Конспект урока по окружающему миру на тему В царстве грибов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир . 3 класс.

Тема урока «В царстве грибов» является 18 из раздела «Эта удивительная природа»

На тему отводится 1 час.

Тип урока : открытие новых знаний.(комбинированный)

В данном классе обучается человек. Уровень подготовки детей средний. Но по окружающему миру качество знаний 75 %.

На уроке прослеживались все этапы( Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднения. построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта. первичное закрепление во внешней речи. самостоятельная работа с самопроверкой. включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности на уроке.)

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием грибов. признаками и значениями в природе и жизни человека. определить в какую группу относятся грибы.

Для достижения цели мною были определены следующие задачи:



  • Изучить особенности разных грибов и значения их в природе и жизни человека.

  • Продолжить учить самостоятельно находить и анализировать различные виды информации, выделять существенное, обобщать, делать выводы, преобразовывать и передавать информацию.

  • Способствовать развитию Универсальных Учебных Действий учащихся.

  • Создавать ситуации при которых учащиеся могли отстаивать свою точку зрения, быть контактными, смогли работать в команде.

  • Воспитывать бережное отношение к живым организмам, прививать любовь к природе.

Объем материала, сложность выполняемых заданий соответствовали уровню развития ученического коллектива. Учащиеся материал урока усвоили. Прослеживались внутрипредметные и межпредметные связи.

В ходе урока учащиеся усвоили понятия новых терминов, смогли грамотно объяснить их значение, привести примеры, объяснить их взаимосвязи.

При проведении урока использовала наглядные, словесные и практические методы.

На уроке была организована самостоятельная работа с самопроверкой, учащиеся работали с информацией, выбирали существенную информацию опираясь на вопросы, с заданиями справились, в течении урока сумели преобразовать новую информацию.

В группе учащиеся работали слаженно, конфликтных ситуаций не наблюдала.

Считаю, что цель урока была достигнута, задачи выполнены.

Выбранные методы и приёмы способствовали развитию основных компетенций учащихся.

Компетентностные задания урока были следующие : самостоятельная работа с самопроверкой по карточкам, коллективное целеполагание перед уроком, элементы исследовательская работа, ответы и выступления учащихся в течениивсего урока, творческая домашняя работа

Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным

  • была создана проблемная ситуация;

  • урок был в виде диалога учитель-ученик, ученик-учитель

При построении урока использовались принципы:

  • научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.

План-конспект урока

Мотивация к учебной деятельности. Деятельность учителя

Деятельность ученика -Долгожданный был звонок. Начинается урок. Каждый день всегда, везде. На уроках и в игре, Смело, четко говорим.И тихонечко сидим.













- Сегодня на уроке вы будете «открывать» для себя новое знание. Как вы обычно это делаете?









-Почему важно, чтобы вы сами находили ответы?





- Что вы изучали на прошлых уроках? -Чтобы узнать тему урока отгадаем загадку.

-И на горке и под горкой -Под березой и под елкой - Хороводами и в ряд -В шапках молодцы стоят.



- Сегодня мы будем говорить о царстве грибов.- Включите настроение на открытие новых знаний и пожелайте друг другу удачи.






















1.Сначала повторяем то, что нам понадобится для изучения нового. 2.Затем выполняем пробное действие чтобы понять, чего мы не знаем. 3. Потом сами ищем ответ.

- Так мы лучше поймём и усвоим новое; научимся учиться.

-О живой природе

-Грибы.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действииОрганизация учебного процесса на этапе 2: - С чего же начнём? -Вспомним признаки растений и животных.Для этого будете работать в группах . У каждой группы на столе лежит опорная таблица. У одной «Растения», а у другой «Животные». Сейчас группы поработают и заполнят каждая свою таблицу, в соответствии с планом исследования. Если возникнут трудности, можете полистать учебник . Когда будете готовы. выступит представитель группы. План исследования:(на доске написано)

  1. Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
  2. Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
  3. Могут ли передвигаться самостоятельно?
  4. Какие условия нужны для роста и развития?
5.Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества? -Слово предоставляется представителю группы «растений» - А давайте проверим.(слайд 3) - Что скажете? -Выступает Представитель группы животных. - Сравните.(слайд 4) - На уроке эти таблички нам понадобятся.



