• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья: Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов начального общего образования

Статья: Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов начального общего образования

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд: Тема моего выступления:

Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Система оценки достижения планируемых результатов начального общего образования. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». С 2011 г. наша начальная школа перешла на новый ФГОС. Принципиальным отличием является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умения: Слайд:

  • ставить цель и добиваться ее;
  • самостоятельно добывать и применять знания;
  • составлять план своих действий;
  • задавать вопросы; ясно выражать свои мысли;
  • сохранять и укреплять своё здоровье.
Слайд: Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются ребенку в готовом виде. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Слайд:Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. В соответствии с новыми требованиями нужно: прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот, - это необходимая подготовка к жизни. Слайд:Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности Универсальных Учебных Действий, обеспечивающих компетенции« научить учиться». Слайд: ЗУНЫ + УУД Слайд: Ученик становится живым участником образовательного процесса.На уроке должна быть создана развивающая образовательная среда (через познавательную активность, любознательность, познание окружающего мира, инициативность, рефлексию).

Слайд:Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

К. Ушинский


Слайд:Основными компонентами современного урока являются:

  • Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

  • Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

  • Мотивационный - определение значимости изучаемого материала.

  • Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.

  • Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

  • Технологический - выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

  • Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся

на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.


Слайд:Очень важен целевой блок урока! Перед учащимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Дети должны знать, какие конкретно знания и умения должны быть освоены в процессе урока. Слайд: Существуют различные приемы по формированию действия целеполагания: «Тема-вопрос», «Яркое пятно», «Исключение», «Домысливание», «Моделирование жизненной ситуации», «Группировка», «Собери слово», «Проблема предыдущего урока», «Проблемная ситуация».
Слайд:Можно использовать схему: постановка целей на урок. В таблице целей ученик сам ставит цели, используя геометрические фигуры.
Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Слайд: Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся активным формам познания на уроке: наблюдение, опыты, учебный диалог.
Слайд: Независимо от типа и структуры построения урока обязательным этапом современного урока является рефлексия настроения и эмоционального состояния.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений). Слайды: «Смайлики», «Геометрические фигуры», метод графической рефлексии, «Светофор», «Дерево чувств», «Цветок настроения» и т. д. Слайд: На уроке должны быть качественно обработаны знания, определенные образовательным стандартом. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю, вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок.
Слайды: Сравним, что изменилось в содержании современного урока.Так учили - Так учим по ФГОС!!!(сравнение) (слева - учитель был главной фигурой на уроке, а справа ученикам отводится главная роль, а учитель - наставник, координатор учебного процесса).
Слайд:Учитель учит детей работать по правилу и творчески (Задания даны в избытке).Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, вывод делают сами учащиеся. Слайд:Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Слайд: В учебном процессе используются инновационные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся. Слайд: Методы обучения, который учитель применяет на уроке: проблемный, исследовательский, частично - поисковый, проектный. Слайды 3: Проблемный метод, частично- поисковый, исследовательский.
Слайд: Использование деятельностных технологий в обучении. Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию ФГОС - это технологии, основанные на использовании ИКТ, уровней дифференциации, создании учебной ситуации, реализации проектной деятельности.
Слайд:Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы (дифференцированный и интегрированный подходы в обучении). Интегрированный подход предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета на других уроках. Слайд: Цель такого урока: раскрыть целостный образ средствами различных предметов. Вот пример из практики. На уроках обучения грамоте мы изучаем букву О. Идет работа над словом «Осень». Эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года». На уроке музыки - слушаем произведения об осени и поем песни. На ИЗО рисуем осень. На технологии делаем поделки. В результате делаем коллективный проект - праздник осени, изображающий осень во всем ее многообразии. Слайд: Один из самых важных компонентов урока является содержательный блок- подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной и групповой работы. Сейчас информационная база у детей гораздо шире,источников для получения информации для детей - множество. Задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Слайд: Способы получения и передачи информации.

  • 1. Лекция (монолог, рассказ - но не следует пересказывать учебник).
  • 2. Беседа (развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс-конференции и т.п.).
  • 3. Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ или групповой обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.).
  • 4. Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования).
  • 5. Интернет - коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп, видео-конференции, вебинары).
  • 6. Моделирование информации (данные в виде таблицы, графика, схемы, диаграммы, символических рисунков).
  • 7. Видеосюжет (документальный фильм, отрывок из художественного фильма, учебный фильм и т.п.).
  • 8. Наблюдение (экскурсия, посещение музея, фотоотчет и т.п.).
Слайд: Перед вами урок в виде технологической цепочки, которой должен пользоваться учитель на своих уроках.
Стратегия учителя: Как видите, много изменений претерпел современный урок, но самое главное, что неизменно и важно - эмоциональный настрой урока. Он должен быть добрым. Создание ситуации успеха на уроке для каждого ученика. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Стиль, тон отношений, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Слайд: Система оценивания занимает особое место в ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, перед нами стоит следующую цель: изучить универсальные способы оценивания обучающихся, применять современные технологии оценки. ФГОС выдвигает новые требования к СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА.

