Рабочая программа по русскому языку 2 класс. УМК Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА


РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС


для УМК образовательной системы «ШКОЛА 2100»


Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной программы «Русский язык» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2010 г.), учебнику «Русский язык» (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев, О.В.Пронина - М.: Баласс, 2012).
Составитель: Гусенкова И.Ю. Рабочая программа включает три раздела:

  • пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки оканчивающих 2 класс, список рекомендуемой учебно-методической литературы;
  • тематическое планирование, раскрывающее основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;
  • календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Роль и место дисциплины Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

2. Адресат Программа адресована обучающимся 2-х классов общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100».

3. Соответствие ФГОС Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

4. Программное обеспечение Образовательная система «Школа 2100» (заключение РАО от 06.08.2010 г). Для реализации программы используются:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 2-го класса (1-4). - М.: «Баласс», 2012
  • «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс». /Е.В.Бунеева - М.: «Баласс», 2009.

5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 2 класса Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • безошибочно писать слова с непроверяемыми написаниями: алфавит, береза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокруг, воробей, ворона, город, граждане, гражданин, девочка, дорога, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, мальчик, машина, медведь, мороз, Москва, народ, овощи, огород, однажды, Отечество, погода, потом, работа, рассказ, ребята, Россия, русский, рябина, сегодня, скоро, сначала, сорока, театр, тетрадь, трамвай, улица, ученик, учитель, человек, ягода, язык;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

6. Универсальные учебные действия. Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

7. Целевая установка Курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  • формирование у детей чувства языка;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

8. Принципы, лежащие в основе построения программы


  • Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
  • Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
  • Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).

9. Специфика программы Отличие программы «Русский язык» образовательной системы «Школа 21000» от других действующих программ заключается в том, что:

  • определены основные линии развития обучающихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка;
  • предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей;
  • введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм;
  • сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес;
  • состав слова и лексика - «сквозные темы» всего курса;
  • усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации;
  • изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения;
  • выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения художественного и учебно-научного текста.


10. Основные содержательные линии курса Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • слово;
  • предложение;
  • текст;
  • развитие речи;
  • каллиграфия.

11. Виды и формы организации учебного процесса

  • Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
  • Виды занятий: проверочная работа, урок:

Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы математи­ческих понятий.
Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений). Деятельностная цель: формирование у учащихся способно­стей к выявлению причин затруднений и коррекции собствен­ных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - математических понятий, алгоритмов и др.
Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний Деятельностная цель: формирование у учащихся способно­стей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.
Урок развития речи.

12. Виды контроля В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самокон­троль - при введении нового материала,
  • взаимоконтроль - в процессе его отра­ботки,
  • рубежный контроль - при проведении проверочных работ,
  • итоговый контроль, включающий контрольное списывание, административный контрольный диктант и словарный диктант.
КИМы, предусмотренные данной рабочей программой, соответствуют «Проверочным и контрольным работам по русскому языку. 2 класс». /Е.В.Бунеева - М.: «Баласс», 2009.

13. Объем и сроки изучения Рабочая программа учебного курса «Русский язык» рассчитана на 136 часов в год, по 4 ч. в неделю. Изучается в течение 34-х учебных недель.

14.Библиографический список Список литературы для обучающихся, учебники:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык». Учебник для 2-го класса (1-4). - М.: «Баласс», 2012 «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс». /Е.В.Бунеева - М.: «Баласс», 2012.

Методические пособия для учителя:
  • «Русский язык. 1 и 2 классы». Методические рекомендации для учителя. /Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, М.А.Яковлева и др., - М.: «Баласс», 2011;
  • Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса (1-4)./ Л.Ю.Комиссарова , Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. - - М.: «Баласс», 2011;
  • «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 2-го класса. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М.: «Баласс», 2011.

Электронные пособия:
  • «Русский язык. Универсальное мультимедийное пособие. 2 класс» (к учебнику Р.Н. Бунеева "Русский язык. 2 класс") - Волгоград, «Экзамен», 2011.




















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Сокращения, принятые в данном планировании:

(П) - повышенный уровень сложности

Содержание курса. Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Слово (введение) 4 часа

Толковать значение слова (находить в словаре, подбирать синонимы).

Узнавать слово по его лексическому значению.

Подбирать однокоренные слова к данному с опо­рой на словарь.

Производить звуко-буквенный разбор слова.

Характеризовать слово с четырёх позиций (лек­сическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; граммати­ческие признаки - на какой вопрос отвечает) и составлять предложение с данным словом. (П)

Находить опасные места в словах.

