Антонимы и их роль в речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Антонимы и их роль в речи. Словарный диктант (с.21-22)

Цель: Цели: формирование умений распознавать части речи, подбирать антонимы к ним;

формирование навыков грамотного письма; развитие логических мышлений; обогащение словарного запаса учащихся через формирование новых понятий; воспитание чувства коллективизма, умения работать совместно; воспитание положительного отношения к учёбе.

1. Мотивационно-целевой этап. 1) Организационный момент. 2) Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок,начинается урок! Встаньте прямо.Распрямитесь.

Удивитесь. Рассердитесь. Улыбнитесь. И тихонечко садитесь.

1. Внимательно слушайте друг друга. 2. Разговаривайте вполголоса.

3. Исправляйте друг друга так, чтобы не обидеть. 4. Берегите каждую минуту.

- Ребята, вы готовы к работе? Тогда открываем тетради. Записываем дату. Следим за своей осанкой при письме.

3) Запись даты, вида работы. Проверка домашнего задания.

Чистописание. Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании Доход, подход, выход, пароход

ДД дДДДдДДДДдДДДДд

4) Речевая разминка.

Прочитайте это четверостишие. (Учащиеся читают стихотворение.)

Вы - свет, а я похож на тьму, вы веселы, а я печален,

Вы параллельны ко всему, а я, напротив, вертикален.

- Прочитаем сначала стихотворение медленно. Теперь читаем по ролям, выделяя голосом подчёркнутые слова. И ещё раз выразительно хором.( Мы провели речевую разминку).

- Скажите, что вы заметили в этом стихотворении? (Слова противоположные по смыслу.)

5) Актуализация знаний учащихся. - Какой частью речи являются эти слова? (Именами существительными и именами прилагательными) .- Назовите имена существительные, имена прилагательные. Такие имена прилагательные называются краткими. С ними вы будете знакомиться в старших классах.

6) Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем исследовать изученные части речи, распознавать их в речи, подбирать к ним противоположные по смыслу, выполнять различные задания и упражнения. Тема нашего урока: Слова - антонимы, их употребление в речи.

2. Операционный этап. 1) Работа по проблеме урока с.21-чтение статьи учебника Понятие об антонимах. -зачем нужны антонимы? С.22-чтение правила и стихотворения.

С.21№62-рассмотри картинки. Устно ответь на вопросы. Запиши антонимы(белое-чёрное, белая-вороная, мальчик-девочка, день-ночь…)

2) Игра «Быстро говори».

- Давайте поиграем. Я буду произносить слова, а вы по очереди быстро называете антоним.

холод -жара, день -ночь, горе- радость, работа - отдых, враг - друг, приходить уходить,

открыл - закрыл, сидит- стоит, говорит- молчит,

Определите, какой частью речи являются данные слова? На какие вопросы отвечают и что обозначают?

Сравните слова. Что вы можете о них сказать? (Слова с противоположным значением) .

- Как их называют? (Антонимы) .- Вам понравилась игра?

3) Составление предложений из слов. (работа в группах) .

- На столах у вас карточки. Прочтите и допишите антонимы в предложения. Определите часть речи.

Мороженое холодное, а чай …горячий. Шарик лёгкий, а гиря …тяжёлая.

Слон большой, а мышка ..маленькая.. Принцесса красивая, а ведьма …страшная.

- Послушаем стихотворение об имени прилагательном, и ответим на вопрос: что такое имя прилагательное?

Очень занимательное -Имя прилагательное. Трудно будет без него, если пропадёт оно.

Не скажем мы "прекрасное", е скажем "безобразное",Не скажем маме "милая, красивая, любимая",

- Молодцы, ребята. Правильные составили предложения. Я довольна вашей работой.

- Для чего нужны в русском языке имена прилагательные, противоположные по смыслу? (Для сравнения признаков предметов) .

Вывод. Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами. Антонимы используют, когда хотят обозначить противоположные, контрастные явления.

4) Физминутка.

5) Групповая работа по карточкам: «Добавь слова - антонимы в предложение».

- Предлагаю поработать в группах. Выполним задание «Добавь слова - антонимы в предложение».

- На карточке задание, обсудите и выполните его вместе. Запишите предложения в тетрадь, вставляя пропущенные антонимы.

В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… .

Дерево высокое, а куст … .

Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … .

Книга толстая, а тетрадь … .

Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … .

Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .

- Проверим работу. Читайте предложение, называйте антонимы.

- Какую роль антонимы выполняли в предложении? (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).

- Слова-антонимы можно встретить повсюду. Например, на географической карте можно встретить названия: северный полюс - южный полюс, тёплое течение - холодное течение, западное полушарие - восточное полушарие.

6) Закрепление изученного материала. Игра «Доскажи словечко».- Хочется проверить, как вы подбираете антонимы.

Я - антоним к слову «смех», не от радости, утех, -

Я бываю по неволе, от несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это … (плач)

Я - антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина) .

- Назовите слова антонимы?

- Вернёмся к проблемному вопросу: Какую роль в речи выполняют слова противоположные по смыслу? (Антонимы помогают понять смысл предложения и делают нашу речь точной, правильной и выразительной).

7) Итог урока. Назовите тему урока? Какой проблемный вопрос стоял перед нами?- Что же такое антонимы?

3. Рефлексия.

8) Домашнее задание:С.22№66, -Записать «мудрую мысль». Указать антонимы. -№63с.22
«Слово - великое дело. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».
(Л.Н. Толстой).

Карточка № 1.

Добавь слова - антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.

Мороженое холодное, а чай …_________ Шарик лёгкий, а гиря …_____________

Слон большой, а мышка ... ___________ Принцесса красивая, а ведьма …________

Карточка № 2.

Добавь слова - антонимы в предложение. Запишите предложения в тетрадь.

В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется… .

Дерево высокое, а куст … .

Ручеёк узкий и звонкий, а река … и … .

Книга толстая, а тетрадь … .

Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились … и … .

Доктор Айболит добрый, а Бармалей … .


© 2010-2022