Конспект урока русского языка 4 кл

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ходосевич Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №27 г.Благовещенска

Амурской области

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:

«Текст. Стили речи»

/урок - обобщение пройденного, система общего развития Л.В.Занкова/ Цель урока: развивать умение определять стили речи. Задачи:

  • закрепить структурные единицы речи,
  • уметь определять стили речи,
  • развитие творческого и логического мышления,
  • воспитание общекультурных ценностей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока:

  1. Орг.момент

На уроке используется «лестница успеха» для самооценки (на отдельном листке лесенка со ступеньками по числу заданий на уроке; за каждое выполненное задание - шаг вверх)

  1. Разминка.

Учитель:

- Восстановите крылатое выражение ( замена противоположным словом ):

МОЛОДОГО ОРЛА И ЗЕРНОМ ОБМАНЕШЬ.

Дети:

- Старого воробья на мякине не проведёшь.

Учитель:

- Как понимаете пословицу? Что такое «мякина»?

Помощь в учебнике: с.105 упр.391

- О каком качестве характера идёт речь?

- Мудрость.

ЗАПИСЬ ЧИСЛА В ТЕТРАДИ.

Игра «НАБОРЩИК» : МУДРОСТЬ - …

( рот, рост, мост, ум, сорт, том…)

Учитель:

- Что вы записали?

- слова, существительные…

- На какие группы их можно разделить?

- по количеству букв, слогов и т.д

3. Введение в тему.

- Продолжите цепочку:

Конспект урока русского языка 4 кл.:

/слово - словосочетание - предложение - текст : деловой, разговорный, художественный/

- Сравните эти структурные единицы речи: чем похожи и чем отличаются?

- Основой каждого является слово; словосочетание состоит из двух слов, предложение из нескольких слов, связанных между собой по смыслу, а текст - это уже несколько предложений…

- Почему от слова «текст» поставлены 3 стрелки?

- Тексты бывают трех видов как по виду(повествование, описание, рассуждение), так и по стилю речи(деловой, разговорный, художественный)

ВЫВОД: ПО СТИЛЮ РЕЧИ ТЕКСТЫ БЫВАЮТ ДЕЛОВЫМИ, РАЗГОВОРНЫМИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ.

Задания:

а). устно составьте словосочетания, используя слова в тетради;

(деревянный мост, небольшой рост…)

б). придумайте и запишите предложение с этими словосочетаниями, сделайте его синтаксический разбор (один ученик на обратной стороне доски для проверки);

(Через речку за деревней перекинут деревянный мост.)

в). продолжите запись 2 - 3 предложениями.

(Через речку за деревней перекинут деревянный мост. За мостом раскинулась берёзовая роща. Ребята часто ходят туда за грибами …)

- Что получилось?

- Текст.

- Какой по стилю речи?

- Художественный.

(возможны другие варианты)

4. Физкультпауза «Цифровая слоговица»

Перед вами - слоговица.

Потрудитесь ухитриться

Слоговицу отгадать

И слова все - все назвать,

А кто хочет - показать!

1 - 2 - 3 - топор, насаженный на шест СЕ-КИ-РА

4 - 5 - 6 - юла, где ряд сидячих мест КА-РУ-СЕЛЬ

2 - 6 - молочный, клюквенный, черничный КИ-СЕЛЬ

5 - 4 - должна к работе быть привычной РУ-КА

- Если записать разминку, какой по стилю речи она окажется?

- Разговорной

5. Работа с учебником в группах (задание дифференцировано по уровню сложности)

  • 1 группа: с.106 упр.392 - восстановление деформированного текста, определение стиля речи.

  • 2 группа: упр.393 (1) - определение стилистики, диалог или монолог - доказать.

  • 3 группа: упр.393 (2) - определение стилистики

Доп.задание: указать спряжение глаголов, подчеркнуть орфограммы на конце глаголов.

- Где чаще всего используется каждый стиль?

- Какой стиль речи мы не увидели в учебнике? Почему?

- Разговорный и художественный - в обыденной речи и художественных произведениях, деловой - в научных статьях, газетных публикациях…

6. Творческое задание

Восстанови крылатые выражения, изменив одну букву в каждом слове, и придумай небольшой текст по выбранной теме. Определи его стиль.

МОЛОТЫЕ РЕКИ (золотые руки)

ХЛЕВ ВСЕМИ ГОЛОСА (хлеб всему голова)

- Как понимаете смысл выражений? (возможна работа со справочником)

Примеры мини-сочинений ребят:

  • Открылась мастерская «Золотые руки». Здесь работают настоящие мастера своего дела: каменщики, плотники, штукатуры, маляры и многие другие работники. Выполним любую работу быстро и качественно. (деловой)

  • Каждое лето я отдыхаю у бабушки в деревне. Бабуля у меня замечательная, у неё «золотые руки»! Целый день она в заботах: коровы, огород, стирка, уборка. Успевает всё! Даже испечь пироги и булочки, которые очень любит вся семья. А вечером мы садимся на крыльцо, и бабуля учит меня вязать. (художественный)

7. Итог урока

- Каких текстов получилось больше? Почему?

- Художественных и разговорных, так как ими мы пользуемся дома и в школе. Деловые труднее составить: нужны факты или научные знания.

- На какой ступеньке лестницы «успеха» вы оказались в конце урока?

- Закончить урок хотелось бы ещё одним крылатым выражением:

БЕЗДЕЛЬЕ ЛЮБИТЕЛЯ ПУГАЕТ (Дело мастера боится)

Выяснить его смысл и порассуждать на данную тему и будет вашим домашним заданием.

Комментарии:

Содержание учебника является не только базой для закрепления полученных знаний и дифференциации в течение нескольких уроков по данной теме, но и помощником учителя при работе над смыслом крылатых выражений. В данном учебнике великолепно представлена работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами, что даёт широкий простор для творчества учащихся.

Конспект урока русского языка 4 кл.:

© 2010-2022