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова.)

Что мы знаем о слове? (Лексическое значение. Состав слова.)

Как устроен наш язык?

Синонимы. Антонимы

Обобщение. Проверочное списывание

Предложение (10 часов)

Называть признаки предложения.

Отличать предложение от группы слов, записан­ных как предложение.

Составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.

Ставить знаки завершения в предложении, выби­рать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.

Читать предложения с разной интонацией.

Признаки предложения

Составление предложений по схемам

Признаки предложения. Оформление предложений на письме

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложе­ния на письме и соотно­сить их со схемой

Конструирование предложений

Знаки препинания в конце предложения

Что мы знаем о предложении? (Обобщение.)

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Текст (11 часов)

Называть признаки текста.

Отличать текст от набора предложений, записан­ных как текст.

Озаглавливать текст; выбирать подходящее заглавие из данных.

Осознавать связь заголовка с темой текста, с глав­ной мыслью.

Конструировать тексты из рассыпанных предло­жений, абзацев. (П)

Списывать текст по заданному алгоритму, кон­тролировать этапы работы.

Признаки текста

Тема текста. Основная мысль текста. Заглавие.

Опорные слова в тексте

План текста

Типы текстов

Конструирование текстов

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? (6 часов)

Вести диалог с автором при чтении текста. (П)

Ставить к словам вопросы кто? или что?

Различать слова, которые называют одушевлён­ные и неодушевлённые предметы. Классифицировать слова по вопросу.

Объединять слова в тематические группы. (П)

Конструировать словосочетания и предложения.

Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре.

Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые пред­меты Прямое и переносное значение слова Объединение слов в тематические группы

Конструирование сочетаний слов и предложений

Развитие умения ставить вопросы кто? что? к словам

Контрольные и проверочные работы

Развитие речи

Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (9 часов)

Наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов, действия предметов.

Ставить к словам вопросы какой? какая? и т.д. и что делает? что делал? и т.д.

Ставить вопрос от слова к слову (кто?., какой? кто?., что делает?..)

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие уме­ния ставить к ним вопросы

Как связаны между собой слова-названия предметов и слова-названия признаков

Развитие умения находить в предложениях слова, которые отве­чают на вопросы кто? что? и какой? какая?..

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал? (3 часа)

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить к ним вопросы

Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечаю­щих на вопросы кто? что делает?

Связь слов в предложении (8 часов)

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложе­нии, устанавливать действующее лицо или предмет

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Слова, к которым нельзя задать вопрос (7 часов)

Находить в предложении (тексте) слова, выра­жающие различные чувства, характеризовать их роль в речи.

Сравнивать слова, называющие предметы, при­знаки и действия, и слова, выражающие чувства, но не называющие их.

Находить в предложении предлоги.

Характеризовать роль предлогов в речи.

Писать предлоги раздельно.

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи

Сравнение слов-названий предметов, признаков, действий и слов, выражающих различные чувства

Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Части слова. Корень (3 часа)

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня. Выделять корень в слове, в группе однокорен­ных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похо­жим корнем (горе, гора, гореть). Выделять суффикс и приставку в доступных сло­вах.

Характеризовать роль суффикса и приставки в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказа­тельства правильности разбора. Образовывать слова с помощью суффиксов и приставок.

Группировать слова по заданному признаку.

Контролировать правильность объединения слов в группы, находить лишнее слово.

Различать одинаково пишущиеся приставки и предлоги (на, по, за, под и т.д.). (П)

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

Распознавание однокоренных слов

Развитие речи

Суффикс (3 часа)

Роль суффиксов в слове. Определение суффикса

Развитие умения находить в словах суффиксы

Разбор слова по составу. Проверочное списывание

Развитие речи

Приставка (6 часов)

Роль приставки в слове. Определение приставки

Развитие умения находить в словах приставки и образовывать слова с помощью приставок

Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Алфавит. Написание большой буквы в словах (9 часов)

Называть правильно буквы в алфавитном порядке.

Объяснять, где и когда в жизни может понадо­биться знание алфавита.

Расставлять заданные слова в алфавитном порядке.

Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.

Различать и объяснять написания типа пушок и Пушок.

Писать сочинение по картинке, проверочный диктант.

Проверять письменную работу по алгоритму (нахождение «опасных мест» по опознаватель­ным признакам, графическое обозначение, исправление ошибки, если она обнаружена).

