Урок по литературному чтению на тему Л. Н. Толстой Косточка

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.Урок по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой Косточка.

МБОУ «ДООШ»








Урок литературного чтения

в 1 классе

« Л.Н. Толстой

«Косточка» (Быль)»












Бурыгина Н.П.

учитель начальных классов

стаж работы 32 года

1квалификационная категория




с. Дубское 2013 г.

Цели:

  • создать условия для мотивированного и осознанного чтения произведения;

  • развивать умение характеризовать литературных героев

  • развивать критическое мышление (РКМ)

Предметные задачи: создать условия для развития у обучающихся умения:

- осознанно, выразительно читать;

- самостоятельно выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, читать выборочно;

- прогнозировать развитие событий на основе сюжета текста;

- выделять поступок как проявление характера героя

Метапредметные задачи

(личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):

  • создать условия для развития у обучающихся:

- умения ориентироваться в нравственном содержании понятий «семья», «правда и ложь»- умения принимать и сохранять учебную задачу, понимать алгоритм выполнения заданий, воспринимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- навыков коммуникации (умение вести диалог с одноклассниками и учителем, стремление к сотрудничеству при работе в группах и парах);

- умения устанавливать причинно следственные связи, фиксировать информацию, полученную путём анализа текста

Оборудование:

мультимедийные ресурсы, компьютерная презентация, учебники, толковый словарь С.И.Ожегова, портрет Л.Н.Толстого, рисунок мудрой совы, выставка книг, рисунков, раздаточный материал - карточки со схемой - кластером, сердечки «Будь честным», сигнальные кружки (красный, зелёный)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия мотивации

Задача этапа: создать благоприятный психологический климат и положительный настрой на работу.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните тревогу, беспокойство. Вдохните в себя весеннюю свежесть, тепло солнечных весенних лучей. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Успехов вам на уроке!


Стадия вызова

1. Целеполагание. Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока.

- Сегодня мы приступаем к работе над последней главой учебника, которая названа словами А.С. Пушкина.

-Как вы их понимаете?

-Молодцы. А теперь взгляните на рисунок в верхнем углу страницы: кого вы здесь видите?

-А ещё, ребята, на ней шапочка с кисточкой: такие носят ученые. Значит это мудрая сова. Сейчас мы узнаем, почему именно она открывает новый раздел учебника.

- Так зачем же нужно читать книги?

-Значит, не зря именно мудрая сова открываетэтот раздел: все произведения, которые мы будем здесь читать, будут поучительными.

С одним из них сегодня мы и будем работать.

-Название его зашифровано. Внимание на экран: работаем по алгоритму: столбец, слово, буква.

-Первая буква находится в 3 столбце, во 2 слове, на 2 месте. Кто отгадал? (и т.д.)

1

2

3

Алгоритм

мать

детям

схватил

3-2(2)

съел

сливы

сказал

3-5(2)

дать

сочла

тарелка

1-2(1)

обед

умеет

никого

2-6(5)

отец

боюсь

горница

1-5(1)

беда

умрёт

бросил

2-3(3)

одна

побледнел

хотела

3-4(3)




1-7(4)



к

о

с

т

о

ч

к

а

-Какое же произведение мы сегодня будем изучать? Молодцы, ребята!



Чтение эпиграфа на экране: «Чтение - вот лучшее учение». Прием«Мозговой штурм»-прогнозирование (Я думаю, что чтение - самый главный из всех школьных предметов. А я думаю, если человек умеет читать, он много знает.) (Это сова! Она не простая, а ученая: у неё книжка.)



Читают статью учебника, определяют её идею

(Они помогают нам стать хорошими людьми)

Участие в «Мозговом штурме» (исследовательская работа)

Работа по алгоритму

(Дети отгадывают поочерёдно буквы и название произведения)

(ответы могут быть хоровыми)

-Косточка

Стадия осмысления

  1. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.

Задача этапа: познакомить с личностью автора, разъяснить значение незнакомых слов,

-А написал эту быль (рассказ о том, что происходило на самом деле) замечательный русский писатель Л.Н.Толстой. Посмотрите, какой длинный жизненный путь (82 года). Это мудрый великий человек, который написал много книг.

Посмотрите на выставку. Это некоторые из книг для вас - детей (учитель называет книги). Они будут в нашей классной библиотечке. Вы всегда их можете почитать.

Толстой родился и жил в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в семье помещика. Там было имение отца, дом. Для детей крестьян (это люди, которые работали на помещика) Толстой открыл школу, где сам их учил читать и писать. Специально для них Лев Николаевич написал Азбуку и «Книги для чтения». В одной из них была и быль «Косточка».

Познакомимся со словами, которые нам встретятся при чтении.

-Найдем в словаре значение слов: «горница», «сочла».

Такое объяснение дал в своём толковом словаре С.И. Ожегов.

-Давайте прочитаем цепочки родственных слов, вставляя пропущенное. Они нам встретятся в тексте. Работаем в паре.

-Теперь мы готовы к работе с былью.

Рассматривание портрета Л.Н.Толстого,

Знакомство с выставкой книг.

Рассматривание фотографий дома и школы в Ясной Поляне в презентации. Перестройка восприятия на другую временную эпоху.

Словарная работа: объяснение значения слов по словарю в учебнике

Чтение хором значений слов в презентации

-работа в паре (развитие навыков коммуникации):

продолжение цепочки родственных слов;



  1. Первичное восприятие.
Задача этапа: создать условия для эмоционального восприятия поступков героев.