-Что вы сейчас повторили?





-Что теперь будете делать?

-А в какое царство вы отнесете грибы - растения или животные. Обоснуйте свой ответ.(слайд 5) - по щелчку появляется вопрос. -Сравните внешний вид растений и грибов. -Значит можем с уверенностью сказать.что грибы-растения?

-Повторим то, что, мы знаем о живой природе.



-Водоросли-морская капуста .Мхи. Папоротники. Хвойные растения-сосна,ел, можжевельник. Цветковые растения. Черви. Моллюски-улитки.слизни.кальмары.осьминоги. иглокожие-морские звезды.ракообразные.паукообразные.насекомые.рыбы.земноводные-лягушки.рептилии-змеи.черепаха.крокодилы.птицы.звери



-Повторили всё, что вам пригодится для «открытия» нового знания на этом уроке.

-Попробуем выяснить, что мы не умеем и постараться самим найти новое.

--У растений есть листья .цветы. а у грибов нет

-нет.


3. Выявление места и причины затруднения. Организация учебного процесса на эапе 3: - Что вы попробовали делать?

-Какие затруднения возникли?







- Почему возникли затруднения?





- Может, вы хотите что-то спросить у меня?

- Вот на этот вопрос мы и найдем ответ сегодня на уроке.

-Пытались определить группу грибов

-Не смогли доказать в какую группу относятся грибы.

-Грибы похожи на растения в тоже время отличаются от них.

-К какой группе относятся грибы?




4. Построение проекта выхода из затруднения Организация учебного процесса на этапе 4: -- Что теперь вы должны сделать?





- Какова же цель урока?







- Уточним тему урока. (На доске дописывается тема урока.) -Существует целая наука посвященная изучению грибов. Она называется микология. Микос-гриб.Логос-наука. - Что особенного вы можете сказать о внешнем строении гриба? СЛАЙД 7 -Где находятсяшляпка и ножка? -А что находится под землей?- Подземная часть гриба называется грибницей(мицелий)

- А если мы заглянем под шляпку, то что можем сказать о строении шляпки? -СЛАЙД 8 . У пластинчатых грибов, на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Споры разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.

-Трубчатыми называются грибы потому, что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек.

- По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело.

- Вот грибница - это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.СЛАЙД 9 -Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ - они похожи на зонтик. Сл.10

- Давайте познакомимся поближе: белый гриб (слайд11), подосиновик (слайд 12), лисички (слайд 13), подберезовик (слайд 14), шампиньон (слайд 15), опята (слайд 16), сыроежки (слайд 17), груздь (слайд 18).Съедобные грибы. - А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы - трутовик, дождевик, бокальчики, чага,(употребляется в народной медицине) рогатик, зубной гриб (слайд 19)). -Узнать больше об этих грибах вам поможет этот определитель о грибах. (Показ книг)

-Существуют удивительные грибы (слайд 20):

