- Преподавателю
- Начальные классы
- Информационная карта учителя Результаты педагогической деятельности
Информационная карта учителя Результаты педагогической деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Болдырева Н.Н. |
Дата | 02.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
398902, г. Липецк, ул. Ударников, д. 21.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 имени С.В. Добрина г. Липецка
Информационная карта учителя «Результаты педагогической деятельности (за последние три года)"
- Ф.И.О. Болдырева Наталья Николаевна____________________________
- Предмет: учитель начальных классов_________________________________
- Место работы: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 имени С.В. Добрина г. Липецка
- Учебная нагрузка: 17 часов__________________________________________
- Стаж педагогической работы: 20 лет__________________________________
- Квалификационная категория: высшая________________________________
№
п/п
Критерии оценки
учителя
Показатели, источники
1.
1. Наличие инновационного педагогического опыта 1.1 Тема инновационного педагогического опыта. «Активизация познавательной деятельности и духовно- нравственное развитие личности - основа формирования гражданской и жизненной позиции младших школьников» 1.2 Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) Источник изменений - противоречие между потребностью общества в неординарной творческой личности, способной строить и развивать инновационную экономику и недостаточной разработанностью механизмов и условий воспитания и обучения одаренной личности. Новый этап совершенствования системы образования резко обострил проблему раннего выявления школьников, проявляющих признаки одаренности, создания условий для успешной реализации их способностей. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта связано с идеей развивающего обучения, создания вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды, акцентируемой на самостоятельности и активной познавательной деятельности учащихся. 1.3 Идея изменений (в чём суть опыта: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) Сущность опыта заключается в создании условий для формирования и реализации индивидуального дарования школьников через: наполнение базового универсального образования параллельным, дифференцированным по объему и глубине; развитие самоорганизующихся форм обучения: групповых, парных занятий, само- и взаимообучение; успешность и самореализация учащихся. Я считаю необходимым обратиться к категории «креативность», которая включает не только деятельностный, но и личностный аспекты творчества и понимается как творческие способности человека, которые проявляются в мышлении, чувствах, общении, характеризуют личность ученика, продукты его творческой деятельности, процесс их создания. Организация учебного и воспитательного процесса: - проведение уроков активных и интерактивных (творческих) по форме организации; - руководство исследовательской работой учащихся; - использование проблемных творческих ситуаций; - стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий; - оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу достижения; - создание положительного эмоционального настроя на работу каждого ученика и всех учащихся вместе. 1.4 Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски) Концепция изменений состоит в постепенном внедрении в традиционное преподавание более эффективных педагогических технологий (развивающего обучения, проблемного обучения, исследовательских методов обучения, технологий креативного обучения, игровых технологий, технологий проектов) в сочетании с информационно-коммуникационными. Новизна опыта заключается в создании оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формировании исследовательских умений и навыков - основ развития креативных способностей учащихся при использовании технологии проблемного обучения. Способы: мультимедийные презентации; компьютерное тестирование; электронные репетиторы; электронные учебники. Методы: дискуссионные, исследовательские, проектные, беседы, комплексное наблюдение за деятельностью учащихся; анализ творческих работ учащихся и обработка. Преимущества перед аналогами и новизна: - формирование мотивации учащихся к исследовательской и творческой работе, учебной деятельности через сотрудничество и соперничество. Ограничения: комплексный подход в использовании инновационного опыта с учетом предмета, уровнем взаимодействия учителя с учениками. Трудоемкость инновационного педагогического опыта заключается: 1) в необходимости подготовки учителя к освоению новых информационных технологий, средств медиаобразования, приёмов работы в глобальных информационных сетях; 2) в информационном (подключение к телекоммуникационным системам различного уровня с выходом в глобальные сети, поддержка веб-сайта) и ресурсном (материально-техническое оснащение: наличие компьютерной техники, интернет-связи, учебно-наглядных пособий; программное и учебно-методическое оснащение образовательного процесса: наличие современного оборудования, фонда литературы, фильмотеки и медиатеки) обеспечении; 3) проектирование урока с учетом типа мышления и темперамента, способностей воспитанников. Риски: Формирование конкурентоспособной, креативной личности не должно препятствовать процессу воспитания, толерантности, поликультурности. 1.Отставание материально-технической базы школы от реалий информационного общества и индивидуальных возможностей учащихся в области применения современных технических средств, что может привести к снижению мотивации и качества образования. 2.Недостаточная компетентность и недостаточная мотивация работников школы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий. Данная методика может быть использована в работе учителей начальных классов всех типов образовательных учреждений, но с учетом возможностей и потребностей конкретной образовательной среды. 