Выполнять работу над ошибками под руковод­ством учителя.

Закрепление знания порядка букв русского алфавита

Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей, име­нах, отчествах, в названиях городов, сёл, рек. Запись этих слов в алфавитном порядке

Написание слов типа орёл и Орёл

Упражнения в правописании имен собственных

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно». Работа над ошибками

Развитие речи

Правописание буквосочетаний

жи-ши, ча-ща, чу-щу (10 часов)

Наблюдать за написанием слов, выявлять зако­номерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя.

Находить по определённым признакам изучае­мые орфограммы-буквы в словах. Подчёркивать орфограмму одной чертой. Обозначать графически выбор написания. Проверять себя по учебнику, по орфографическому словарю, проводить графическую самопроверку. (П)

Слушать и выделять в словах звуки, которые помогают обнаружить в слове орфограмму: [й'], [ж], [ш], [ч], [щ].

Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

Ставить ударение, различать ударный и без­ударный гласные звуки.

Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне, со звонким согласным звуком на конце слова. Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограм­мами.

Подбирать слова с указанными орфограммами (самодиктант).

Писать графический диктант. (П) Писать свободный диктант после предваритель­ной подготовки.

Писать подробное обучающее изложение текста-повествования (письменно пересказывать текст) после предварительной подготовки.

Что такое орфограмма. Орфографическое правило. Написание букв и, у, а после шипящих

Упражнения в написании буквы и после ж и ш. Обозначение орфограммы

Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфо­графических умений

Упражнения в написании буквосочетаний чу-щу

Упражнения в написании букв и, у, а после шипящих

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Правописание букв ъ и ь (13 часов)

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме

Буква ъ в конце и в середине слова. Перенос слов с буквой ъ в сере­дине

Слова, в которых пишется и не пишется буква ъ

Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн и буквой ъ

Звук [й'] и его обозначение на письме

Разделительный ь. Правописание слов с разделительным ъ

Правописание слов с разделительным ъ и с ъ для обозначения мяг­кости согласных на письме


Правописание слов с разделительным ъ

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Буквы безударных гласных в корне слова

(9 часов)

Развитие умений делить слово на слоги, определять количество сло­гов и ставить ударение

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударны­ми гласными в корне

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

Обучение применению правила

Упражнения в написании слов с буквой безударного гласного в корне

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Буквы звонких и глухих согласных в конце слова (11 часов)

Оглушение звонких согласных в конце слова

Знакомство с новой орфограммой

Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами соглас­ных в конце слова

Повторение «Пишу правильно» (работа над ошибками)

Контрольные и проверочные работы

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие речи

Повторение (14 часов)

Систематизировать изученный материал, пред­ставлять его в виде таблицы, схемы, опорного конспекта. (П)

Текст

Предложение

Слово. Состав слова. Однокоренные слова

Повторение и классификация изученных орфограмм

Повторение изученного

Контрольные и проверочные работы

Развитие речи

Развитие речи (осуществляется ежеурочно, а также на отдельных уроках русского языка при изучении программного материала)

Образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

Пользоваться словарем для уточнения и разъяснения лексического значения слов.

Анализировать и строить предложения, словосочетания.

Составлять и записывать предложения, небольшие тексты (5-6 предложений).

Писать свободные диктанты, изложения с предварительной подготовкой.

Правильно произносить слова (интонирование, ударение).

Каллиграфия (ежеурочно)

Закреплять навык начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма.

Совершенствовать навык письма в одну линейку.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ - урок «открытия» нового знания

Р - рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)

КУ - комбинированный урок

К - урок контроля, оценки и коррекции знаний Р/р - урок развития речи РК - региональный компонент (П) - повышенный уровень сложности


№ ур

дата

Тема урока


тип урока

Элементы содержания

Планируемый результат обучения

1

2

3

4

5

6


Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова)

ОНЗ

Слово и его значение. Использование словарей русского языка

Уметь слушать звучащее слово, производить звуковой и звуко-буквенный анализ слова


Что мы знаем о слове? (Лексическое значение слова. Состав слова)

Р/р

Слова однозначные и многозначные (П)

Уметь наблюдать за лексическим значением слова


Опасные места в словах русского языка.

Р/р

Подбор синонимов. Использование синонимов для редактирования текстов


Опасные места в словах русского языка. Правила переноса. Обобщение по разделу

Р/р

Подбор антонимов. Использование антонимов для составления загадок.


