- Преподавателю
- Начальные классы
- Занятие Школы Родительского Актива в клубе молодой семьи по теме: «Не бойся, мы с тобой»
Занятие Школы Родительского Актива в клубе молодой семьи по теме: «Не бойся, мы с тобой»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сахарчук Н.М. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Школа и семья… Как придти к максимальному взаимопониманию, сотрудничеству между ними? Этот вопрос волнует каждого педагога в школе. О современной школе много пишут и говорят. По данным социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности. На каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию качеств ребенка? Вопрос этот не нов, но от этого не теряет своей важности и актуальности. Сейчас приоритетной задачей школы названо воспитание личности способной к самореализации и саморазвитию. Опыт показывает, что мы, педагоги, можем решать эту задачу. Не должны оставаться в стороне и родители. Ведь они обладают знаниями о своих детях, которыми не располагает классный руководитель. Родители заинтересованы в положительных изменениях личности своего ребенка, поэтому могут внести свой вклад в моделирование и построение воспитательной системы. Они имеют богатый социальный опыт и выражают в себе интересы представителей разных профессий, что дает возможность избежать одностороннего моноролевого взгляда на проблемы развития и воспитания учащихся. Отсюда становится очевидной важность соединения в совокупном субъекте моделирования воспитательной системы класса профессиональной компетентности и организаторского мастерства классного руководителя, активного участия и нестандартных идей учащихся, социального опыта и заинтересованности родителей. Работая над воспитательной системой класса, я провела изучение не только учащихся, но и их семей, отношений, общения и деятельности в коллективе с целью выявления воспитательных возможностей родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. В начале учебного года был проведён конкурс сочинений и презентаций «Моя семья», праздник «Наш класс - семья». Личные беседы с родителями позволили выявить их склонности, интересы и таланты. Было проведено анкетирование родителей 1 класса с целью изучения мнений по вопросу сотрудничества семьи и школы. Анкетирование показало, что родители понимают необходимость совместной деятельности со школой. Готовы к сотрудничеству все родители класса, каждый определил сферу деятельности, в которой он может помочь классному руководителю. На одном из первых заседании Школы родительского актива была разработана модель выпускника начальной школы, определены цели и задачи воспитания.
Школа родительского актива «Ценности нашего класса»
Участники: родительский актив, классный руководитель.
Цель: определение приоритетных ценностных ориентиров воспитания.
Оформление, оборудование и инвентарь:
- мультимедийное оборудование;
- видеоролик с интервью;
- стеклянная банка, камни, зелёный горошек, вода, песок;
- бумажные силуэты банки, камней, зелёного горошка и капель воды;
- список ценностей;
- фломастеры.
Ход заседания
- Снятие эмоционального напряжения.
Упражнение: «Круг».
Цель: снятие напряжения через движения, организация взаимодействия.
Участники становятся в круг. Все протягивают руки к его середине. По команде все одновременно берутся за руки и делают это так, чтобы в каждой руке оказалась чья-то одна рука. При этом надо стараться не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. После того, как все руки соединены, участникам предлагается распутаться, не разнимая рук.
- Деление на три творческие группы.
- Работа с притчей «Полная банка»
- Знакомство родителей с условиями формирования ценностей и принятой классификацией ценностей. Определяющая роль ценностей в судьбе людей, так как они служат ориентиром и составляют основу поступков.
Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В детстве эта необходимость ощущается особенно остро. Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал. Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды. В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. "Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека", - говорил В. А. Сухомлинский.
- Социоконструкция.
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
- здоровье (физическое и психическое);
- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
- наличие хороших и верных друзей;
- общественное признание (уважение окружающих, коллектива);
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
- творчество (возможность творческой деятельности);
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
- воспитанность (хорошие манеры);
- жизнерадостность (чувство юмора);
- исполнительность (дисциплинированность);
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
- непримиримость к недостаткам в себе и других;
- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
- смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
- честность (правдивость, искренность);
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
- чуткость (заботливость).
- Социолизация
- Социоконструкция
- Социоконструкция и социолизация.
- Рефлексия
Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом летать высоко, стремительно, далеко, красиво. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят. Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что, оказывается, они тоже летят...» Шалва Амонашвили
Ценности - это то, что для тебя важно в жизни, что ты ценишь больше всего
Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич) - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); - здоровье (физическое и психическое); - красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); - наличие хороших и верных друзей; - общественное признание (уважение окружающих, коллектива); - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); - развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); - свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - творчество (возможность творческой деятельности); - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). - аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; - воспитанность (хорошие манеры); - жизнерадостность (чувство юмора); - исполнительность (дисциплинированность); - независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); - непримиримость к недостаткам в себе и других; - ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); - честность (правдивость, искренность); - эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); - чуткость (заботливость).