-Об одном из них расскажет Айрат. Звездообразный гриб, который прозвали Сигарой дьявола, является одним из самых редких грибов в мире. Он также известен под именем звезда Техаса и был найден только в центральной части Техаса, в двух отдаленных местах Японии, и последний раз в горах Нары. Сигара дьявола представляет собой темно-коричневую сигарообразную капсулу, которая принимает форму звезды, когда раскрывается, чтобы выпустить споры. Интересный факт - это единственный гриб, который производит свистящий звук, выпуская споры. Хвост индейки-Борется с опухолями. Лазурный гриб - это разновидность гриба, произрастающего в Новой Зеландии и Индии. Это маленький гриб полностью голубого цвета, в тоже время от его спор идет небольшой красноватый оттенок. Синяя окраска тела характеризуется проявлением трех видов пигментации. Данная разновидность гриба несъедобна, однако никакой информации по поводу ядовитости гриба нет. Бородатый гриб - этот гриб, который похож на лапшу или помпон, известен под многими именами: Гриб Гривы Льва, Бородатый Гриб-Зуб, Гриб Ежа и т.д. Он является съедобным. В дикой местности эти грибы произрастают в конце лета и осени на мертвых древесинах, особенно американском Буке. Неоновый гриб - нет, вам не показалось, это действительно ярко-зеленые грибы. Позвольте представить - это неоновые зеленые грибы. Произрастают они в сезон дождей в лесах Японии и Бразилии, рассеивая по земле свои пылающие споры. Превосходным местом для произрастания являются основания стволов деревьев, упавшие ветки деревьев, лиственные кучи и сырая почва. В основном неоновый гриб можно найти на острове Мезамиямам в Угуи, в Японии и Национальном парке Туриста Долины Рибейра. Появление этих грибов в Бразилии обусловлено биолюминесценцией, которая является одной из самых странных, но красивых реакций, которые происходят во многих растениях и животных.

- А вот это - грибы-карлики (слайд 21). Они очень-очень маленькие, но очень нужные человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенницилин - это очень нужное лекарство.

-На какие группы разделили грибы? Посмотрим какие ядовитые грибы встречаются в наших краях, которые опасно употреблять в пищу. При отравлении звоните 03!(слайд 22) Давайте посмотрим, какие грибы являются ядовитыми. Бледная поганка (слайд 23), мухомор (слайд 24), ложные опята (слайд 25), желчный гриб и сатанинский (слайд 26 - Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы - с.119. Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко. Прочитайте названия грибов. -Как думаете какие из них несъедобные? Подумайте, на растения или животных похоже внешнее строение гриба? Физминутка «Грибы» Мы по лесу шли, шли (дети маршируют) Белый гриб нашли (разводят руками) Раз - грибок, два - грибок (наклоны) Вот и полный кузовок (показывают руками) -Давайте теперь попробуем найти ответ на вопрос, заданный вами в начале урока. -А какой вопрос мы задали? - Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» (слайд 27). Почему так говорят?





- Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? Слайд 28. - А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития? - А давайте вспомним, что еще нужно растениям для хорошего развития? - Для чего растениям нужен свет?



- А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. -А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений ?

- И какой вопрос тогда возникает?Слайд 28. - Ответ на этот вопрос найдем в учебнике на странице 118. - Как же питаются грибы?





- Если грибы не производят питательные вещества сами, значиткакой вывод можно сделать? - Может тогда они животные? - Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в опорные таблички.







- Можно ли сказать, что грибы - это животные? -Куда их определить тогда? - Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных.поэтому грибов определили в отдельное царство. - Итак, сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы?

-Поставить цель деятельности, составить план действий.



-Сформулировать признаки грибов их значение в природе и жизни человека.

- «В царстве грибов».



-Пластинчатые - нижняя часть шляпки состоит из пластинок.

-Трубчатые похожи на губку.







Доклад1Айрат.



Рамиль Доклад2



Инзиля Доклад

Доклад 4 Виль





- Шляпочные

плесневые.кефирные

дрожжевые



-Несъедобные:

- Сетконоска

сдвоенная и решеточник красный



-В какое царство относятся грибы? -Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю -Влага, тепло, питательная среда

-Растения

-Свет

-Под действием света растения вырабатывают питательные вещества



-Онине вырабатывают питательные вещества сами

-Чем же тогда питаются грибы? -Они всасывают соли из почвы питаются останками живых существ, но сами не производятпитательные вещества)

-Грибы не растения



-Грибы питаются останками живых существкак животные, но они не могут передвигаться .

-Нет.

