Урок русского языка во 2 классе Обозначение мягкости согласных звуков

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 4 города Данкова Липецкой области

Урок русского языка во 2 классе Обозначение мягкости согласных звуков

Урок русского языка во 2 классе Обозначение мягкости согласных звуков

Составила - Балашова Маргарита Валентиновна

Данков

2016

Тема урока : Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Цели урока:

1. Организовать работу по закреплению умения различать твердые и мягкие согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме.

2. Повторить способы обозначения мягких согласных звуков на письме

3. Повторить умение проводить звуковой анализ слов.

4. Проводить работу по изучению зимних изменений в неживой и живой природе.

5. Организовать работу в паре и в группе.

6. Активизировать работу детей на всех этапах урока (составление слов, пословиц, разбиение слов на группы, синквейн)

7. Дать возможность оценить свою деятельность на уроке в письменной и устной форме (с помощью смайликов)

Будут формироваться УУД: Метапредметные

Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте,

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

- адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.

Коммуникативные:

- содействовать развитию у детей умению общаться;

-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем , запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Актуализация знаний

- На какие две группы делятся звуки?

Заполнить схему на доске

Урок русского языка во 2 классе Обозначение мягкости согласных звуков

- А какие буквы не обозначают звуков? (ъ и ь)

III. Определение темы урока.

Фокусник

Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. (Учитель на доску вешает мягкий знак.) Стоит ему подойти к какому-нибудь слову - оно делается совершенно неузнаваемым: глагол Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка - в тёплую Баньку.

- Как такое может быть?

Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы е, ё, и, ю, я, встали рядом с твёрдыми согласными. (Учитель на доску вывешивает буквы). Прилагательное Лысый, превратилось в Лисий, существительные Пыл, Пальцы, Нос, Воз, Лук - в Пил, Пяльцы, Нёс, Вёз, Люк.

- В чём секрет фокуса? (Не только ь, но и гласные буквы е, ё, и, ю, я обозначают мягкость согласных.)

- А какие согласные не поддаются фокусникам и остаются всегда твёрдыми? (ж, ш)

- Определим тему урока.( обозначать мягкость согласных на письме.)

Чему будем учиться на уроке?

Сегодня мы будем учиться обозначать мягкость согласных на письме, а в конце урока вы выполните задание, где сможете проверить свои знания.

IV . Работа по теме урока

1.Отгадать загадку:

Учитель: Отгадайте загадку и тогда вы составите из слогов слова:

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый, желтый.

Ответ мудреный. Его нашел ты?

На доске написаны слоги:

зи ле ма то о вес сень на

Ученики: Это времена года: весна, лето, осень, зима. -Объясните орфограммы.

Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают?

Ученики: Эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предметы.

Учитель: А какое сейчас время года?

Ученики: Сейчас зима.

Учитель: Назовите зимние месяцы.

Декабрь, январь, февраль.

Учитель: Сделаем фонетический разбор слова декабрь.

Де-кабрь- 2 слога, 7 букв, 6 звуков

Д - [д' ]

е - [э ]

к - [к]

а - [а ]

б - [б]

р - [р']

ь - [ - ]

7 букв, 6 звуков

2. Cтадия осмысления

Учитель: Что показывает мягкость [ д' ] ?

Ученики: Буква «е»

Учитель: Выберите гласные, показывающие мягкость согласных.

Ученики: е, е, ю, я, и

Учитель: Почему звуков меньше, чем букв?

Ученики: «ь» не обозначает звука.

Учитель: Что показывает «ь» ?

Ученики: Мягкость предшествующего согласного.

Учитель: В названиях каких месяцев пишется «ь»? Запишите названия этих месяцев на листочке, работая в паре со своим соседом.

Учитель: Прочитайте.

Ученики: Апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.

Учитель: Назовите признаки зимы в неживой природе.

