- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности
Программа по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бирюкова Т.И. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Система образования Российской Федерации призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой Родины.
Малая Родина - окружающее человека пространство, освоенное еще с детства, прочувствованное и принятое, как «свое» - вот та основа, которая дает чувство устойчивости в жизни, становится источником жизненной силы и умиротворения.Каждый человек тысячами нитей связан со своей « малой Родиной». У каждого города, поселка, улицы, уголка на карте, где ты родился, вырос и живешь - свое лицо, свой характер, своя история, порой восходящая к легендам. Нас окружает природа родного края - нужно знать ее и изучать, чтобы ориентироваться с ней, правильно строить взаимоотношения с окружающим миром, мы общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами. Истоки наших взаимоотношений лежат в прошлом и настоящем, как всей страны, так и ее отдельного региона. Найти свое место в этом сложном мире нелегко. Знакомство с историей, культурой традициями родной страны, ее прошлым и настоящим на примере родного края поможет человеку, выбирать духовное начало. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, селу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским и адыгейским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) и Республики Адыгея;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения района, Республики, страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
-
развиватьустойчивый интерес к изучению родного края;
-
расширятькругозор, развивать память, внимание, культуру речи, поведения;
-
обогащатьсловарный запас детей, активизировать его;
-
стимулировать желание детей к самостоятельной творческой деятельности (рисунки, задания и т.д.).
- повсюду люди трудятся для всех, (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
- нашу страну населяют люди разных национальностей;
- у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура;
- каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Цели воспитания: воспитание любви к своей малой Родине, родному селу, району;
-
приобщение юных жителей нашего района к богатейшему духовному наследию прошлого, патриотическое воспитание молодежи;
- воспитание чувства любви и уважения к своей Родине;
- формирование и воспитание эстетического вкуса через культуру своего народа, национальной среды;
- воспитание бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- формирование устойчивого интереса к социально-экономическому положению Республики Адыгея;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
1 класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА» РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ:
…И с гордостью скажу родному краю:
"Люблю и знаю, знаю и люблю
и тем полней люблю, чем глубже знаю!"
Ефремов Ю.К.
-
ФГОС,
Согласно УП МОУООШ № 14 на 2011 - 2012 учебный год на внеурочную деятельность по патриотическому воспитанию в 1 классе отводится 2 учебных часа в неделю. Патриотическое воспитание изучается в течение всего учебного года.
1 четверть 16 часов
2 четверть 15 часов
3 четверть 20 часов
4 четверть 15 часов
Основная форма организации образовательного процесса - беседа, круглый стол, экскурсия, тренинг.
Технология обучения системно - деятельный подход.
Механизмы формирования универсальных учебных действий: учебная мотивация, учебные цели, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование.).
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
-
что все люди равны в своих правах независимо от пола, цвета кожи, физических возможностей;
-
что поступки, уважающие, защищающие права человека - хорошие поступки, а нарушающие права человека - плохие;
-
что соблюдение людьми общепринятых правил поведения и безопасности обусловлено необходимостью соблюдения прав человека в стране;
-
что такое семья;
-
историю своего села, района; познакомиться с лучшими людьми района;
- название своей улицы и той, на которой находится школа;
-
символику России, Адыгеи, района;
-
должны знать историческое значение победы над фашизмом,
- диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей;
- основные признаки времен года;
- правила поведения в природе;
- домашний адрес;
- виды транспорта;
- наиболее распространенные профессии;
-
знать, что такое режим дня школьника;
-
правила поведения в школе на уроках и во внеурочное время;
-
историю школы, ФИО учителей, которые работают в классе;
-
основные требования устава школы;
-
понятия «дружба», «взаимовыручка», «взаимопомощь», «чувства товарищества»;
-
понятие «этикет» и правила хорошего тона;
-
творчество, этнокультурные традиции, духовное наследие;
-
народные традиции;
-
некоторые народные промыслы страны.
