Урок русского языка на тему Безударные гласные в корне (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка


Автор: Корниенко Татьяна Николаевна

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №41» г.Белгорода

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

Тема: «Безударные гласные в корне»

Тип урока: классический

Цели обучения: формировать умение видеть орфограмму (безударную гласную) в корне слова; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки безударной гласной в корне;

Задачи обучения: выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в ЗУНах учащихся по данному материалу.

Задачи развития: активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность через проблемные ситуации и исследовательскую работу.

Задачи воспитания: способствовать созданию положительного настроя на уроке, работать над формированием коммуникативной компетентности через парную и групповую работу.

Технологии и методы:

информационные, иллюстративные, групповые, частично- поисковые.

Формируемые компетенции:

  • исследовательские;

  • информационные;

  • языковые;

  • деятельностные;

  • коммуникативные.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку POWER POINT, сигнальные карточки, учебник «Русский язык», 2 класс, А.В. Полякова, М. Просвещение, 2013 г. (Упр.168-170, с.83-84)

Учебно-методическое обеспечение: Время реализации (40 минут)

Медиапродукт:
Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

(Организация внимания всех учащихся, настрой на работу).

Внимание!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! (Дети говорят все вместе)

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Один мудрец сказал такие слова. Давайте их прочитаем. Запись на доске:

Кто ищет трудность, находит мудрость.

-Как понимаете смысл этого высказывания?

-Значит, надо ли пугаться трудностей? (Нет, надо учиться их преодолевать.)

-Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость, а эти слова станут девизом нашего урока

(Слайды № 1-2)

- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.


  1. Минутка чистописания

  1. - Для чего мы проводим эту минутку?(Ответы детей)

  • Запишите букву, которая следует в алфавите за буквой М. (н)

  • Вторая буква состоит из длинной наклонной линии и короткой с закруглением вверху и внизу. (р)

  • Буква, которая обозначает гласный звук [э] после мягких согласных. (е)

  • Буква, которая звука не обозначает, но указывает на мягкость предыдущего согласного. (ь)

  • Буква, которая обозначает глухой согласный звук, парный звонкому звуку [г]. (к)

  • Буква, которая обозначает звук [о] после твердого согласного. (о)

- Какие буквы записали? (н, р, е, ь, к, о)

(Слайд 3)

- На какие группы можно разделить эти буквы? (1 группа - гласные, 2 группа- согласные, 3 группа - буквы, не обозначающие звука, 4 группа - буквы, элементы которых выходят за границу строки, 5 группа - буквы, в написании которых есть овал)

2) Работа в парах

- Составьте слова, используя только эти буквы. Слово должно быть существительным в именительном падеже. (Конь, корь, корень, рок, крен)

- Запишите слова. В написании какого слова возникло затруднение? (В слове корень.) Поставьте ударение, «опасные» места обозначьте точкой или подчеркните.

- В каком слове не совпадает произношение с написанием слова? (В слове корень при написании гласной во 2 слоге можно ошибиться, а в словах конь, корь, рок, крен все звуки слышим отчетливо.)

- Почему возникло затруднение? (Во втором слоге - слабая позиция)

- В какой части слова гласная в слабой позиции? (В корне)

- Что такое корень? (1 ученик -корень - часть растения, 2 ученик - общая часть родственных слов, 3 ученик. - главная часть в слове)

- Докажите, что в слове корень надо писать безударный гласный е. (Подберу проверочное слово: коренья)

- Какую цель ставим? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее?

1. Назвать орфограмму.

2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.

3. Сравнить наш алгоритм проверки с правилом, которое предлагаю вам я.

4. Поупражняться в написании таких слов.

(Слайд № 4)


  1. Постановка проблемы урока (Слайд № 5)

(Подготовить детей к изучению материала через постановку проблемной ситуации).

- Наш урок хочу начать с рассказа.

Петя написал своему другу Коле в мобильном телефоне смс-сообщение: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, - сказал товарищам Петя. - Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

- Почему так получилось?

- Какое правило не знал Петя?

- Как правильно записать это слово?

Урок русского языка на тему Безударные гласные в корне (2 класс)

- А нам с вами нужно знать это правило? Для чего? (Для того, чтобы не ошибиться на письме и не попасть впросак)

- Рассмотрим ещё одну подобную ситуацию.

