Познавательная игра для начальной школы В мире животных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно - познавательная игра «Знатоки природы».

Задачи:

Развивающие: способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать, группировать, развивать познавательный интерес к природе.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе, в группе, в паре, самостоятельность, дисциплинированность, совершенствовать культуру речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран ,карточки, энциклопедии о природе и животных.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы подводим итог нашего совместного проекта, который начали ещё в сентябре. Тема проекта «Животный мир ростовской области». Сегодня мы проведём научно-познавательную игру «Знатоки природы».

За время работы над проектом вы все собрали очень много материала о животных Ростовской области. На сегодняшнем занятии вы узнаете много интересного о жизни животных.

Животный мир богат и разнообразен. Мы встречаем зверей и птиц везде. Грустно было бы жить на планете без них. Очень интересно наблюдать за ними, смотришь на животных и радуешься их существованию.

На территории Ростовской области встречается более 70 видов млекопитающих: лось, косуля, кабан, олень, лисица, заяц, волк, сурок, ондатра, нутрия, суслик, белка, ёж и другие.

Около 200 видов птиц: фазан, дрофа, утки, гуси, лебеди, цапли, кукушки, дятлы, степные орлы, синицы, грачи и др.

В животный мир нашего степного края входит также огромная масса насекомых, около 25000 видов.

На экране вы увидели лишь малую часть животных, которые проживают в нашей области.

1.Первый этап нашего конкурса «Найди загадку».

У вас на столах загадки, которые вы собирали. На экране вы увидите слайд животного и должны найти соответствующую загадку(бабочка, сова, заяц, картинка «ловушка» - лев).

- Почему не нашли загадку к этому слайду?

- Про каких животных были загадки у каждой группы?

2.Второй этап конкурса «Вопрос, ответ».

Каждая команда задаёт «цепочкой» по 2 вопроса командам - соперникам.

Вопросы:

- Может ли сова прикусить себе язык?

- Можно ли назвать паука насекомым?

- Что ест зимой жаба?

- Что случится с пчелой после того, как она ужалит?

- Кто спит вниз головой?

- Что теряет лось каждую зиму?

- Умываются ли насекомые?

- Зимуют ли птицы в скворечниках?

3.Третий этап «По словесному портрету угадайте, кто же это?»

Дома капитаны команд подготовили видео-загадки (с помощью родителей).

Внимание на экран (Ребята рассказывали о розовом скворце, косуле и богомоле, не называя их, команды должны были угадать название животного).

- Что объединяет всех этих животных, о которых вы смотрели видео-загадки?

- Что такое «Красная книга»?

- Какие ещё животные занесены в «Красную книгу»?

Птицы: дрофа, огарь, серая куропатка, розовый скворец, стрепет, колпица, филин, степной орёл.

Млекопитающие: косуля, лось, байбак, бобёр, европейский олень, пятнистый олень.

Насекомые: богомол, дыбка степная, махаон, павлиний глаз.

4.Четвёртый этап «Музыкальная пауза».

- По первым аккордам музыки узнайте песенку и пропойте 1 куплет(«Песенка про кузнечика»).

5.Пятый этап «А знаете ли вы?»

Ребята, вы подготовили интересные факты из жизни животных. Каждая команда сейчас поделится 2 фактами из жизни животных.

«Кроты вовсе не слепые. На самом деле у кротов достаточно острое, хотя и ограниченное, зрение. А увиденный кротом свет, служит знаком опасности, ведь проникновение света для него означает не что иное, как то, что в нору проник хищник».

«Крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди».

«У улитки около 25000 зубов».

«Самый прожорливый хищник планеты -стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама».

«Орёл может напасть, убить и унести животное размером с маленького оленёнка».

« А знаете ли вы, почему куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камушки? Камушки в желудке птиц заменяют зубы, помогают переваривать пищу».

6.Шестой этап «Как животные приспосабливаются к жизни?»

- А сейчас, мы узнаем, как животные приспосабливаются к жизни.

