Рабочая программа кружок Умелые руки 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружок "Умелые руки" (наименование учебного предмета)

1 класс, начальное общее образование (уровень, ступень образования)

2014-2015 учебный год (срок реализации программы)



Сокол Наталья Владимировна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Умелые руки»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

для младших школьников разработана в соответствии с требованиями

федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения

Программа разработана учителем начальных классов

МБОУ "СОШ №29" Сокол Н.В.

2014-2015 учебный год


Пояснительная записка.

Рабочая программа кружка «Умелые руки» составлена на основе программы Декоративно - прикладное искусство автора О. А. Кожиной, которая входит в примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование авторы В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др. ; под ред. В. А. Горского. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с. - (Стандарты второго поколения).

Рабочая программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 - 11 лет.

1 класс - 34 часа в год

2 класс - 34 часа в год

3 класс - 34 часа в год

Итого - 102 часа в год. (3 часа в неделю)

Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов, А. В. Бакушинский неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости - декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по - особому радостно, мажорно и так же радостно и празднично воплощается в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть особую роль в эстетическом воспитании детей.

Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм - предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1, 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника - оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа кружка «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель программы кружка «Умелые руки» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Работа по программе кружка «Умелые руки» предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 - 11 лет, на 3 года обучения. Объём программы - 102 часа. (3 часа в неделю).

Ожидаемые результаты:

К концу 1 класса учащиеся могут

знать:

  1. название и назначение материалов - бумага, ткань, пластилин;

  2. название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

  3. правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

уметь:

  1. правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  2. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  3. анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  4. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

К концу 2 класса учащиеся могут

знать:

  1. название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

  2. правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

  3. правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

  4. способы обработки различных материалов;

  5. применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

уметь:

  1. правильно пользоваться ручными инструментами;

  2. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

  3. организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

  4. бережно относиться к инструментам и материалам;

  5. экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

  6. самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

  7. выполнять работу, используя художественные материалы;

  8. правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

К концу 3 класса учащиеся могут

знать:

  1. название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

  2. правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  3. приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

  4. способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

  5. применение пастели и бисера в окружающем мире.

уметь:

  1. правильно называть ручные инструменты и использовать их

по назначению;

  1. выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

  2. организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

  3. понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,

из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

  1. выполнять работы, используя изобразительный материал - пастель;

  2. самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

  3. изготовлять изделия из бисера.







Календарно - тематическое планирование

1 класс

Наименование разделов, тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1

2

2.1

2.2

2. 3

2. 4

2. 5

2.6

27

2.8

3

3.1

3.2

4

Вводное занятие

Конструирование из бумаги

Из истории оригами

«Рыбка» - оригами

«Чертёнок» - из готовых форм

«Дракоша» - по выкройке

«Робот» - из выкроек и готовых форм

Цветы из бумаги

Поздравительная открытка.

А) вырезание из бумаги, сложенной пополам

Б) вырезание из бумаги сложенной в несколько раз

В) вырезание по частям

Аппликация

Конструирование из природного материала

Лепка. «Лесовик» (шишки)

«Рыбка» (грецкий орех)

«Лебедь» (яичная скорлупа)

«Муравей» (яичная скорлупа, жёлудь)

«Блюдце» (лепка пластическим способом)

«Чашка» (лепка ленточным способом)

«Машенька с корзинкой», «Барыня» (комбинированная лепка)

«Волк и заяц» (комбинированная лепка

Оформление отчётной выставки

Итого

1

14

1

2

2

2

1

1

1

1

2

19

2

2

3

2

2

2

2

2

1

34

1

1

1



1

3

13

1

2

2

2

1

1

1

1

2

18

2

2

3

2

2

2

2

2

1

31

Содержание деятельности.

1. Вводное занятие. (1 ч) Цели и задачи. Организационные вопросы. Правила техники безопасности. Материалы необходимые для работы.

2. Конструирование из бумаги. (14 ч) Игрушка - один из самых древних видов декоративно - прикладного искусства, украшающая наш быт, радующая глаз. История бумажной игрушки (Китай, Япония, европейские страны).Правила работы с бумагой. Разновидности аппликаций в народном декоративном творчестве.

Практическая часть. Подбор бумаги. Раскладка лекал и раскрой. Последовательность выполнения поделок в материале и их оформление. Просмотр и анализ готовых работ. Мини - выставка.

3. Конструирование из природного материала. (18 ч) Лепка. Народная глиняная игрушка. История , символика, связь с мировоззрением (женская фигура - мать - земля; конь - солнце, птица - воздушная стихия). Демонстрация образцов игрушек, иллюстраций.

Практическая часть. Выбор образца изделия. Дальнейшее освоение приёмов лепки руками изделий простых форм; подготовка пластилина, лепка простых геометрических форм - «угощений» (круглых, квадратных, овальных, колёсиком и т. д.); формирование полых изделий (чашки), лепка из целого куска и ленточной техникой. Изготовление изделий с использованием природного материала (шишек, желудей, скорлупы и т. д). Составление коллективной композиции из поделок по сказочным сюжетам(«Машенька и медведь», «Волк и три поросёнка», «Красная шапочка» и т. д.)



© 2010-2022