Урок литературного чтения М. Пришвин Ребята и утята 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: М. М. Пришвин. « Ребята и утята».

Цель: воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  • расширять читательский кругозор детей; познакомить с творчеством М.М.Пришвина; познакомить с художественными особенностями произведения;

  • Продолжить работу по технике чтения; пополнить словарный запас учащихся;

  • Развивать познавательные способности учащихся, интерес к чтению;

  • Учить осмыслению прочитанного, учить давать оценки поступкам героев произведений, опираясь на текст и личный опыт;

  • воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний

  1. Сообщение о М.Пришвине.

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. Михаил Михайлович очень хорошо знал и любил природу. В своих книгах он рассказал о жизни животных и растений, об отношении человек к родной природе.

- Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский:

"Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…"

- На долю кого выпала бы эта благодарность?

- М.Пришвина.

2. Викторина по творчеству М.Пришвина.

- Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М.Пришвина. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение:

1) "Раз было у нас - поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую - проглотил."

- "Журка"

2) "И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес - голодно. А возьму - забуду съесть и назад принесу."

- "Лисичкин хлеб"

- Какие еще произведения М.Пришвина вы читали?

ІІІ. Сообщение темы урока

- А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

- Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

- Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

IV. Изучение нового материала

- Прочитайте заглавие рассказа.

- "Ребята и утята"

- Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

- Кто видел маленьких утят?

- Где?

- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек - чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

1) Словарная работа.

- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

Чирок-свистунок - птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.

Верста - старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле - поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле - поле, засеянное овсом.

Вода спала - с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

Кузница - помещение, где работают кузнецы.

2) Физминутка.

3) Чтение рассказа.

- Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

(Чтение рассказа учителем)

4) Беседа по прочитанному.

- Как вы думаете, ребята, какое время года описывается в рассказе?

- Как вы определили? (Конец весны, Потому что разлилось озеро. У мамы-утки большие утята)

- Почему утятам пришлось перебираться к озеру? (утята должны научиться плавать)

- В чем была трудность путешествия? (дорога шла через открытое место, много опасности).

4) Анализ и выборочное чтение произведения.

- Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

- Докажите строчками из произведения.

- Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- На свободу.

- Что значит для утят свобода?

- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

- Докажите строчками из произведения.

- Сколько надо было идти до озера?

- 3 версты.

- Сколько это километров?

- Чуть больше 3 километров.

- Это много или мало для человека?

- А для маленькой уточки?

- Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

- Почему уточка-мать шла позади утят?

- Какие враги были у уток?

- Докажите строчками из произведения.

- Кто страшнее?

- Почему?

- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

- Докажите строчками из произведения.

- Зачем ребята это делали?

- Просто так, для забавы.

- Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

- Докажите строчками из произведения.

- Могла ли утка кричать?

- Докажите строчками из произведения.

- Её немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях.

- А какое чувство пережили утята?

- Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

- А какое слово вы кричите, когда боитесь?

- Мама!

- А ваша мама переживает за вас?

- Как она ведет себя при этом?

- Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- Мать.

- А какая она мама?

- Заботливая.

- Вам её жалко?

- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

- Какие пословицы о маме вы знаете?

- Утята пойманы, что собираются делать ребята?

- Докажите строчками из произведения.

- Кто помешал мальчишкам?

- Смогли ли они объяснить свой поступок?

- Какое приказание дал им взрослый?

- Докажите строчками из произведения.

- Назовите слова, которые показывают строгость автора.

- Что делали бы вы, оказавшись рядом?

- Что можно сказать о ребятах?

- Как их назвал рассказчик?

- Как можно назвать их по-другому?

- Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

- Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.

- Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

- Докажите строчками из произведения.

- Как шла уточка-мать в начале рассказа?

- А почему сейчас она побежала впереди?

- Хотела быстрее увести детей от врагов.

- Как Пришвин попрощался с утятами?

- Что он сделал при этом?

- Докажите строчками из произведения.

- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Знак уважения.

- Перед кем этот знак уважения?

- Почему?

- Как мальчишки на это прореагировали?

- Почему?

- Что пожелали люди уточке?

- Нужно ли было пожелание людей уточке?

- Почему?

- Докажите строчками из произведения.

.5) Определение главной мысли рассказ

- Как автор назвал свой рассказ?

- Почему?

- Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.

- Над чем тебя заставил задуматься этот рассказ?

- Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

- Что же вы можете сказать о М.Пришвине?

- Докажите, что М.Пришвин - человек

а) добрый;

б) строгий;

в) неравнодушный.

6) Работа в группах.

- Деление текста на части

I. Путешествие к озеру.

II. Опасность

III. Счастливый путь, утята.

7)Проверка заданий по группам.

IY. Итог урока.

-Чему учил нас весь урок?. Что вы взяли из него каждый для себя?

-Какая из частей текста самая содержательная?

Оценивание.



© 2010-2022