Учащиеся должны уметь:
-
различать хорошие и плохие поступки человека;
-
определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи;
-
дружить и дорожить школьным коллективом;
-
различать обычаи и традиции народов, живущих в Республике;
-
выражать себя в доступных видах творчества;
-
выполнять режим дня школьника;
-
различать виды транспорта;
-
различать живую и неживую природу;
-
назвать несколько видов растений, произрастающих в Адыгее;
-
назвать нескольковидов домашних и диких животных;
-
назвать некоторые охраняемые растения и животных своей местности (Адыгеи);
1 четверть (16 часов).
-
Познакомить с понятием «семья».
-
Закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.
-
Прививать любовь и уважение к членам семьи.
-
Формировать понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
-
Познакомить с фольклором.
-
Развивать самопознание ребенка и уважение к себе.
-
Помочь ребенку осознать свои достоинства и недостатки.
-
Рассказать о взаимоотношениях в семье.
-
Развивать способность согласовывать собственные замыслы и действия с планами членов семьи.
-
Развивать самопознание ребенка и уважение к себе.
-
Развивать у детей способность распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его.
-
Развивать у детей эстетическое восприятие.
-
Развитие уважения к старшим.
-
Развитие и поддержание интереса к истории школы.
-
Формировать активную позицию школьника, дорожить школьным коллективом.
-
Поддерживать и укреплять традиции школы, преумножая своими успехами.
-
Воспитывать трепетное уважение к родным и близким.
-
Воспитывать семьянина, любящего своих родителей.
-
Воспитывать чувство гордости за свою семью.
-
Воспитывать любовь к русскому (родному) языку.
-
Воспитание самостоятельности.
-
Воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого.
-
Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
№
П./ П.
Дата.
Тема занятия.
Форма проведения.
1.
Школа мой «второй дом».
Экскурсия.
2.
Я - школьник.
Беседа.
3.
Режим дня школьника.
Беседа.
4.
Выполнение режима дня школьника.
Тренинг.
5.
Я и мое имя. Расскажи сам о себе.
Беседа.
6.
Моя родословная. «Как появилась моя семья».
Беседа с участием родителей.
7.
Что я чувствую, когда рядом нет родных.
Беседа.
8.
Я и моя семья.
Конкурс стихов.
9.
С любовью к бабушке.
Беседа.
10.
Обычаи и традиции адыгов.
Круглый стол.
11.
Семейные обычаи и традиции русского народа.
Круглый стол.
12.
Семейные обычаи и традиции курдского народа.
Круглый стол.
13.
Отгадай, чей обычай.
Тренинг.
14.
Мама, папа, я - дружная семья.
Соревнование.
15.
«Материнские берегини».
Конкурс стихов ко дню матери.
16.
Поговорим о том, как мы выглядим.
Беседа.
2 четверть (15 часов).
-
Познакомить с уставом школы.
-
Научить выполнять школьные правила.
-
Подвести учащихся к пониманию, что их село - частица Родины.
-
Развитие и поддержание интереса к истории школы.
-
Формировать активную позицию школьника, дорожить школьным коллективом.
-
Поддерживать и укреплять традиции школы, преумножая своими успехами.
-
Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
-
Воспитывать ценностное отношение к своей малой Родине, государственной символике, отечественному культурно - историческому наследию, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
№
П. / П.
Дата.
Тема занятия.
Форма проведения.
1.
Из истории родной школы.
Беседа.
2.
«Парта - это не кровать»…
Беседа.
3.
Поведение в классе на уроке и перемене.
Тренинг.
4.
Устав школы.
Беседа.
5.
Я - школьник.
Беседа о правах и обязанностях.
6.
Я - гражданин.
Беседа о правах и обязанностях.
7.
«В нашем классе всех не счесть - Маша есть и Коля есть»… История моей дружбы.
Беседа о дружбе и товарищах.
8.
Кем я хочу быть.
Беседа.
9.