По ночам отмечаются заморозки. Дни зимой становятся очень короткими, а ночи - длинными. Самая длинная ночь- 21 декабря, после чего дневное время снова начинает потихоньку удлиняться. Это период зимнего солнцестояния. Облака теряют летнюю легкость, становятся тяжелыми и низкими. Нередко они заполняют весь небосклон, время от времени выпадают осадки. Зимние осадки называются снег, в его основе лежат замерзшие капельки воды. При их прохождении через холодные слои воздуха они образуют шестиконечные снежинки, обязательно симметричные по форме. Упав на поверхность, они срастаются с другими, образуя снежные сугробы. Одно из самых опасных зимних явлений природы - метель, представляющая собой выпадение снега с высокой интенсивностью. При этом также значительно усиливается ветер, он поднимает в воздух верхние слои снежного покрова. Другое характерное явление - гололедица, представляющая собой образование на поверхности земли корки льда. При продолжительных морозах лед основательно сковывает реки и водоемы, что препятствует судоходству. Это явление называется ледостав. Образование льда начинается уже по достижении водой нулевой температуры, а на участках с быстрым течением льда может и не быть. Наличие снежного покрова на земле создает особый микроклимат, помогающий всему живому пережить низкие температуры. Он удерживает тепло, также создает запас влаги для весенней поры.

3.Самостоятельная работа по рядам. Составьте поговорки и запишите в тетрадь.

1 ряд: Декабрь, зиму, кончает, год , начинает.

2 ряд: Январь, начало, году, середина, зиме.

3 ряд: Вьюги, февраль, да, метели, под, полетели.

Самопроверка.

Учитель: Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

4. Работа в парах.

Прочитайте :

Снег, мороз, лёд, метель, оттепель, изморозь, гололёд, пурга, сосульки, снежинки, иней, сугробы.

- Что общего в словах? (Признаки неживой зимы. Отвечают на вопрос что?)

-На какие группы можно разделить?

Запишите, разделив на две группы:

мороз снег

пурга лёд

сугробы метель

оттепель

изморозь

гололёд

сосулька

снежинка

иней

Проверка фронтальная.

Какие слова непонятны?

Работа со словарём.

Изморозь - 1. Снежинкообразные кристаллы льда на ветвях деревьев, проводах и т.п., образующиеся из оседающих частиц влаги в морозную погоду.
2. разг. Тонкий слой льда, образующийся на земле, металлических предметах и т.п. в холодную сырую погоду.
3. разг. Влажный воздух, дымка испарений в холодную сырую погоду.
4. разг. Осадки в виде снежной крупы.

Значение слова Изморозь по Ожегову:
Изморозь - Иней - рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане

Изморось - Очень мелкий, моросящий дождь.

Значение слова Иней по Ожегову:
Иней - Тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности

Найти слова, в которых все согласные мягкие.

Метель, оттепель, иней.

Какие согласные всегда мягкие?

В каком слове звуков будет меньше, чем букв?

Метель , оттепель, изморозь, сосулька.

Почему в них букв больше, чем звуков?

5. Устная работа

Учитель: Вспомните признаки зимы в живой природе.

  • Зимой в живой природе происходят следующие изменения, которые можно наблюдать:

  • Лиственные деревья и кустарники сбросили листья (зимой холодно и мало света, поэтому листья не нужны. Хвойные же деревья стоят с хвоей, так как теряют листья (хвоинки) по мере роста новых. Хвоинки покрыты жироподобным налетом, помогающим защититься зимой.

  • Зимой мало корма, поэтому некоторые животные, например, медведь, впадают в спячку. У других животных, таких как лиса, заяц появляются тёплые шубки. То есть у животных зимой густой подпушек, который не дает им замерзнуть. Заяц зимой становится белым. На зиму ёжик устраивается в в сухих листьях и траве, сворачивается клубочком и спит до весны.