1.5 Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма). На уроке главное - сделать знание ценным для ребёнка: оно должно помочь понять смысл жизни, найти ответ на сложный жизненный вопрос. Дети не должны потерять способность удивляться - основу творчества. Они должны видеть себя со стороны, рефлексировать. Учитель должен успешно владеть тремя основными коммуникативными функциями - влияния (как формирования), организации (как побуждения) и передачи информации. 2.Оснащение кабинета мультимедийным комплексом и соответствующая подготовка учителя (курсы повышения квалификации: учитель-исследователь) 3. Ведущим условием реализации инновационного педагогического опыта является установка на раскрытие творческого потенциала ученика, развитие его познавательных и коммуникативных способностей, духовное, нравственное обогащение личности. Немаловажную роль играет и системный подход, включающий направленность на личностно ориентированное обучение, мониторинг, проведение индивидуальных и групповых консультаций, интеллектуальных мероприятий, участие учащихся в научно-исследовательской и проектной работе, и другое. 1.6 Результат изменений. Развитие креативности младших школьников (нестандартные решения проблемных ситуаций, творческая активность) Устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к учебным предметам в начальной школе. Умение работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах; использовать приобретаемые знания для решения нестандартных задач, что положительно сказывается на качестве знаний учащихся по предметам, развивает у них творческую активность, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах, формируя тем самым положительную мотивацию к учению в целом. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) - качественно новая задача, поставленная перед школой. Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать? На основе программы формирования УУД составлена программа мониторинга Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников. Задачи мониторинга: Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; Программа рассчитана на 4 года (на начальную ступень образования). Она представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования. По программе мониторинга оценивание УУД начинается с первого класса (проводится в начале и в конце учебного года). Во 2, 3, 4 классах диагностика УУД проводится один раз, в конце учебного года. Программа содержит технологические карты формирования различных видов универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных), которые предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий. (Технологическая карта) Данная программа мониторинга мною совершенствуется, пополняется. По диаграммам видно, что в течение прошлого учебного года по результатам двух замеров прослеживается положительная динамика формирования всех видов УУД, что свидетельствует о том, что организация образовательной деятельности способствует развитию УУД у учащихся. Некоторое отставание можно заметить в формировании регулятивных УУД. Это объясняется тем, что дети действительно затрудняются в постановке задач, планировании своей деятельности и т.п. Формирование таких умений - длительный процесс. Отрадно наблюдать, что коммуникативные УУД достаточно хорошо сформированы, преобладает средний уровень при согласовании действий в сотрудничестве и построении монологического высказывания. В целом положительная динамика есть за весь период проведения мониторинга, что убеждает нас в том, что мы на верном пути. Опыт работы по данной проблеме обобщается, распространяется на школьном, муниципальном уровне. 1.7 Описание инновационного опыта учителя (кратко). Активизация познавательной деятельности и духовно-нравственное развитие личности - основа формирования гражданской и жизненной позиции школьника Цель: активизация процесса познания, формирование у школьника потребности подниматься самостоятельно по ступеням лестницы творческого созидания, духовно-нравственное развитие личности через активную жизненную позицию . Задачи: развивать креативное мышление учащихся на каждом уроке через систему провоцирующих, проблемных, нестандартных задач с необычным решением; формировать интерес к предметам на занятиях при использовании заданий повышенной трудности; вводить элементы «открытого обучения» через изменение системы контроля, мотивация активной жизненной позиции. Реализация ФГОС НОО изменила характер требований к уровню подготовки выпускников начальной школы. На первый план выдвигается любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться, любящий родной край и свою страну, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. В этой связи учитель считает необходимым обратиться к категории «креативность», которая включает не только деятельностный, но и личностный аспекты творчества и понимается как творческие способности человека, которые проявляются в мышлении, чувствах, общении, характеризуют личность ученика, продукты его творческой деятельности, процесс их создания. Как формировать креативность? С чего начать? Я думаю, с главного: с активизации процесса познания, с формирования у ученика потребности подниматься по ступеням лестницы творческого созидания и активно участвовать в реальной общественной жизни. Развитие креативности проходит через операционально-интеллектуальный компонент и личностный компонент. Для развития креативности необходимы определенные психологические условия:
- творческий подход к решению любой творческой задачи;
- адекватная позитивная самооценка;
- внутренняя мотивация к творчеству;
- открытость личности новому опыту;
- образец креативного поведения на уроке;
- поисковая преобразовательная активность;
- создание на уроке педагогических ситуаций, при которых учащиеся учились бы синтезировать ранее усвоенные способы креативной деятельности в новые.