Признаки предложения

ОНЗ

Различение слова, словосочетания и предложения

Уметь правильно оформлять предложение на письме


Составление предложений по схемам

ОНЗ

Отличие устной речи от письменной


Признаки предложения. Оформление предложений на письме

Р

Оформление предложений на письме


Развитие умения правильно списывать и оформлять предложения на письме.

Р/р


Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме

Р


Конструирование предложений

Р


Знаки препинания в конце предложений

ОНЗ


Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией

Р

Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией

Уметь правильно оформлять предложение на письме


Что мы знаем о предложении? (Обобщение)

Р


Проверочная работа № 1 «Предложение»

К


«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Признаки текста

Р/р

Различение предложения

и текста.

Знать признаки предложения.

Уметь отличать текст от группы предложений


Роль заглавия в тексте

Р/р

Определение темы текста. Конструирование текста на заданную тему.


Связь заглавия и главной мысли в тексте

Р/р

Выделение основных слов из текста, восстановление по ним знакомого текста, сочинение сказки по опорным словам.


Основная мысль текста. Заглавие.

Р/р

Заголовок может называть основную мысль текста. Озаглавливание текста.

Уметь предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста, выбирать подходящее заглавие к тексту


Озаглавливание текстов.

Р/р

Пересказ по плану. Составление плана текста.


Озаглавливание текстов.

Р/р

Общее понятие о типах текста, определение типа готового текста и типа текста по его началу.


Конструирование текстов.

Р/р

Конструирование текстов различных типов, редактирование текста-описания.


Конструирование текстов.

Р/р

Определение типа текста, конструирование текста-повествования по опорным словам и готовому плану.

Уметь составлять текст-повествование


Конструирование текстов, предложений.

Р/р

Конструирование текстов

Знать структуру текста (вводная, основная, концовка)


Систематизация знаний и умений по теме «Текст»

Р/р

Уметь добавлять отсутствующие части текста, подбирать заглавие


Проверочная работа № 2 «Предложение. Текст».

К

Общее понятие о типах текста, определение типа готового текста и типа текста по его началу.

Уметь озаглавливать текст, составлять текст из частей и из предложений


«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Какие слова отвечают на вопрос кто?,

а какие на вопрос что?

ОНЗ

Имя существительное (значение и употребление). Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?

Уметь ставить вопросы к словам-предметам.

Знать, что слова, которые отвечают на вопрос кто?, обозначают одушевленные предметы, а на вопрос что? - неодушевленные


Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

ОНЗ

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

Знать, как различают названия одушевленных и неодушевленных предметов


Объединение слов

в тематические группы

Р/р

Метафора (без введения термина). Выделение метафор в тексте, конструирование предложений с использование метафор.


Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?

ОНЗ

Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?

Уметь составлять сочетания слов по схемам


Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам.

Р

Постановка вопросов кто? что? к словам

Знать, что такое диалог.

Уметь оформлять диалог на письме


Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам

Р


Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы

ОНЗ

Имя прилагательное, значение и употребление

Уметь ставить вопросы к словам-признакам.


Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

ОНЗ

Согласование с именем существительным

Знать обозначение главного и зависимого слов в словосочетаниях.

Уметь:

- графически показывать связь слов;

- подбирать слова-признаки к словам-предметам


Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

Р

Нахождение в предложении слов, отвечающих на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?


Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

Р

Уметь устанавливать связь слов-признаков и слов-предметов


Развитие умения находить в предложении слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?

Р

Уметь находить в предложении сочетания слов-предметов

и слов-признаков


Развитие умения подбирать слова-названия признаков

Р

Уметь подбирать слова-предметы к словам признакам


Развитие умения подбирать слова-названия признаков

Р/р

Обучение сочинению загадок.


Закрепление и повторение изученного



Проверочная работа №3 «Слова-названия и слова-признаки»

К

Уметь:

- подбирать слова, отвечающие на вопросы кто? что? и какой? какая? какое? какие?;

- задавать вопросы к словам в словосочетании


«Пишу правильно»(работа над ошибками) Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам

ОНЗ

Глагол, значение и употребление

Знать определение части речи.

Уметь ставить вопросы к словам-действиям


Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действия предмета

ОНЗ

Постановка вопроса к словам, обозначающим действия предмета

Знать определение части речи


Развитие умения задавать вопросы к словам, находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?