  • Птиц зимой становится меньше. Перелетные птицы улетели в теплые края. Зимовать остались те, кто всеяден, так как могут переключиться с одной пищи на другую. Для птиц зимой голод страшнее мороза, холод птицы переносят хорошо из-за наличия перьев и пуха. Зимой исчезает большинство насекомых, поэтому птицам становится труднее добывать себе корм.

  • Насекомые зимой исчезают.

6. Коллективная работа. Птицы зимой.

Я была недавно в лесу, иду по лесу - а кругом тихо, не поют птицы. Неужели они все покинули лес?

На доске - картинки с изображением птиц.

  • Снегирь, дятел, клёст, синица, сорока, грач, воробей, ласточка, поползень, голубь, ворона, кукушка.

-Всех ли птиц можем встретить зимой? (Дети распределяют птиц на 3 группы -зимующие, кочующие и перелетные)

Зимующие: дятел, синица, воробей, голубь, поползень, ворона, сорока

Перелётные: ласточка, грач, кукушка

Кочующие: снегирь, клёст, свиристель

-Почему улетают от нас птицы?

-А почему же часть птиц остаются у нас зимовать? (есть корм) Какой?

  • Выпишите зимующих птиц. Найдите орфограммы. Какие орфограммы нашли? Какое слово не подходит под эту орфограмму? (Голубь) Какая здесь орфограмма?

  • -Когда птички сыты, мороз им не страшен. Но нередко птицы голодают, особенно во время снегопадов, в сильные морозы, в конце зимы, когда корм почти весь съеден. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, две-три доживают до весны в суровые зимы. Но мы с вами можем спасти не одну птичью жизнь. Как? (беседа о подкормке)

Чтение стихотворения подготовленным заранее учеником.

Покормите птиц. (А.Яшин)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна-

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Птицы своими действиями помогают понять, что будет в природе.

Воробьи дружно чирикают - значит, будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом - оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло - к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев - будет тепло.

Синички с утра пищат - значит, будет мороз.

7. Самостоятельная работа по выбору.

I. Составить предложение, найти его грамматическую основу, выписать словосочетания.

Зима , для , является ,животных ,трудным, временем. На, спят, речном, рыбы, дне.

II.Составить предложение из слов каждой строчки, расположив их по порядку.

Перелётные, улетели, птицы, края, в тёплые. Насекомые, исчезли, с, зимы, наступлением. Голодно оставшимся птицам. Для птиц зимой голод страшнее мороза.

С наступлением зимы исчезли насекомые. Перелётные птицы улетели в тёплые края. Голодно оставшимся птицам. Для птиц зимой голод страшнее мороза.

III.Ответить на вопрос: Как зимуют звери в лесу?

Проверка фронтально.
V. Итог урока

- О приметах какого времени года мы говорили на уроке?

Составьте синквейн со словом зима. (У детей на партах лежат памятки )

- Прочитайте

Зима

Холодная долгожданная

Приходит радует

Долгожданная зима пришла к нам.

Красавица

- Попробуйте составить вопросы по теме " Твердые и мягкие согласные"

-Какие буквы показывают мягкость согласных звуков?

-Какая буква не обозначает звука?

-Какие согласные всегда мягкие?

VI. Рефлексия

Учитель: Нарисуйте в тетради смайлик, который поможет оценить вашу работу на уроке.

Урок русского языка во 2 классе Обозначение мягкости согласных звуков

VII. Задание на дом

Составить и записать рассказ « Зимой»

Литература:

  1. В.В. Волина. «Весёлая грамматика.» - М.: Знание, 1995.

2. С. Вохринцева « Окружающий мир. Перелетные птицы»

  1. Т.Д. Нуждина «Энциклопедия "Чудо - всюду"

  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. « Русский язык « 2 класс



Урок русского языка во 2 классе Обозначение мягкости согласных звуковУрок русского языка во 2 классе Обозначение мягкости согласных звуковУрок русского языка во 2 классе Обозначение мягкости согласных звуков

© 2010-2022