Урок окружающего мира во 2 классе. Тема урока: Лес – природное сообщество

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира во 2 классе.

Тема урока: Лес - природное сообщество. Цель урока: Сформировать представление о лесе, как о природном сообществе.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

  • умение путем наблюдений установить взаимосвязь между оби­тателями леса;
  • познакомить с понятиями «лесное сообщество», «эта­жи леса», определить практическое значение леса в жизни человека.

Регулятивные УУД:

  • развивать познавательную активность детей в про­цессе формирований представлений о лесе;
  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, речь детей;
  • умение контролировать, корректировать, оценивать.

Личностные УУД:

  • воспитывать любовь к природе, а также умение об­щаться, работать в группах;
  • характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира;
  • контролировать свою речь, её чёткость и правильность.
  • Коммуникативные УУД:
  • умение передавать свои мысли и чувства;
  • умение формировать собственное мнение.
Методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация, тестовый контроль.

Тип урока: комбинированный

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, эвристическая. Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, картинки с изображением растений, дерево, корзина с грибами.

Ход урока.

Ι. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Давайте друг другу все улыбнёмся

И за работу дружно возьмёмся. Учитель приветствует учеников, настраивает на активную работу.

II. Работа по теме урока:

1. Введение в тему урока:

Хочу пригласить вас сегодня в лес. (Слайд 1)

В добрый лес, могучий лес,

Если внимательны будете, дети,

Чудесные тайны откроете эти.

Лес не только для нашей забавы.

В нём - деревья, ягоды, травы.

Птицы, звери,

И прочие твари.

Учёные тоже работают тут,

Лес они сообществом зовут.

Учитель:

- Тема нашего урока «Лес - природное сообщество». (Слайд 2)

- А что же такое сообщество? (Высказывания детей.) - Из словаря С.И Ожегова: «Сообщество - это группа растительных и животных организмов, живущих вместе». (Слайд 3) - Сегодня мы поговорим о лесных обитателях, узнаем, что такое ярусы, нужны ли лесу грибы, что такое лесная подстилка. Чтобы наша работа шла быстрее, мы будем работать группами.

2. Напоминание о правилах работы в группе.

Учитель:

Сегодня на уроке у нас будут работать 3 группы: - группа биологов, используя материал учебника «Этажи леса» и дополнительный материал, готовит нам сообщения о растениях леса;

- группа зоологов откроет нам тайны животных леса;

- группа микологов готовит информацию о грибах и микроорганизмах.

О лесной подстилке расскажу вам я.

Учитель: - Время для подготовки 2-3 минуты. Рассказ ваш должен получиться кратким, но в тоже время содержательным и интересным.

3. Отчет группы биологов "Лесные этажи". Для живых организмов лес является домом. Этот дом большой, многоэтажный. Самые верхние этажи, а ученые называют их ярусами, образованы деревьями. Обычно в лесу выделяются 3 яруса. При этом 1 ярус составляют самые высокие деревья, потому что они светолюбивы, тянутся вверх. Низкорослые деревья растут под пологом высоких деревьев или между ними. Кустарники приспособились жить рядом с низкорослыми деревьями и под ними. Они составляют 2 ярус.

Ниже кустарников располагаются травы и мхи - 3 ярус. (Слайд 4) Теперь становится понятно, как в густом лесу всем растениям хватает света. Они приспособились сильно не затенять друг друга, а располагаться в лесу по "этажам", т.е. по ярусам. И цветут растения в разное время. Ранней весной, когда на деревьях еще нет листьев, и они не мешают лучам проникать до самой земли, расцветают первоцветы. Даже корни растений расположены в почве ярусами. Глубже всех находятся корни самых высоких деревьев, немного выше находятся корни кустарников, еще ближе к поверхности почвы корни травянистых растений. 1 ярус - деревья. (Слайд 5) 2 ярус - кустарники. (Слайд 6) 3 ярус - лесные цветы и травы, мхи и лишайники. (Слайды 7-8)

Учитель:

- Мешают ли расти друг другу растения? (Нет. Они растут по ярусам.) - Как вы думаете, случайно ли размещены растения в лесу по ярусам? (Нет, борьба за свет и тепло.)

4. Игра "Найди свой ярус".( в руках цифры 1 2 3)

Учитель: а) Поиграем в игру "Найди свой ярус". Вам необходимо определить ярус предложенного растения. Покажите цифрой. - Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарник.)

- Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

- Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

б) Учитель называет различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост - кустарники, руки вверх - деревья.(Слайд 9)

в) Напиши в таблицу по 2 дерева, по 2 кустарника, по 2 травянистых растения.