Моя малая Родина - село Преображенское.
Час краеведения.
10.
Это твои люди - село.
Беседа.
11.
Достопримечательности села и района.
Заочная экскурсия.
12.
«С чего начинается Родина»…
Конкурс стихов.
13.
Страна, где я живу.
Беседа.
14.
Знакомство с устным народным творчеством России.
Конкурс чтецов.
15.
Знакомство с устным народным творчеством адыгов.
Конкурс чтецов.
3 четверть (20 часов).
-
Познакомить с элементарными представлениями об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
-
Показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней.
-
Показать, почему природа болеет, почему ее судьба в наших руках.
-
Постигать народное творчество, этнокультурные традиции, формировать потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
-
Развивать познавательную активность.
-
Воспитывать ценностное отношение к своей малой Родине, государственной символике, отечественному культурно - историческому наследию, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
№
П. / П.
Дата.
Тема занятия.
Форма проведения.
1.
Я -гражданин России.
Беседа.
2.
Символика России.
Беседа.
3.
Конституция РФ.
Беседа.
4.
Наши символы(Герб, гимн, флаг РА, района)
Час краеведения.
5.
Наши символы (Герб, гимн, флаг РА, района).(Продолжение.)
Час краеведения.
6.
Народные промыслы России (Хохлома.)
Заочная экскурсия.
7.
Народные промыслы России (Полхов - Майдан.)
Заочная экскурсия.
8.
Народные промыслы России. (Гжель.)
Заочная экскурсия.
9.
Народные промыслы России. (Городец.)
Заочная экскурсия.
10.
Народные промыслы России (Дымковская игрушка.)
Заочная экскурсия.
11.
Изделия мастеров Адыгеи
Беседа.
12,
По мотивам народных образцов.
Тренинг.
13.
«Дело мастера боится».
Конкурс мастеров.
14.
Путешествие по родному краю: п.Гончарка, предгорье Кавказа, Лаго - Наки, Азишская пещера, водопады Руфабго, Хаджогская теснина, Черноморское побережье.
Заочное путешествие
15.
Растительный мир Адыгеи.
Беседа.
16.
Животный мир Адыгеи.
Беседа.
17.
Правила поведения в природе.
Беседа.
18.
Красная книга природы.
Беседа.
19.
Почему некоторые животные и растения попали в Красную книгу? Кого бы мы защитили?
Тренинг.
20.
Мир вокруг меня. Какой он? Обобщение знаний.
Беседа.
4четверть (15 часов).
-
Познакомить с элементарными представлениями об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
-
Подвести учащихся к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
-
Прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной» «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.
-
Развивать чувство гордости за страну, в которой ты родился.
-
Воспитывать ценностное отношение к своей малой Родине, государственной символике, отечественному культурно - историческому наследию, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
№
П. / П.
Дата.
Тема занятия.
Форма проведения.
1.
Путешествие по родной стране: музеи России.
Заочное путешествие.
2.
Путешествие по родной стране: храмы России
Заочное путешествие.
3.
Страна, открывшая путь в космос.
Беседа.
4.
«Мы садимся в космолет, отправляемся в полет!»
Тренинг.
5.
«Цветы и порох»
Беседа о ВОВ.
6.
«Этих лет не смолкнет слава!»
Конкурс стихов о войне.
7.
«Не стесняйтесь доброты своей».
Этическая беседа.
8.
Село Красногвардейское - центр нашего района.
Беседа.
9.
Путешествие по родной стране: Майкоп - главный город Адыгеи.
Час краеведения.
10.
Достопримечательности города Майкопа.
Беседа.
11.
Путешествие по родной стране: Москва - столица нашей Родины.
Заочное путешествие.
12.
Красная площадь - главная площадь страны.
Беседа.
13.
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Беседа.
14.
«Лукошко добрых дел»
Учимся делать добро.
Беседа.
15.
«И это всё о нас…» Обобщение знаний.
Концерт.