Р

Уметь подбирать к словам -предметам слова-действия


Грамматическая основа предложения

Р

Нахождение в предложении грамматической основы предложения

Уметь:

- находить слова, отвечающие на вопрос что сделал?;

- подбирать слова-действия


Развитие умения находить грам. основу предложения

ОНЗ

Постановка вопросов от слова к слову в предложении

Уметь устанавливать связи между словами в предложениях


Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении

ОНЗ

Уметь выделять из предложений пары слов с помощью вопросов


Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении

Р/р

Составление предложений и текста повествовательного характера с использованием олицетворений.

Уметь редактировать текст, классифицировать и исправлять ошибки


Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

Р

Установление действующего лица или предмета в предложении


Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы

Р

Конструирование предложений

Уметь составлять предложения с опорой на вопросы, показывать графически связь слов в предложении


Конструирование предложений с опорой на вопросы

Р


Проверочная работа № 4 по теме «Связь слов в предложении»

К

Уметь составлять предложения по схемам и записывать их, подбирать глаголы к существительному, ставить вопросы от слова к слову


«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи

ОНЗ

Предлоги, союзы, их роль в речи

Знать, что есть слова, которые выражают чувства, но не называют их


Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые выражают чувства

ОНЗ

Предлоги, союзы, их роль в речи

Уметь выделять группы слов, к которым нельзя поставить вопрос, употреблять в речи понятие предлог


Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

ОНЗ

Правильное употребление предлогов, раздельное написание предлогов

Знать правило написания предлогов с другими словами.

Уметь подбирать подходящие по смыслу предлоги


Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Р/р Работа по серии картинок

Уметь передавать содержание, выделять части красной строкой


Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

Р

Правильное употребление предлогов, раздельное написание предлогов

Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки


Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

ОНЗ

Знать роль предлогов в предложении, уметь подбирать нужные предлоги к словам


Проверочная работа № 5 «Слова, к которым нельзя задать вопрос»

К


«Пишу правильно» (работа над ошибками)Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов

ОНЗ

Однокоренные слова

Уметь подбирать однокоренные слова; определять корень в словах


Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов


Однокоренные слова

Уметь подбирать однокоренные слова; определять корень в словах


Упражнения в распознавании однокоренных слов

Р

Однокоренные слова

Знать два признака однокоренных слов, уметь распознавать однокоренные слова


Роль суффикса в слове. Определение суффикса

ОНЗ

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса)

Знать определение суффикса, его графическое обозначение


Развитие умения находить в словах суффиксы

Р

Значение приставки (простейшие примеры)

Различение предлогов и приставок

Уметь находить суффикс в группе однокоренных слов

Знать значение суффиксов -чик-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-


Разбор слов по составу. Проверочное списывание.

Р

Знать алгоритм разбора слов по составу.

Уметь находить, анализировать и исправлять ошибки.


Роль приставки в слове. Определение приставки

ОНЗ

Значение приставки (простейшие примеры)

Различение предлогов и приставок

Наблюдение за ролью приставки в слове (П)

Различение приставки и предлога: с, на, за, до, про, от, в (П)

Знать/уметь находить значимые части слова


Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах

Р

Уметь анализировать состав слова


Значение приставок. Слитное написание приставок.

ОНЗ

Знать значение приставок в словообразовании, правило написания приставок


Развитие умения различать приставки и предлоги



Развитие умения различать приставки и предлоги



Проверочная работа № 6 по теме «Части слова»

К

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса)


«Пишу правильно»

(работа над ошибками)

Закрепление знаний порядка букв русского алфавита

Р

Алфавит. Русский алфавит

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии.

Знать названия, порядок букв русского алфавита


Развитие умения писать большую букву в фамилиях, именах и отчествах людей

Р

Употребление прописной буквы в имени собственном

Уметь писать без ошибок заглавную букву в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, географических названиях


Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев



Заглавная буква в названиях городов, сел, деревень

Р


Заглавная буква в названиях рек и морей

Р


Написание слов типа орёл и Орёл

Р


Упражнение в правописании слов собственных

Р


Сочинение по картинке



Контрольный диктант по теме «Написание заглавной буквы в именах собственных»

К


«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Написание букв и, а, у, после шипящих.



Что такое орфограмма. Орфографическое правило.