- В отдельное царство. 5 .Реализация построенного проекта

Организация учебного процесса на этапе 5:

-Вернемся к нашим таблицам -.Посовещайтесь и отметьте общие признаки с растениями -1 группа . с животными -2 группа. Приступаем к работе. На реализацию плана вам отводится 5 минут. - А теперь приготовьтесь представить его классу. (Представитель группы выступает) - Итак, сравним опорные конспекты с информацией на экране.Слайд 28. - Что можете сказать? по щелчку появляются признаки грибов, а затем схожие признаки растений и животных с грибами по щелчкам парно меняют цвет)--- Хорошо потрудились. -Из-за своих свойствгрибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку? (слайд 29) - Что теперь вам надо сделать?





-Получились одинаковые конспекты.)



-Грибница питает деревья. Плодовое тело служит кормом для животных.





-Потренироваться

6 Первичное закрепление во внешней речи.Организация учебного процесса на этапе 6А сейчас я предлагаю вам игру «Верите ли вы, что…»

Я читаю вам вопрос, вы показываете если да--«+» а если нет-- «-»

Итак, верите ли вы, что…:

  1. грибы относятся к живой природе? +
  2. грибы относятся к царству растений? -
  3. шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? +
  4. плодовое тело состоит из шляпки и ножки? -
  5. грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? -
  6. что грибница вредит корням деревьев, около которых растёт? -
  7. грибы - это богатство леса? +
  8. что плесень, которую можно увидеть на корке хлеба, в банке с вареньем - это тоже грибы? +.
  9. что плесневые грибы относятся к шляпочным грибам? -

10) что плесневые грибы могут приносить человеку не только вред, но и пользу? + 11) что некоторые виды грибов занесены в Красную книгу? +. 12) что медведи лечатся мухоморами? - 13) что самый полезный гриб - это бледная поганка?




7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация учебного процесса на этапе 7: - Готовы проверить научились ли различить грибы ? - Что надо сделать, чтобы это проверить? (На партах карточки с заданиями: написать сьед и несьед грибы.) - Выполните задание самостоятельно. На выполнение даётся меньше ? минуты .

-Как можно проверить правильно ли ваши ответы? -Найдите материал на стр.120 для самопроверки. - Кто допустил ошибки поставьте «?»

- Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с заданием .Посчитайте все + каждый из них крупинки ваших знаний: если два + поставьте себе «5» если меньше ?. -У кого 5? - Молодцы!



-Да. Выполнить самостоятельную работу.

-По учебнику


8.Включение в систему знаний и повторение. Организация учебного процесса на этапе 8:

- Где вы можете применить свои знания?



- Кто должен выбирать задания к уроку? - Я выбрала игру»Съедобные и несъедобные. Для игры понадобятся ваши знания. Какие грибы положили? Как поступить с этими? Не лучше ли их растоптать? -Ну а если случилось беда вы отравились грибами кто окажет помощь.


-В сборе грибов

-В выполнении заданий.

-Учитель.



Определить название грибов (Муляжи).В какую группу они относятся. Съедобные или несъедобные. Шляпочные. Дрожжевые .Плесневые. Строение шляпки: трубчатые и пластинчатые Рефлексия.Организация учебного процесса на этапе 9: - Какова была цель сегодняшнего урока?





- Достигли цели? Докажит















- Приготовьте фигуры и оцените результаты своей работы .- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный. (И пожелание всем любителям грибов: будьте внимательны при сборе! (слайд 30))- А дома вы поищите в дополнительной литературе или вспомните, что вы знаете о грибах и подготовите маленькое сообщение о каком-нибудь грибе, желательно с рисунком или сделайте поделку. Зайдите на наш сайт факультативы и там найдете материал по нашей теме. На основе ваших сообщений мы и построим наш следующий урок.




-Сформулировать признаки грибов. Их значения в природе и жизни человека.

-Научились отличить съедобные грибы от ядовитых. Части гриба. Какие грибы относятся в красную книгу.Связь грибов с растениями. Польза грибов лесу.



(Учащиеся прикрепляют на доске разноцветные круги и квадраты.)



© 2010-2022