-Ребята, сейчас вы прослушаете текст. Будьте внимательны.

-Понравилось чтение? Вам надо учиться читать также выразительно.

-Давайте прочитаем быль с остановками и ответим на вопросы. Кого вы предлагаете в чтецы - надо 4 человека?

1. «Он всё ходил мимо слив...» Как думаете, что сделает Ваня? Как ещё он мог поступить?

2. «Она сказала отцу…» Как думаете, как поступит отец? Как он ещё мог поступить?

3. «Все сказали: «Нет…» Как думаете, что скажет Ваня? Как по-другому он мог ответить?

4. «Я этого боюсь…» Как поведет себя Ваня? Что он сделает?

Беседа после прочтения:

- Понравилась ли вам быль? О чём она?

- Кто из его героев вам понравился? Почему?

- Хотели бы вы оказаться на месте Вани? Почему нет?

- Можно эту быль назвать поучительной? А чему она учит? Молодцы!

Смотрят и слушают слайд-фильм

Развитие самооценки

Прием «Чтение с остановками»

предсказание развития сюжета.

Первичная оценка поступков героев (ответы детей)

впечатления о литературном произведении (ответы детей на вопросы)

Физкультминутка.

Задача этапа: психологическая и физическая разрядка, формирование представления о нравственных понятиях, отраженных в литературе.

- А сейчас встаньте, пожалуйста. Поиграем. Я буду называть пословицы. Если она мною будет сказана

верно, присядьте;

если неверно, то поднимите руку, чтобы её исправить. Итак, слушайте:

1.Кто вчера солгал, завтра ему не поверят.

2. Сначала делай, а потом думай.

3.Не в силе честность, а в правде.

4.Лучше сладкая правда, чем горькая ложь.
5.Честность всего дороже.

-Чему учат эти пословицы?

Молодцы! Сели на свои места.

Принятие алгоритма выполняемых действий

Создание проблемной ситуации

Верно -сели.

Подняли руки, неверно:

Сначала думай, а потом делай.

Верно - сели.

Подняли руки, неверно:

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Верно - сели.

(Быть честными, никогда не врать.)



  1. Вторичное восприятие текста.

Задача этапа: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, создать игровую коммуникативную ситуацию.

-Продолжим работу. Вам надо найти строчки

из текста к данной иллюстрации.

-Продолжим выборочное чтение. Найдите в тексте глаголы, обозначающие, что делал Ваня и подчеркните их карандашом.

- Теперь я раздам карточки со схемой -кластером каждой группе. Вы посовещайтесь и по порядку следования действий Вани впишите в Кластер. Посмотрим, чья группа справится быстрее а, главное, правильно.

- Сравните свои кластеры с моим.

Мотивация:

Молодцы, хорошо справились с этим заданием! Особенно мне понравилась работа группы ( ) . Они не только справились быстро и правильно с заданием, но и показали себя как сплоченный коллектив.

Сопоставление текста и иллюстрации - выборочное чтение

Чтение текста с поисковым заданием.

Установление логического следования событий (приём «Кластер») -работа в группах

Анализ своей деятельности-самоопределение, самооценка

(дети читают хором кластер на экране, сравнивают со своим)



  1. Физкультминутка для глаз:

Задача этапа: укрепление глазных мышц, снятие напряжения

-Вы все хорошо поработали. Глазки ваши устали. Давайте отдохнём.

(дети смотрят на экран и под музыку выполняют физкультминутку для глаз)

  1. Работа над нравственной идеей текста.

Зада Задача этапа: формировать представления о нравственных понятиях «правда» и «ложь», учить определять нравственные качества героев произведения

- Продолжим работу. Давайте кратко опишем поступок героя были по плану (алгоритму) - напишем синквейн о Ване.

  1. Какой это был мальчик?

  2. Что сделал?

  3. Что почувствовал?

  4. Вывод о происшедшем (пословица).

-Выберите из данных пословиц ту, которая больше всего подходит:

-Правда всего дороже.

-Сам погибай, а товарища выручай.

-Всё тайное становится явным.

-Без труда не вынешь рыбку из пруда.

-Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Творческая интерпретация

Работа по алгоритму (на экране запись)

прием «Написание синквейна»:

1.Ваня:

2.маленький, несдержанный

3.съел, покраснел, заплакал

4.стыд

5.Все тайное становится явным.

(пословицы на экране)

Стадия рефлексии

Итог.

Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых учебных действий, формировать мотивацию к успешности учебной деятельности, учить осуществлять первоначальный контроль своих действий.

Итоговая беседа:

-Пришло время подвести итоги нашей работы.

- С каким произведением мы сегодня работали?

- Почему мы назвали его поучительным?

-Ребята, оцените наш урок с помощью сигнальных кружков. Если урок был для вас полезным - покажите красный цвет, заставил задуматься - покажите зеленый. Вы показали 2 цвета. Молодцы! Действительно, каждый из вас понял, что надо быть…Каким?

А чтобы вы помнили об этом, я хочу подарить вам сердечки «Будь честным!»

Домашнее задание:

-Дома вы нарисуете честность так, как вы ее чувствуете, как представляете. Когда будете рисовать, старайтесь быть такими честными, какими только возможно быть.

-Урок окончен. Спасибо за работу.

-Быль Л.Н. Толстого «Косточка».

-Она научила нас на примере Вани не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно.

(дети показывают сигнальные кружки)

Самоопределение

(честным).

Приём «Психорисунок»







Приложение

Кластер













Вваня



Ваня









Будь честным!













© 2010-2022