- будить мысль, вызывать у учащихся желание анализировать, спорить;
- способствовать развитию познавательного интереса, формированию потребности в совершенствовании знаний;
- создавать благоприятный эмоциональный климат - условие для развития интереса к учению и демонстрации самостоятельности мышления.
- умение применять свои умения и знания в реальной жизни через участие в конкурсах, реализацию проектов, участие в общественной жизни школы.
2. Обобщение и распространение собственного инновационного педагогического опыта 2.1. Наличие публикаций, печатных работ по теме опыта (перечень, темы, год издания). нет 2.2. Выступления на семинарах (мастер-классах и т.д.) различного уровня по теме опыта (статус мероприятий, темы выступлений, сроки). Статус мероприятий Темы выступлений Сроки Учитель года Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 Болдыревой Н.Н. Декабрь, 2012 год
3. Позитивная динамика учебных достижений учащихся Руководствуясь убеждением в том, что сфера образования является областью сервисного обслуживания населения, в процессе своей работы стараюсь оказывать качественные услуги детям и их родителям (как главным «заказчикам» уровня услуг). Как и в любом другом сервисе, для меня имеет значение, насколько мои ученики и их родители довольны моей работой, моим к ним отношением, качеством образования и воспитания детей. Моя задача раскрыть в полном объёме все способности ребёнка и достичь максимального высокого для него уровня обученности. Поэтому свою работу я строю на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Именно уровневая дифференциация и личностно ориентированное обучение способствовали позитивной динамике учебных достижений учащихся за последние три года.
3.1.
Качество знаний учащихся («4», «5») по предметам: динамика (%). Количество классов и учащихся в них.
Основная задача уроков русского языка - развитие школьника, как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков. На уроках русского языка я обязательно провожу работу над ошибками, так как без нее вообще теряется смысл проверки тетрадей учеников. Для этого я использую «Памятку для работы над ошибками». Но и тут важен индивидуальный подход. Дело в том, что сильный ученик может сам найти ошибку, определить, на какое она правило, а слабый ученик теряется. Работа над ошибками проводится следующим образом. Сильный ученик сам должен найти ошибку в слове, узнать, на какое она правило, и при помощи «Памятки» сделать самостоятельно работу над ошибками. Слабому ученику я, как обычно, исправляю ошибку. Ребенок должен выполнять работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками я проверяю. На каждом уроке обязательно провожу словарную работу в разной форме: словарный диктант, самодиктант, запиши по памяти, найди в словаре, запиши слова на определённую тему, проверь соседа и т.д. Работу строю по всем видам словарей, это учит детей пользоваться при необходимости словарями, быстро их находить, расширяет словарный запас.
Учебник математики ориентирован на развитие мышления, творческих способностей учащихся, самостоятельности. Имею варианты заданий для слабых детей. В своей работе использую тренинговые карточки, которые помогают восполнить пробелы. Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, провожу уроки - практикумы, где использую такой способ коллективной работы учащихся, как работа в парах постоянного и сменного состава.
Особое внимание хотелось бы уделить обучению чтению. Чтение - это труд, и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - задача современного учителя. Чтобы решить проблему развития речи учащихся на уроках чтения мне помогает использование групповых форм работы. Например, группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. При этом я нацеливаю ребят на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это привело к тому, что дети стали дифференцированно подходить к распределению частей текста, сильные стали больше внимания уделять слабым, а слабые очень стараются, чтобы не подвести своих товарищей. Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, я выписываю последних на доске. Затем предлагаю образовать группы и распределить между ее членами роли. И опять дети сами осуществляют дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности.
