ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Урок 67. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

Педагогические
цели

Создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне, форми-рования умения проверять изучаемые орфограммы

Тип урока

Урок постановки и решения учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают основами грамотного письма, применяют знания фонетического материала при использовании
правил правописания, подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки
изучаемых орфограмм в слове, применяют правила орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменной работы

Личностные
результаты

Проявляют интерес к языковой деятельности, познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; овладевают способом
решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Основное содержание темы, понятия
и термины

Орфограмма и орфографическое правило «Непроизносимые согласные в корне слова»; морфема, проверочное слово; орфографический словарь

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Сравни написание и произношение. URL: school-collection.edu.ru


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся, ребята,

Скорей за работу!

- Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л - проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практиче-ский. Письмо

- Выполните письмо по образцу:

Мм ммм Мм Мо Мр ма ум.

Мороз, метель

Выполняют письмо по образцу

Пр. - вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная. Устный опрос. Монологические ответы

- Прочитайте предложения. Назовите слова с пропущенными буквами, объясните свой выбор написания

Читают предложения из домашнего упражнения. Объяс-няют орфограммы.

Также может быть проведена выборочная проверка домашней работы

Р - контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы

Правильно выполненное домашнее задание

IV. Актуализация знаний.

Фронтальная. Практический.

- Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь.

Слушают загадки,
записывают отгадки,

Пр. - применяют изученные ранее правила право-

Фронтальный (отве-

Создание
проблемной
ситуации

Письмо.

Индивидуальная работа

Из карманов у Аркашки

Вечно сыплются … (бумажки).

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб.)

Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

Боимся мы щекотки

Сапожной строгой … (щетки).

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

(Сердце.)

Шубка - иголки,

Свернется он - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Ёж.)

- Нет ли среди этих слов лишнего? (Сердце.) Почему это слово лишнее? (В нем нет изученных ранее орфорамм.)

- Какая орфограмма в слове «сердце»?

находят в словах-отгадках орфограммы, обозначают их
и объясняют условия выбора.

На обратной стороне доски задание выполняет один ученик. После завершения
работы он открывает доску и объясняет орфограммы. Дети сверяют свои записи с записями на доске.

Решают проблемную ситуацию.

Понимают недостаточность имеющихся знаний.

писания.

П - осознают познавательную задачу, решают ее самостоятельно.

Р - контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы.

К - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

ты на во-просы); индивидуальный
(грамотное письмо)

- Сколько звуков и сколько букв в этом слове?

- Почему звуков меньше чем букв? (Один звук не произносится.)

- Звук, который не произносится, называется непроизносимым. Именно о словах с таким звуком
(словах с непроизносимым согласным) мы с вами будем сегодня говорить

Выясняют значение термина «непроизносимые согласные»

Читают тему урока

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя, беседа

- Тему урока вы уже знаете. Теперь попробуйте сформулировать, чему вы должны научиться на уроке

Слушают учителя, предлагают свои
формулировки цели деятельности
на уроке

Р - принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Фронтальный. Устные ответы

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

Наблюдение
над произношением и написанием слов с не-произносимым согласным

Фронтальная. Словесный. Чтение.

Наблюдение
за лингвистическим мате-
риалом.

Чтение теоре-тической информации

- Прочитайте слова с непроизносимыми согласными в корне (учебник, упр. 223).

- Что вы слышите на месте выделенных сочетаний букв?

- Какие звуки не произносятся?

- Ознакомьтесь с теоретическим материалом о непроизносимом согласном.

Выполняют упр. 223 учебника, производят устный частичный фонетический разбор слова; знакомятся с теоретическим материалом
учебника, извлекают необходимую информацию и, опираясь

Пр. - применяют знание
фонетического материала при использовании правил правописания.

П - воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их

Фронтальный. Устные ответы
на вопросы учителя
по новой
теме

(учебник,
упр. 223).

Чтение сведений о непроиз-носимом согласном (с. 117)

в учебнике. Устные моно-логические ответы

- Когда в корне может быть непроизносимый согласный?

Почему он назван непроизносимым?

на нее, отвечают
на вопросы учителя

существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения,
делают выводы, формули-руют их.

Р - выполняют действия по намеченному плану,
а также по инструкциям,
содержащимся в учебнике.

К - строят монологическое высказывание с учетом
поставленной коммуникативной задачи

Физкультминутка

Коллективная. Практический

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л - осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное выполнение движений

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику
(упр. 224)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, беседа, письмо

- Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. В каком слове есть непроизносимый согласный?

Читают предложенный материал, вставляют пропущенные буквы, объясняют
выбор написания

Пр. - владеют орфографической зоркостью; применяют знание фонетического материала при использовании правил правописания.

Р - овладевают способами решения учебной задачи; выполняют учебные

Фронтальный. Правильное
выполнение упражнения
(устный ответ,

2. Наблюдение над особенностями произношения непроизносимого согласного в проверяемом и проверочных словах
(учебник,
упр. 225). Работа с правилом
в учебнике

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Беседа, письмо

- Внимательно прочитайте задание упражнения. Ответьте на вопросы.

- Спишите в тетрадь пары слов, обозначьте новую орфограмму.

- Попробуйте сформулировать правило написания непроизносимого согласного.

- Прочитайте правило на с. 118 учебника.

- В какой значимой части слова находится изучаемая орфограмма? Какое слово может быть прове-рочным?

Читают задание упражнения, отвечают на вопросы.

Письменно выполняют задание в тетради. Делают попытки сформулировать
правило написания непроизносимого
согласного. Сверяют свои формулировки с правилом в учеб-
нике

Пр. - владеют орфографической зоркостью; находят в словах непроизносимые согласные и умеют применять орфографическое
правило.

П - составляют простейшие инструкции при решении лингвистической
задачи.

Р - учитывают правило
(алгоритм) в планировании и контроле способа
решения

Фронтальный. Правильное
выполнение упражнения
(устный ответ,
грамотное письмо)

3. Формирование умения
соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный, в прове-
ряемом и проверочном словах (учебник,
упр. 226)

Фронтальная, индивидуальная. Практи-
ческий. Письменное выполнение упраж-нения

- Выполните упр. 226 (подберите к каждому слову слово с непроизносимым согласным). Обозначьте орфограмму

Письменно выполняют задание в тетради

П - ориентируются
на возможность решения отдельных лингвистических задач.

Фронтальный.
Письменное выполнение упражне-ния

VIII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

- Закончите предложения:

• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р - открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание
(рабочая тетрадь,
упр. 154)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р - принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития



© 2010-2022