ОНЗ

Правописание сочетаний жи-ши

Уметь:

- соблюдать изученные нормы орфографии;

- видеть «опасные места» в словах, изученные орфограммы


Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Обозначение орфограммы

ОНЗ


Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща

ОНЗ

Правописание сочетаний ча-ща

Уметь видеть и писать слова с сочетаниями ча-ща


Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений

Р


Наблюдение за написанием буквосочетаний чу-щу

ОНЗ

Правописание сочетаний чу-щу

Уметь видеть и писать слова с сочетаниями чу-щу


Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу

Р


Упражнения в написании букв и, у, а, после шипящих

Р

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Уметь видеть и писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу



Упражнения в написании букв и, у, а, после шипящих



Диктант по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

К


«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

ОНЗ

Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Уметь различать произношение и написание слов с буквой Ь.

Знать обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь


Буква Ь на конце и в середине слова.

ОНЗ

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью Ь


Правописание буквы Ь для обозначения мягкости согласных на конце

и в середине слова

Р

Уметь писать сочетания чк, чн в словах,

ь для обозначения мягкости на конце слова

и в середине слова


Слова, в которых пишется и не пишется буква Ь

ОНЗ

Уметь объяснить написание Ь в словах


Правописание слов

с буквосочетаниями чк, чн,чт, щн и буквой Ь

Р

Правописание буквосочетаний чк-чн

Уметь писать буквосочетания чк-чн, чщ


Упражнение в написании слов с Ь, с буквосочетаниями чк, чн, щн

Р

Правописание буквосочетаний чк-чн


Звук [й] и его обозначение на письме

ОНЗ

Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Знать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме


Разделительный Ь. Правописание слов

с разделительным Ь

ОНЗ

Употребление разделительного Ь

Знать правило написания разделительно-го Ь


Разделительный Ь. Правописание слов

с разделительным Ь

Р

Употребление разделительного Ь

Уметь писать слова с разделительным Ь


Правописание слов с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме

Р


Правописание слов с разделительным Ъ

ОНЗ

Употребление разделительных Ъ и Ь

Уметь писать слова с разделительным Ъ


Правописание слов с разделительным Ъ



Диктант по теме «Правописание букв Ь и Ъ

К

Уметь писать слова с разделительными Ь и Ъ


«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение

ОНЗ

Гласные ударные и безударные. Деление на слоги

Уметь различать произношение и написание Уметь правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение (П)


Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

ОНЗ

Гласные ударные и безударные. Деление на слоги

Уметь находить способ проверки написания слов

Уметь различать ударный и безударные слоги (П)


Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов


Правописание безударных гласных в корне слова.

Уметь действовать согласно правилу


Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов

Р

Знать графическое обозначение орфограмм.

Уметь подбирать однокоренные слова с целью проверки


Свободный диктант



Обучение применению правила

ОНЗ

Знать правило написания безударной гласной


Проверочная работа № 7 по теме «Безударные гласные в корне»

К

Уметь писать безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов


Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне.

Р


Контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне»

К


«Пишу правильно» (работа над ошибками)Обобщающий урок



Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова

ОНЗ

Различение звонких и глухих согласных

Уметь различать произношение и написание Знать пары согласных по глухости - звонкости (П)


Знакомство с новой орфограммой

ОНЗ

Правописание парных звонких и глухих согласных

Уметь находить способ проверки написания слов


Развитие умений писать слова с изученной орфограммой

Р

Уметь писать слова с изученной орфограммой


Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова

Р

Уметь подбирать проверочные слова

Уметь писать проверяемые согласные на конце слов (П)


Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова

Р

Знать «опасные места» при написании парных согласных на конце слова.

Уметь писать слова с изученной орфограммой


Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова

Р

Написание слов с парной согласной

Д.м.упр.257

Обучающее изложение

Р/р

Написать 4-5 пред. о вол. словах

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Р

Правописание парных звонких и глухих согласных

Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

Д.м. упр.256

Диктант по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»

К

Инд. задания

«Пишу правильно» (работа над ошибками)


Уметь находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

Инд.задания

Текст

Р/р

Д.м.упр.262

Повторение по теме «Предложение»

Р

Д.м. упр.263

Обучающее изложение


Инд. задания

Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова»

Р

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса)

Д.м. 265

Повторение изученных орфограмм

Р

Правописание безударных гласных

Знать изученные орфограммы

Д.м.267

Итоговая тестовая работа

К

Инд.задания

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

Р

Правописание изученных орфограмм

Инд.задания

Контрольное списывание

К

Повторить правила

131-133

Повторение изученного

Р

Уметь писать слова с безударными гласными в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными, различать приставки и предлоги

Дид. матер

134

Итоговая контрольная работа

К

Инд. Задания

135-136

Повторительно-обобщающие уроки


Дид. материал

13

© 2010-2022