышления(10 минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности .
  1. Логически поисковые задания (10 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки : ребусами , кроссвордами и так далее . Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления , заставляет находить оригинальные , нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций . Это весьма важно , поскольку при выполнении таких заданий ребенок , который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, так как решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка.
  2. Веселая переменка (3 минуты). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребенка, но и умение выполнять несколько заданий одновременно.
  3. Нестандартные задачи (10 минут). Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, то есть задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Задачи , предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию , но и по сложности . На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи. Поэтому возникают условия для нормализации самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо осваивают учебный материал в классе, а также некоторое снижение самооценки (по отношению к ее завышенному состоянию) у детей, отличающихся учебными успехами только за счет прилежания и старательности.
Учитель может внести необходимые изменения в то или иное задание, исключить какие-либо задания исходя из возможностей класса и своих, оценить эффективность занятия и степень помощи, которую следует сказать каждому ребенку.
















Цели и задачи



Цели:

  • развивать память, внимание, наблюдательность, воображение, логическое мышление;
  • создавать условие для проявления в детях их творческих способностей.

Задачи:
Познавательные.
  • формировать и развивать память, внимание, воображение;
  • формировать и развивать общеучебные умения и навыки (умение работать с книгой, самоконтроль и самооценка).

Развивающие:
  • развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением;
  • развитие мышления (умение анализировать, сравнивать обобщать, выделять главное, делать выводы, доказывать и опровергать)
  • развивать сенсорные сферы (глазомер, моторику рук и др.)

Воспитательные:
  • воспитание системы межличностных отношений

























Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятий

Коли-чество

часов



Оборудование



Дата 1. Выявление уровня развития познавательных процессов учащихся в начале учебного года

1

Рабочая тетрадь


2. Развитие концентрации внимания.

1

Рабочая тетрадь


3. Тренировка внимания.

1

Рабочая тетрадь


4. Тренировка слуховой памяти.

1

Рабочая тетрадь


5. Тренировка зрительной памяти.

1

Рабочая тетрадь


6. Поиск закономерностей.

1

Рабочая тетрадь


7. Совершенствование воображения.

1

Рабочая тетрадь


8. Развитие быстроты реакции, мышления.

1

Рабочая тетрадь


9. Развитие концентрации внимания.

1

Рабочая тетрадь


10. Тренировка внимания.

1

Рабочая тетрадь


11. Тренировка слуховой памяти.

1

Рабочая тетрадь


12. Тренировка зрительной памяти.

1

Рабочая тетрадь


13. Поиск закономерностей.

1

Рабочая тетрадь


14. Совершенствование воображения.

1

Рабочая тетрадь


15. Развитие быстроты реакции, мышления.

1

Рабочая тетрадь


16. Развитие концентрации внимания.

1

Рабочая тетрадь


17. Тренировка внимания.

1

Рабочая тетрадь


18. Тренировка слуховой памяти.

1

Рабочая тетрадь


19. Тренировка зрительной памяти.

1

Рабочая тетрадь


20. Поиск закономерностей.

1

Рабочая тетрадь


21. Совершенствование воображения.

1

Рабочая тетрадь


22. Развитие быстроты реакции, мышления.

1

Рабочая тетрадь


23. Развитие концентрации внимания.

1

Рабочая тетрадь


24. Тренировка внимания.

1

Рабочая тетрадь


25. Тренировка слуховой памяти.

1

Рабочая тетрадь


26. Тренировка зрительной памяти.

1

Рабочая тетрадь


27. Поиск закономерностей.

1

Рабочая тетрадь


28. Совершенствование воображения.

1

Рабочая тетрадь


29. Развитие быстроты реакции, мышления.

1

Рабочая тетрадь


30. Развитие концентрации внимания.

1

Рабочая тетрадь


31. Тренировка внимания.

1

Рабочая тетрадь


32. Тренировка слуховой памяти.

1

Рабочая тетрадь


33. Тренировка зрительной памяти.

1

Рабочая тетрадь


34.
Поиск закономерностей.

1

Рабочая тетрадь


35. Выявление уровня развития познавательных процессов учащихся в конце учебного года

1

Рабочая тетрадь







Ожидаемый результат


-положительная динамика в развитии зрительной и слуховой памяти, внимания, концентрации внимания, воображения, логического мышления;

-развитие речи, умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, доказывать и опровергать;

-развитие глазомера, моторики рук;

-развитие общеучебных умений и навыков учащихся;

-воспитание самоконтроля, самооценки, умений работать в парах, в группах;

-развитие творческих способностей.






































Литература 1. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради 4 класс. М. Росткнига , 2004 2 .Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие 4класс. М. Росткнига , 2004













































© 2010-2022