1. «Многие животные погружаются в зимнюю спячку, чтобы пережить зиму с её холодами и недостатком пищи. Рекорды в спячке принадлежат грызунам. Например, спячка сурка - байбака длится восемь месяцев в году».

2. « У степных животных острые и сильные зубы, клюв, когти, рога, крепкие копыта. Ведь нужно рыть подземные ходы, мчаться по грубой высохшей траве. Нужно рвать добычу».

3. « Среди насекомых, живущих в степи, ползающих намного больше, чем летающих. Такому развитию способствовал сильный степной ветер. Трудно летать наперекор ветру, но легко спрятаться от него в густой траве».

4. « Почему бабочка такая яркая, а гусеница у неё зелёная? Гусеница обитает на листьях и её окраска делает её незаметной, а бабочка - на цветах её окраска и форма крылышек помогает ей тоже быть незаметной в своей среде обитания».

5. « Одно из приспособлений к жизни насекомых - маскировка. Яркая окраска говорит: «не тронь меня, будет плохо, я не вкусная еда». А многих сразу и не увидишь».

6. « Как птицы узнают о скором приходе зимы? Ласточкам и другим перелётным птицам даже не надо знать, что скоро наступят холода. У них от рождения есть автоматические внутренние часы, которые довольно точно управляют течением их дней и лет. Птицы очень чутко реагируют на возрастание или убывание продолжительности дня. Весной, когда дни становятся длиннее, они начинают петь и хлопотать о будущем потомстве».

- Да, ребята, природа так создала животных, чтобы им можно было выжить в тех условиях, в которых они проживают. Но зимой всем животным приходится нелегко. Давайте послушаем, о чём говорят зимой птицы.

Сценка «Разговор птиц».

На лесной тропинке собралась стайка птиц.

Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Щегол: Семечки и конопля в столовой не давленые, клюв сломаешь, пока раскусишь. У нас от такой пищи - мозоль на языках.

Воробей: Ой-ой-ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера снег разгребал. Хорошо бы ребята навес сделали!

Синица: Сало- салу рознь! Для нас синиц, правильно вывесить несолёное, от солёного у птиц животы болят.

Клёст: Остался голодным, обед ветром сдуло. Плохо, когда кормушка без бортиков!

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, дынные, арбузные семечки?

- Ребята, как же правильно кормить птиц?

- Какие должны быть кормушки?

- А у кого дома есть кормушки?

Стихотворение « Покормите птиц»

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетелись, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Приручайте птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песни не пришлось

Нам встречать весну.

- А какие ещё животные нуждаются в нашей заботе и любви?(домашние)

7. Седьмой этап «Музыкальная пауза»

Песня «Пропала собака»

8. Восьмой этап «Правила поведения в природе»

Ребята, вы приготовили знаки о правилах поведения в природе и составили памятки .

Сейчас мы послушаем ваши памятки и запомним эти правила навсегда.

Правила поведения в природе.

1.Не обрывай в лесу паутину, и не убивай пауков.

2.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

3.Не разоряй птичьи гнёзда.

4.Не убивай лягушек, жаб, змей, даже ядовитых.

5.Не лови диких животных и не уноси домой.

6.Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.

7.Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи, иначе родители могут навсегда покинуть гнездо.

8.Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или в парке, весной и вначале лета. Она может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.

9.Не шуми в лесу. Шумом ты можешь отпугнуть животных, помешать им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.

10.Осень и весной не сжигайте сухие листья, в них могут погибнуть насекомые, гнёзда шмелей, птиц.

11.Не ломай ветви деревьев и кустарников.

12.Не разрушай муравейники. Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым-вредителям.

13.Не сбивай несъедобные грибы, они тоже нужны, они служат пищей многим животным.

14.Не оставляй мусор в лесу. Помни: Лес - это дом для животных, в нём должно быть чисто.

Вот и закончилась наша игра «Знатоки природы»

Все материалы, которые вы использовали, мы собрали в книгу, которую назовём «Животный мир нашего края». На этом мы не остановимся, мы будем и дальше собирать интересный материал о животных, ведь животный мир такой огромный и каждое животное по-своему интересно и уникально.

Любите родную природу-

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!



© 2010-2022