Слайд: Сущность изменений системы оценивания: Смещение акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, умения учиться, на развитие самостоятельности. Слайд: Новизна контроля и оценки в условиях ФГОС заключается в мониторинге личностных результатов, оценке предметных и метапредметных результатов при использовании всех трех видов контроля. Виды контроля результатов обучения: текущий, тематический, итоговый.
Слайд: Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно - оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Слайд: Самооценка - это оценивание самого себя, свои силы, возможности и умения, которая в разных ситуациях проявляется по-разному. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметки, если докажет, что ученик завысил или занизил их. Слайд: Универсальные оценочные листы и тематические. Слайды: Оценочные листы- примеры.
Слайд: В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация.
Слайд: Используем три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, итоговое оценивание. Слайд: Текущая аттестация тесно связана с процессом обучения.
Слайд: Итоговая аттестация.
Слайд: Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика являются таблицы образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных). Данные таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Учитель собирает работы на проверку, потом раздает проверенные работы ученикам, дети сами подсчитывают свои ошибки и делают запись в таблице. Слайд: Диагностика. Таблицы образовательных результатов заполняются после выполнения учеником: метапредметных и личностных диагностических работ (один раз в год - обязательно), предметных контрольных работ (один раз в четверть - обязательно) и после выполнения учеником предметных продуктивных заданий (письменных или устных) после каждого урока.

Слайд: Таблицы могут быть разные:

  • Графики Слайд.
  • Листы индивидуальных достижений, дневник достижений. Слайд.
Личностные достижения фиксируются в дневнике достижений младших школьников. Он предусматривает оценивание учеником своих достижений, которые он накапливает.
  • Тетрадь открытий Слайд.
  • Портфолио ученика Слайд.
Слайд: Личностные результаты выпускников не подлежат итоговой оценке в соответствии с требованиями ФГОС. Личностные достижения обучающихся фиксируются в портфолио. Желательно, чтобы портфолио ученика велось в течение всех лет обучения. Это совместная деятельность обучающегося и учителя: школьник организует содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, какие материалы могут его наполнять. К ним относятся: творческие работы ребёнка, различные награды, полученные им за успехи во внеурочной деятельности (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности.
Слайд: С введением ФГОС 2 поколения в практику работы начальной школы со 2 класса введен новый вид диагностических работ - комплексная контрольная работа. Слайд: Итоговая комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Задания итоговой к/р используются в конце учебного года в целях проверки уровня сформированности планируемых результатов освоения образовательной программы. Работа состоит из двух частей: обязательной основной части и дополнительной части. Задания основной части доступны всем обучающимся, полученные результаты связаны с базовым уровнем требований к освоению программы. В дополнительной части содержатся задания повышенной трудности. Предназначены для детей, которые успешно выполнили задания основной части. Слайд: Критерии оценки итоговых комплексных работ. В классный журнал могут выставляться результаты выполнения заданий по предметам: русскому языку, математике, окружающему миру. Слайд: Отчет в виде диаграммы.
Слайд: Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС.
Слайд: Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА» Что оценивать, а за что ставить отметки?

Оцениваться может все!
Фиксируется отметкой (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знания (решение задачи)!
Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.

Слайд: Правило 2. «САМООЦЕНКА» Кто оценивает?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Для реализации этого правила ученик должен овладеть порядком действий по самооцениванию.

Слайд: Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК» Сколько ставить отметок?
За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка. Пример: В проверочной работе - 5 заданий. Значит, ученик может получить за проверочную работу 5 отметок.
Слайд: Правило 4. «ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ» Где накапливать оценки и отметки? Отметка (в баллах успешности) выставляется в таблицу требований (вкладыш в журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Слайд: Пример таблицы требований.

Слайд: Правило 5. «ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ» Когда ставить оценки? Текущие - по желанию, за тематические проверочные работы - обязательно.
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Важно!!! Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз).

Слайд: Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ» Как различать уровни оценок?
Необходимый уровень (базовый) - решение простой типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично». Программный уровень (повышенный обязательно проверяемый) - решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично». Максимальный уровень (повышенный НЕобязательно проверяемый)- решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».
Слайд: В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. Ребенок сам вправе выбрать себе задание по своим силам. В своей практике я в каждой работе предлагаю своим ученикам соизмерить свои силы и выбрать себе задание, которое сможет выполнить. Далее ребенок может попробовать выполнить задание повышенной сложности, и если оно выполнено правильно, то оценка, а далее и отметка за работу повысится. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал свой рост, движение в достижении новых вершин.
Слайд: Вывод: Как ставить отметки?
Слайд: правило 7. « ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ» Как определять итоговые оценки/отметки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень начальной школы - на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
В заключении хочется отметить, что оценка должна отражать чуткость и доброжелательность учителя. Учителю нужно перейти на новый уровень понимания ошибок ребенка и проблем детского незнания. Незнание - не порок, а стимул к познанию, поэтому важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, совет, поддержку и сотрудничество. Слайд: Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Спасибо за внимание!



© 2010-2022