- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока-путешествия по русскому языку на тему Состав слова (2 класс)
Технологическая карта урока-путешествия по русскому языку на тему Состав слова (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Выдренкова А.А. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УМК «Перспективная начальная школа»
Русский язык 2 класс
Тема: Состав слова Тип урока: урок обобщения знаний. Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью повторения и углубления знаний. Задачи Предметные: сформировать представление детей о частях слова как о составе слова; находить части слова; образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса; находить родственные слова. Метапредметные
- познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
- коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Методы обучения По характеру учебно-познавательной деятельности: системно-деятельностные проблемно - поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная. Средства обучения
- ЧураковаН.А. Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 3.;Каленчук М.Л. Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 2 - М,Академкнига/учебник 2012- (УМК «Перспективная начальная школа»)
- ТПО для 2 класса
- компьютерная презентация
- интерактивная доска
- система мониторинга PROclass
- веб-камера
- магнитофон
- ноутбуки
Действия учителя
Наглядные пособия
Действия учащихся
1. Организационный момент Организация проверки рабочего места учащихся. Создание положительного эмоционального настроя в классе.
- Сегодня у нас с вами необычный урок, а путешествие. Нас ждёт много познавательного и интересного. В течение урока работайте активно, чтобы получить хорошие знания и отличные оценки!
Учебники ч.2, ч.3; ТПО, рабочая тетрадь, пенал
Планировать организацию учебной деятельности Создание положительного эмоционального настроя в классе.
2. Этап актуализации знаний 1.Фонетическо-орфорграфическая разминка. Запись на доске и в тетради: А)Число, кл.работа - Перед вами поезд, на котором мы отправимся путешествовать. Но чтобы он поехал надо составить правильно слово.
тетрадь интеракт.доска
Дети записывают в тетради число, классная работа и составленное слово с разбором.
3. Этап мотивации
Вывод темы и целеполагания урока
-Чтение темы урока
- Вы уже слышали такое словосочетание?
-Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно?
Учебник с.74 чтение темы Слайд 2
- Выскажите предположение, чем мы сегодня можем заниматься на уроке?
(разбирать слова по составу, повторять знания о частях слова)
Учебник с.74- Запрашивать недостающую информацию. Определять тему урока.
Умение приходить к общему решению в совместной деятельности;
4. Погружение в тему
- Состав мы с вами собрали, теперь можно отправляться в путешествие.
- Первая станция называется «Повторялочка». Здесь мы должны вспомнить из чего строятся слова. А помогут нам в этом наши докладчики. Они не только расскажут нам интересную информацию, но и предложат выполнить задания. Мы вспомним о строительном материале, из которого создаются слова нашего языка. Всё на свете из чего - то состоит. Лес из деревьев, облака из множества водяных капелек. А слова сделаны из своего строительного материала. Кто их назовёт?
(Приставка, корень, суффикс, окончание).
Как они хорошо работают вместе. Каждый из них вносит в слово свою часть смысла - смыслиночку. И получаются интересные и выразительные слова. Мы сегодня поговорим о приставке, суффиксе и корне. Предлагаю предоставить слово докладчику, который расскажет о приставке.
Предлагаю предоставить слово докладчику, который расскажет о суффиксе.
Предлагаю предоставить слово докладчику, который расскажет о корне и окончании.
Едем дальше! Посмотрите, мы приехали в лес. Давайте выйдем из вагонов и послушаем звуки природы.
На доске макет поезда и карта, а также задания от докладчиков
При выступлении докладчиков учитель проецирует их изображение через веб-камеру
Физ.минутка На магнитофоне включается запись со звуками природы Выступление докладчиков. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Выступление докладчика Арины.
Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки со словами пишутся слитно. Бывают приставки на-, под-, за-, во-, пере-, при-, с- и другие.
Давайте поиграем в игру. В ней будут такие участники: вы, два домика - один в начале дороги, другой в конце, а на дороге - мостик через речку и большая лужа. А ещё в игре будут участвовать части слова. Ваша задача - описать действия весёлых человечков, образуя от слова, шли другие слова с разными приставками. Жили три человечка. Двое жили вместе, а третий жил один. Когда у него был день рождения, он позвал в гости друзей. Они приготовили подарок и пошли. Шли они, шли и дошли до моста. Они его перешли и пошли дальше. Вдруг перед ними оказалась большая лужа. Они обошли её и пошли дальше. Совсем скоро они пришли к домику друга. Он был очень рад.
Как видите, приставки помогли вам из одного слова шли сделать целый дорожный рассказ.
Следующее задание.
Я сделала карточки двух цветов. В розовых прямоугольниках написаны приставки (пере, под, при, по, от, за). На голубых слова ( ход, дача, вал). Совмещая надписи, мы получим слова - названия предметов с приставками. Задание: образовать как можно больше слов.
Выступление докладчика Ильи.
Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и нужна для образования новых слов.
Они выполняют в словах большую строительную работу. Во - первых, они из одних слов делают другие. Во - вторых, могут придавать словам разные смысловые оттенки. Например, показывать большой предмет или маленький, симпатичный или противный. Когда вы придёте ко мне, я познакомлю вас с суффиксами - онок, - ёнок и - ик. Они способны самого большого и свирепого зверя превратить в маленького зверёныша. Например, тигр - тигрёнок, лев - львёнок. Некоторые суффиксы наоборот придают словам увеличительный оттенок. Вместо - ёнок или -ик поставьте - ище, как эти слабые безобидные зверята станут огромными сильными зверями: тигрище, львище.
Выступление докладчика Димы.
У слов есть самое важное, самое главное - корень. Эта часть несёт самый главный смысл. Корень берёт на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными. Когда вы придёте ко мне, мы поиграем в третий лишний. В каждой тройке слов одно будет не родственное.
Окончание - это изменяемая часть слова. Она служит для связи слов в предложении. В словах бывает нулевое окончание.
5.Закрепление -Едем дельше! А эта станция называется «Проверялочка». I варианты берут в руки пульты, а II ставят перед собой компьютеры и выполняют задания на них.
ноутбуки, пульты
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Оценивать правильность выполнения действия.
6.Этап встраивания нового материала в систему знаний - Едем дальше! А на этой станции мы можем сделать обеденный перерыв. 1)Составление алгоритма разбора слова а) Окончание б) основа в) корень г) приставка (Если есть) д) суффикс (Если есть) 2)Упр. в разборе слов: Повар,вареник,поварёшка,варево,варенье
Дети разбирают на доске и в тетради с сопровождением слайдов 3-7
7.Этап подведения итогов урока. Рефлексия -И последняя станция нашего маршрута «Заключалочка» Как вы думаете, все ли мы узнали сегодня? - Оцените свою работу. (Ребята оценивают, учитель оценивает.) - Домашнее задание у вас будет на карточках. Вложите их в дневники. - Спасибо за урок!
Слайд 12
Адекватно оценивать свою деятельность. Выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.