Разработка занятия по внеурочной деятельности «Живой символ Курского края - соловей»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта занятия №11
Направление внеурочной деятельности: гражданско-патриотическое Реализуемая программа: «Россия - Родина моя» Класс: 2 Учитель: Антипова Алена Викторовна

Тема «Живой символ Курского края - соловей» Цель занятия: обобщить и систематизировать знания о двунадесятых праздниках на основе проблемного диалога и анализа иллюстраций икон и текстов. Задачи занятия:

  • Способствовать обобщению знаний детей о двунадесятых праздниках, обучению коллективно решать проблемные задачи, умения открывать новые знания.
  • Создать условия для развития умений определять по иллюстрациям икон праздников имена святых, ангелов, животных, мест и событий; определять в логической последовательности даты праздников; умений сравнивать, выделять и обобщать материал, группировать по различным критериям.
  • Создать условия для воспитания отношения к православным праздникам, доброжелательности при работе в группе.
Оборудование: Для педагога: ноутбук, экран, презентация. Для обучающихся: пазлы, тексты о соловье. наборы для выполнения творческого задания.

Планируемые результаты (УУД): Регулятивные: определять цель, действовать по плану, оценивать результат, умение строить речевое высказывание на основе работы с текстами, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные: извлекать информацию из текста, представлять в разных форме рассказа. Коммуникативные: доносить свою позицию, умение слушать и понимать других,сотрудничать, умение оформлять свои мысли в устной форме, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные: самоопределяться в мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Используемые технологии: технология продуктивного чтения, коммуникативная технология









этапы занятия

содержание деятельности

планируемые результаты

I .Организационный



Цель: организовать направленное внимание на начало занятия. -Ребята, готовы ли вы к работе? -С каким настроением начинаем работу? -Тогда приступим. Послушайте слова. (слайд 1)

- смыслоопределение (Л);

-внутренняя позиция школьника (Л);

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II.Введение в тему занятия, постановка целей занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.



Цель: учить детей самостоятельно определять тему и цели занятия.


-Как вы думаете, что это за «уголок земли», с которого начинается любовь к Родине? -Да, мы продолжаем разговор о нашем родном крае. А нужно ли об этом говорить? -Наш Курский край уникален и неповторим, может открыть нам много тайн и загадок. Об одной из таких загадок мы и будем говорить сегодня. О какой, скажете сами, собрав пазл. -Тема нашего занятия «Живой символ Курского края - соловей» (слайд 2) -Как может быть построена наша работа, и какие задачи мы сможем сегодня решить? -Мы попробуем раскрыть понятие соловей с научной, литературной и исторической точек зрения; ответить на вопрос: «Можно ли назвать соловья достопримечательностью нашего края?»

-мотивационная основа учебной деятельности (Л);

-анализ, обобщение (П);

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

III. Основной



Цель: организация обучающихся по принятию познавательной задачи.

  1. Научное описание соловья (слайд 3)
-Что вы можете сказать о соловье, как о птице? -Что хотите узнать? (текст на слайде) Работа в группах. -Попробуйте сами добыть информацию о соловье из текста. Представителю от каждой группы предлагаю выйти и рассказать, что узнали по вопросам. -В знаменитой книге «Жизнь животных» А. Брема о соловьином пении сказано, что оно недостижимо и неподражаемо. Песня соловья может состоять из 24 колен (куплетов). Курские соловьи, по мнению некоторых исследователей, особые - 40 колен. Эти птицы хорошо улавливают и имитируют чужие звуки. 2. Образ соловья в литературе. -Пение соловьев вдохновило на создание замечательных произведений многих русских писателей и поэтов. -Может быть вы знаете произведения, героем которых является соловей? -Об этой маленькой птичке существует много легенд. В литературе сформировались устойчивые выражения, связанные с образом соловья (слайд 4) 3. Курский соловей в истории России. -А откуда же пошла слава Курских соловьев? Вам подскажет картинка (слайд 5) -В древний Курск на Коренскую ярмарку съезжались тысячи людей со всей России. Для чего? -Многие приезжали послушать соловья. «Курский соловей такие «коленца» выделывает - век не забудешь!». Существует легенда о том, что своим чистым пением Курский соловей обязан святым источникам Коренной Пустыни, из которых он пил водицу. 4. Социальная значимость соловья. -Хочу рассказать вам об одном событии. В 2011 году 30 регионов России стали участниками проекта «Сказочная карта России». Его задача - объединение информации о местах рождения сказочных и былинных героев. -А каких былинных героев вы знаете? (Алеша Попович родился в Туле, Добрыня в Рязанской области, Илья Муромец во Владимирской области). Былинным героем нашего края был признан как вы думаете кто? (слайд 7) Соловей-разбойник -Соловей давно и по праву считается живым символом Курского края. Простой, понятный и симпатичный. Куда ни кинь взгляд - всюду он: (слайд 8) -фестиваль авторской песни «Соловьиная трель», фестиваль юмористической авторской песни «Соловьиные хохмушки»,студенческий фестиваль «Студенческая весна соловьиного края», зимняя автогонка «Курский соловей». (слайд 9) поезд «Соловей», (слайд 10) гостиничный комплекс «Соловьиная роща», (слайд 11) лесопарк, интересные виды растений, (слайд 12) санаторий «Соловьиные зори» -Вот сколько объектов Курска и области связано с образом соловья. Наверное поэтому в Курске был создан первый и единственный музей «Курский соловей». В музее собрано более 500 экспонатов, которые знакомят посетителей с историей родного края, местной музыкальной культурой, литературными произведениями.

-сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

-мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л)

- конструктивно анализировать текст (П);

-умение слушать, взаимодействовать со сверстниками и учителем (К);

-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К)

IV.Практическая часть



Цель: формировать навыки сотрудничества и сотворчества.

-Может быть нам посчастливиться побывать в музее. А пока я предлагаю вам изготовить экспонат для музея. Что это может быть?

(творческая работа в парах над созданием коллективного экспоната для музея)

-рационально строить групповую творческую деятельность;

-организовывать место занятия(Р);

-умение последовательно выполнять действия по плану(Р);

-осуществлять пошаговый контроль по результату (Р);

-умение договариваться в совместной деятельности(К)

-навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты (Л);

V. Рефлексия учебной деятельности.



Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, самооценка результатов деятельности.

-Итак, ребята, вы закончили выполнять творческое задание. С какими трудностями столкнулись?

-Хватило ли вам знаний для работы?

-Как вы думаете понравиться ли наша работа посетителям музея?

-Удалось нам решить задачи, поставленные в начале урока?

- Какие научные сведения мы узнали о соловье?

-Когда можно услышать пение соловья?

-Где зимуют соловьи?

-Где строят гнезда и как они выглядят?

-Откуда пошла слава соловья?

-Как вы считаете полезно ли было для вас сегодняшнее занятие?

-Как используете эти знания?

-С каким настроением уйдете?

-учатся видеть результаты своего труда;

-внутренняя позиция школьника (Л);

-самооценка на основе критерия успешности (Л);

-адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (П);

-формирование и аргументация своего мнения (К);

-осознание ответственности за общее благополучие (Л);



© 2010-2022