Учебный курс «Окружающий мир» сложный, но интересный. На мой взгляд, осуществлять дифференцированный подход необходимо на всех этапах урока этого учебного курса. Домашние задания на уроках этого курса чаще всего дифференцированные. Например: первая группа заданий - традиционные задания, в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися. Вторая часть заданий - обязательная для группы «сильных» учащихся. Им даю дополнительные конкретные задания, выполнение которых обязательно.
3.2. Уровень обученности («3», «4», «5») по предмету за 3 года: динамика (%). Количество классов и учащихся в них. Дифференциацию обучения я осуществляю через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, выбора средств педагогической поддержки учеников в соответствии с их возможностями. Этот уровень обученности я определяю для каждого ученика, стараюсь сравнивать ребенка только с самим собой. В целом же по классу можно отметить положительную динамику уровня обученности и повышение среднего балла за три года по всем предметам.
Предмет
Класс
Количество учащихся
Количество
Качество знаний (%)
Средний балл
"5"
"4"
"3"
Литература
1 полугодие 2 класса
25
10
13
2
92
4,3
2 полугодие 2 класса
25
10
13
2
92
4,3
3 класс
1 полугодие
25
10
13
2
92
4,3
Динамика
7
-5
-2
7
0,3
Русский язык
1 полугодие 2 класса
25
6
12
7
72
4.0
2 полугодие 2 класса
25
6
14
5
80
4,0
3 класс
1 полугодие
25
4
16
5
80
4,0
Динамика
2
-1
-1
4
0,1
Математика
1 полугодие 2 класса
25
7
14
4
84
4,0
2 полугодие 2 класса
25
7
14
4
84
4,0
3 класс
1 полугодие
25
4
17
4
84
4,0
Динамика
3
-1
-2
7
0,2
Окружающий мир
1 полугодие 2 класса
25
15
10
0
100
4,6
2 полугодие 2 класса
25
15
10
0
100
4,6
3 класс
1 полугодие
25
15
10
0
100
4,6
Динамика
3
-3
0
0
0,0
ИЗО
музыка
1 полугодие 2 класса
25
25
0
100
5
2 полугодие 2 класса
25
25
0
100
5
3 класс
1 полугодие
25
25
0
100
5,0
Динамика
3
-3
0
0
0,1
1 полугодие 2 класса
25
25
0
100
5
2 полугодие 2 класса
25
25
0
100
5
3 класс
1 полугодие
25
25
0
100
5,0
Динамика
3
-3
0
0
0,1
2 класса
1 полугодие
25
25
0
0
0
100
4,6
Технология
2 полугодие 2 класса
25
25
0
0
100
5
3 класс
1 полугодие
25
25
25
0
100
5
Динамика
3
-3
0
0
0,0
3.3. Участие учащихся в предметных олимпиадах (конкурсах): перечень олимпиад (конкурсов), их уровень. Результативность участия. Одной из основных задач образовательного процесса я считаю развитие интеллектуальных способностей детей с учетом их возрастных особенностей. Проведение интеллектуального марафона в начальных классах стало в нашей школе традицией. Начиная со второго класса, ребята активно принимают участие в международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа», «Золотое руно» всероссийской олимпиаде по математике «Пифагор». 15% учащихся выполняют от 70% до 80% заданий, 21% - более 80% и 9% класса - более 90%.
Перечень олимпиад(конкурсов)
Уровень
Результативность
Русский медвежонок
Всероссийский
Кенгуру
Всероссийский
Золотое руно
Всероссийский
Политоринг
Всероссийский
Кириллица
Всероссийский
Победитель, призёр
Вместо ёлки - букет
Городской
3 место
Областной
3 место
Дорога глазами детей
Городской
3 место
Моя спортивная семья
Городской
финалист
Аленький цветочек
Городской
Грамота за творческий подход
Городской
Призёр
Призёр
3.4.
Работа Канищевой Дарьи
Работа Бабкина Владислава
Дополнительные показатели. Участие в научно-практических конференциях предоставляет возможность учащимся для творческого и интеллектуального самовыражение через различные формы познания и разновозрастные контакты. Да, дети еще не выходят на городской уровень, но в школе мои ученики приняли участие в следующих научно - практических конференциях:
Тема конференции
Класс
Количество
учащихся
Формы участия
«Липецк - наш общий дом»
1 класс
5
Творческие работы
«Комнатные растения»
2
7
Творческие работа, ролевая игра
Свойства соли
3
5
Исследовательские работы
«Если хочешь быть здоров»
3
25
Презентация, ролевая игра
«Покормите птиц-зимой»
2
11
Творческие работы
«Одежда»
1
1
Творческая работа
«Овощи и фрукты полезные продукты»
3
4
Совместная творческая работа родителей и учащихся
Начиная с первого класса, когда используется безотметочная система оценивания, в конце учебного периода дети создают «цветок настроения».