  1. Работа над новым материалом

1. Упражнение 168, с.83

- Прочитайте.

- Чего не понял Федя? Найдите в тексте похожие глаголы и произнесите их сначала так, как они слышатся, а потом так, как они написаны.

- Почему глаголы, которые произносятся одинаково, пишутся по-разному?

- Можно ли считать эти глаголы однокоренными? Почему? Вспомните, как нужно находить корень слова?

2. Постановка темы и цели урока (Слайд № 6)

- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока - «Безударные гласные в корне слова».)

Мы сегодня как настоящие ученые будем исследовать безударные гласные в корне слова.

- Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)

- В течение урока будем отвечать на вопросы: Что, где, как и чем надо проверять?

Актуализация знаний.

3. Работа в группах

- Каждая из групп ответит на вопросы:

1группа: - Что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я - в слабой позиции.)

2 группа:- Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

3 группа:- Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

4 группа:- Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

4. Установление последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. (Алгоритм проверки). Работа в группах

- Составим алгоритм проверки безударной гласной, расставив предложения , записанные на листочках по порядку.

Алгоритм проверки безударных гласных (Слайд № 7)

1. Читаю слово.

2. Определяю ударение.

3. Подбираю однокоренные слова.

4. Выделяю корень слова.

5. Подбираю проверочное слово.

6. Пишу гласную.

V. Закрепление изученного материала

5.Орфографический тренинг. Отработка умения правильно обозначать безударные гласные в корне.

Работа с комментированием ( с места)

На доске слова:

М…сты, к…вёр, в…сна, стр…на, р…ды.

- Что скажете? (Здесь записаны слова с безударными гласными).

-Какие задания можно предложить? (Ответы детей)

- По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове.

-Запишите слова в строчку, через запятую.

- Какие шаги выполним? ( Поставим ударение, выделим корень в слове, опасное место обозначим точкой)

- Проверяем.

6. Наблюдение над проверочными и проверяемыми словами. Работа в парах.

(Слайд № 5,6)

Вода, водный, наводнение

Ночной, ночка, ночевать

Море, моряк, заморский

- Внимательно прочитайте слова. Что можете сказать? (Родственные слова, у них одинаковый корень и близкое значение)

-- Запишите эти слова в тетрадь и определите, в каждой строчке слова с безударной гласной в корне. Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными. Поработайте в парах.

Проверка.(

- Почему вы выбрали эти слова? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)

7. «Я сам» (Практическая самостоятельная работа)

Зелёные карточки (слабые учащиеся)

- Обозначьте в словах ударение, соедините линией проверяемое и проверочное слово

г_ра зонт

ст_на стены

з_ма глаз

гл_за зимы

з_нты горы

с_ды сад

цв_ты стриж

стр_жи цвет

Красные карточки (сильные учащиеся)

- Выбери нужное проверочное слово, подчеркни его, вставь безударную гласную букву.

в-зил (воз, ваза)

л-нивый (линия, лень)

п-сал (песня, пишет)

к-тал (катит, кот)

б-леть (боль, бал)

с-довый (сад, сода)

2. Самопроверка. Проверка

8. Физкультурная минутка.

9. Отработка умения подбирать родственные слова. Работа в группах.

- Давайте потренируемся в подборе родственных слов. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать. Поработайте в группах.

Корни: 1) -лес-; 2) - вод- ; 3) - ночь - ; 4)- тишь- ; 5) - мор- ; 6) - реч-

Проверка (зачитываются слова от каждой группы).

IX. Рефлексия.

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

УУрок русского языка на тему Безударные гласные в корне (2 класс) каждого ученика лист с двумя шкалами

Урок русского языка на тему Безударные гласные в корне (2 класс)

Моё участие Интересный урок

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Обсуждение результатов рефлексии

IX. Итог урока.

- Давайте дети подведём итоги нашей работы.

-Чем мы сегодня с вами занимались? (Ответы детей)

- Как проверить безударную гласную в корне?

- Кого бы вы похвалили?

- Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В ней есть слова : «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «опасные места» не только на уроке, но и в жизни!

Х. Домашнее задание

- Давайте потренируемся в подборе родственных слов. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать. Поработайте в группах.

Корни: 1) -лес-; 2) - вод- ; 3) - ночь - ; 4)- тишь- ; 5) - мор- ; 6) - реч-

Проверка (зачитываются слова от каждой группы).


© 2010-2022