- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка 4 кл
Конспект урока русского языка 4 кл
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ходосевич Н.Н. |
Дата | 17.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Ходосевич Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №27 г.Благовещенска
Амурской области
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:
«Текст. Стили речи»
/урок - обобщение пройденного, система общего развития Л.В.Занкова/ Цель урока: развивать умение определять стили речи. Задачи:
- закрепить структурные единицы речи,
- уметь определять стили речи,
- развитие творческого и логического мышления,
- воспитание общекультурных ценностей.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока:
-
Орг.момент
На уроке используется «лестница успеха» для самооценки (на отдельном листке лесенка со ступеньками по числу заданий на уроке; за каждое выполненное задание - шаг вверх)
-
Разминка.
Учитель:
- Восстановите крылатое выражение ( замена противоположным словом ):
МОЛОДОГО ОРЛА И ЗЕРНОМ ОБМАНЕШЬ.
Дети:
- Старого воробья на мякине не проведёшь.
Учитель:
- Как понимаете пословицу? Что такое «мякина»?
Помощь в учебнике: с.105 упр.391
- О каком качестве характера идёт речь?
- Мудрость.
ЗАПИСЬ ЧИСЛА В ТЕТРАДИ.
Игра «НАБОРЩИК» : МУДРОСТЬ - …
( рот, рост, мост, ум, сорт, том…)
Учитель:
- Что вы записали?
- слова, существительные…
- На какие группы их можно разделить?
- по количеству букв, слогов и т.д
3. Введение в тему.
- Продолжите цепочку:
/слово - словосочетание - предложение - текст : деловой, разговорный, художественный/
- Сравните эти структурные единицы речи: чем похожи и чем отличаются?
- Основой каждого является слово; словосочетание состоит из двух слов, предложение из нескольких слов, связанных между собой по смыслу, а текст - это уже несколько предложений…
- Почему от слова «текст» поставлены 3 стрелки?
- Тексты бывают трех видов как по виду(повествование, описание, рассуждение), так и по стилю речи(деловой, разговорный, художественный)
ВЫВОД: ПО СТИЛЮ РЕЧИ ТЕКСТЫ БЫВАЮТ ДЕЛОВЫМИ, РАЗГОВОРНЫМИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ.
Задания:
а). устно составьте словосочетания, используя слова в тетради;
(деревянный мост, небольшой рост…)
б). придумайте и запишите предложение с этими словосочетаниями, сделайте его синтаксический разбор (один ученик на обратной стороне доски для проверки);
(Через речку за деревней перекинут деревянный мост.)
в). продолжите запись 2 - 3 предложениями.
(Через речку за деревней перекинут деревянный мост. За мостом раскинулась берёзовая роща. Ребята часто ходят туда за грибами …)
- Что получилось?
- Текст.
- Какой по стилю речи?
- Художественный.
(возможны другие варианты)
4. Физкультпауза «Цифровая слоговица»
Перед вами - слоговица.
Потрудитесь ухитриться
Слоговицу отгадать
И слова все - все назвать,
А кто хочет - показать!
1 - 2 - 3 - топор, насаженный на шест СЕ-КИ-РА
4 - 5 - 6 - юла, где ряд сидячих мест КА-РУ-СЕЛЬ
2 - 6 - молочный, клюквенный, черничный КИ-СЕЛЬ
5 - 4 - должна к работе быть привычной РУ-КА
- Если записать разминку, какой по стилю речи она окажется?
- Разговорной
5. Работа с учебником в группах (задание дифференцировано по уровню сложности)
-
1 группа: с.106 упр.392 - восстановление деформированного текста, определение стиля речи.
-
2 группа: упр.393 (1) - определение стилистики, диалог или монолог - доказать.
-
3 группа: упр.393 (2) - определение стилистики
Доп.задание: указать спряжение глаголов, подчеркнуть орфограммы на конце глаголов.
- Где чаще всего используется каждый стиль?
- Какой стиль речи мы не увидели в учебнике? Почему?
- Разговорный и художественный - в обыденной речи и художественных произведениях, деловой - в научных статьях, газетных публикациях…
6. Творческое задание
Восстанови крылатые выражения, изменив одну букву в каждом слове, и придумай небольшой текст по выбранной теме. Определи его стиль.
МОЛОТЫЕ РЕКИ (золотые руки)
ХЛЕВ ВСЕМИ ГОЛОСА (хлеб всему голова)
- Как понимаете смысл выражений? (возможна работа со справочником)
Примеры мини-сочинений ребят:
-
Открылась мастерская «Золотые руки». Здесь работают настоящие мастера своего дела: каменщики, плотники, штукатуры, маляры и многие другие работники. Выполним любую работу быстро и качественно. (деловой)
-
Каждое лето я отдыхаю у бабушки в деревне. Бабуля у меня замечательная, у неё «золотые руки»! Целый день она в заботах: коровы, огород, стирка, уборка. Успевает всё! Даже испечь пироги и булочки, которые очень любит вся семья. А вечером мы садимся на крыльцо, и бабуля учит меня вязать. (художественный)
7. Итог урока
- Каких текстов получилось больше? Почему?
- Художественных и разговорных, так как ими мы пользуемся дома и в школе. Деловые труднее составить: нужны факты или научные знания.
- На какой ступеньке лестницы «успеха» вы оказались в конце урока?
- Закончить урок хотелось бы ещё одним крылатым выражением:
БЕЗДЕЛЬЕ ЛЮБИТЕЛЯ ПУГАЕТ (Дело мастера боится)
Выяснить его смысл и порассуждать на данную тему и будет вашим домашним заданием.
Комментарии:
Содержание учебника является не только базой для закрепления полученных знаний и дифференциации в течение нескольких уроков по данной теме, но и помощником учителя при работе над смыслом крылатых выражений. В данном учебнике великолепно представлена работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами, что даёт широкий простор для творчества учащихся.