Этот цветок показывает, какой предмет им более интересен, изучение какого предмета вызывает у них затруднения, знаниями по какому предмету они владеют лучше. Это, конечно, психологическая диагностика, но она позволяет выявить уровень заинтересованности учащихся и проблемы в процессе освоения знаний. Используется в работе и портфель личностных достижений учащихся по итогам начальной школы. На его основе проводится количественная и качественная оценка уровня обученности каждого ребенка.
4. Позитивные результаты деятельности учителя в воспитательной работе
- Традиции воспитательной работы с учащимися.
- Результаты работы с детьми (одарёнными; находящимися в трудной жизненной ситуации; имеющими отклонения в поведении и т.п.)
Индивидуальный и комплексный подход в воспитании и обучении учащихся позволил добиться значимых результатов в работе: итоговая успеваемость - 100%, качество знаний - 80%, повышение уровня воспитанности. 100% детей 3Б класса вовлечены в досуговую деятельность, что оказывает положительный результат на воспитание детей. В результате ни один ребёнок не состоит на внутришкольном учете и на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.
- Формы, методы, направления работы с родителями, её системность и комплексность.
- ежегодное анкетирование родителей детей, в которое, кроме сведений о ребенке, вносятся вопросы об ожиданиях родителей от школы, степени их заинтересованности и участия в жизни ребенка-ученика;
- постоянно действует почта для родителей, через которую родители могут получить ответы на вопросы, сообщить сведения об отношении ребенка к учебной деятельности;
- организация и помощь в проведении традиционных общешкольных мероприятиях, классных праздниках, родительском лектории, организации встреч со специалистами заинтересованных служб и ведомств;
- ежегодное анкетирование родителей на родительских собраниях, направленное на выявление проблем и позитивного мнения по вопросам обучения, воспитания, условиях содержания детей в школе.
5.1. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка: наименование учреждения, название программы, количество часов, вид документа, сроки прохождения. Наименование учреждения Название программы Количество часов Вид документа Сроки прохождения Г(О) ОУ ДПО ЛИРО Урок XXI века 24 часа сертификат 2008г. Г(О) ОУ ДПО ЛИРО Реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни при введении федерального стандарта начального общего образования 24 сертификат 29.11-01.12. 2010г. Департамент образования администрации города Липецка Современная модель деятельности классного руководителя 20 сертификат 22.03-24.03. 2011г. Г(О) ОУ ДПО ЛИРО Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, особенности внедрения и условия реализации 72 Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации 04.07-15.07. 2011г. ЛИРО Подготовка к работе по УМК «Планета знаний» в 1-4 классах 72 Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации 28.05-08.06. 2007г.
5.2. Участие в городских, областных и всероссийских профессиональных конкурсах: название конкурса, сроки проведения, результат. Название конкурса Сроки проведения Результат Учитель года 2012 Участник Конкурс методических разработок по реализации программы «Разговор о правильном питании» 2012-2013 Победитель Профессиональное мастерство «Призвание» МБОУ СОШ № 23 2013 Победитель
5.3. Достижения педагога: награды, звания и т.п. Награды Звания Почетная грамота управление образования и науки Липецкой области
Грамота за подготовку победителей и призёров областной выставки новогодних композиций «Вместо ёлки - букет»
Благодарственное письмо за активное участие в проекте «Кириллица»
Грамота 1 степени за методическую разработку «Разговор о правильном питании»
Почётная грамота за активное участие в городских мероприятиях городской акции «Мой выбор - здоровье!»
Грамота за активное участие в городских мероприятиях городской акции «Славы предков достойны!»
Почётная грамота за активное участие в городских мероприятиях городской акции «Мой город - моя гордость!»
Диплом победителя за победу в конкурсе творческих проектов в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»
Благодарственное письмо за подготовку учеников к Всероссийской олимпиаде по математике «Пифагор»