5. Отчет группы зоологов «Животные нашего леса». Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Животные между собой делят этажи леса: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или даже под землей. Место квартиры каждого животного зависит от того, чем они питаются и где находят корм. Верхние этажи лесного дома занимают насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев. В кроне дуба живут майские жуки, жук-олень, желудевый долгоносик, листовертка. (Слайд 10) Птицы, которые питаются насекомыми, тоже обитают здесь. Зяблики, щеглы, дятлы. Тут они вьют себе гнезда, укрывают свое потомство от хищников. (Слайд 11) С верхних ярусов леса высматривают добычу ястреб, сокол, сова, филин, коршун. В кронах 2 яруса кормятся дрозды, снегири, синицы. Соседствуют с ними и некоторые зверьки - белки бурундуки. В этих местах они находят себе пищу и убежище от врагов. Листьями деревьев и кустарников, травой питаются более крупные звери - лось, кабан, заяц. Среди молодых деревьев и кустарников им легче укрыться от хищников: кому от лисы, а кому от волка. (Слайд 12) В траве живут грызуны. Они едят зеленые растения и их семена. Рядом обитают ежи. Их основная пища - насекомые и дождевые черви. Густая трава и подземные норы служат им надежной защитой от хищников. (Слайд 13) В лесной подстилке обитают черви, улитки, клещи. Насекомыми питаются пауки, хищные жуки - жужелицы. На насекомых охотятся змеи и ящерицы, которые становятся сами чьей-то добычей. В почве живут кроты, землеройки, черви. (Слайд 14) 6 Физкультминутка для глаз (Слайд 15) Животные и растения леса связаны между собой в цепи питания. Значит, пищевые связи - главные связи в сообществе растений и животных. Растения дают животным возможность укрыться от жары и врагов. Птицы используют листья и стебли растений для постройки гнезд. Животные помогают распространению семян и плодов растений. Некоторые животные роют ходы, норы под землей, что способствует поступлению воздуха и воды к корням растений. (Слайд 16)

Учитель:

- Из вашего рассказа нам стало ясно, что лес для животных является домом.

- Как вы думаете, а еще чем? (Источником пищи.) Животные и растения леса связаны между собой в цепи питания. Значит, пищевые связи - главные связи в сообществе растений и животных.

7. Составление цепей питания. (Слайд 17-18)

8. Физкультминутка. Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны! Если я называю птицу - вы поднимаете глаза вверх, встаёте на носочки. Если я называю деревья и кустарники - смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги, наклоняетесь, «собираете» грибы. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь - закрывайте крепко глаза, машите головой. (Кукушка, пальма, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, ежевика, верблюд.) Молодцы! Все справились с заданием.

9. Отчет группы микологов «Нужны ли лесу грибы?».

Учитель:

- В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (Слайд 19)

«Нужны ли лесу грибы?" (Выступление ученика.)

-Грибы - это особая группа живых организмов. Рассмотрим муляжи грибов. Вспомните из чего состоит гриб? (Из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница.)

- А как вы думаете, лесу грибы нужны?

- Как правильно собирать грибы?

Вывод: грибы лесу нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.

Ученица: О каких грибах идёт речь? (в руках корзина с грибами)

  1. Другие грибы попрятались, не видать. А этот, пожалуйста, торчит из травы как яркая пуговица. Любит сырые осинники. (Подосиновик)

  2. Ищи его под березами. (Подберезовик)

  3. Рассыпанные по всему лесу в изобилии и шляпки бывают всех цветов радуги. (Сыроежки)

  4. Их особенно много в сырое лето. Высыпают они ярко-оранжевыми дорожками среди зеленого мха. (Лисички)

  5. Этот гриб - лекарство для лосей. (Мухомор)

  6. Хвойные молодые посадки - их любимое место. (Маслята)

  7. Необычные грибы. Все грибы растут на земле, а они на пнях и деревьях. (Опята)

8 Самый вкусный и душистый гриб. Ножка у него толстая, шляпка мясистая, темно-бурая. Растет он в березовых, сосновых и дубовых лесах. (Боровик - белый гриб)

10. Игра "Крестики - нолики".

Учитель:

- Условие игры: если согласны с утверждением - X, если не согласны - 0.

1. Грибы образуют особое царство живой природы.

2. Мухомор - съедобный гриб.

3. Известно более 100 тыс. видов грибов.

4. Грибы не служат пищей для животных.

5. Грибы нужно вырывать вместе с грибницей.

6. Нельзя собирать незнакомые и старые грибы.

7. Все грибы человек может употреблять в пищу.

8. Грибы - помощники деревьев.

Правильные ответы Х 0 Х 0 0 Х 0 Х проецируются на экран, учащиеся производят самопроверку. (Слайд 20)

11. "О лесной подстилке".

Учитель: - А знаете ли вы, что каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвоинок, листьев, веток, шишек и коры? Все это образует на поверхности почвы лесную подстилку. Медведям, ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой - служит дополнительной защитой от холодов. (Слайд 21) Листья опадают ежегодно. Масса лиственного опада не намного превышает хвойный, так как лиственные деревья более светолюбивы и растут реже, чем хвойные. (Слайд 22) В лиственном опаде содержится много питательных веществ. Здесь активно протекают биологические процессы с участием бактерий, дождевых червей, насекомых и личинок. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. (Слайд 23) Почти весь опад к весне разлагается и образует пласт, который связывает питательные вещества в почве и препятствует их вымыванию. (Слайд 24) Таким образом, растения, животные, грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга. Они живут в сообществе и приносят пользу друг другу. В лесу складывается экологическое равновесие. (Слайд 25) - Какое значение это сообщество имеет для человека? (Слайд 26) Природа - это одно из самых главных богатств нашей Родины. Одна из частей этой природы - лес. Лес - наше богатство. Мы должны беречь и охранять его.

III. Обобщение.

Учитель:

- Почему называют лес - природным сообществом? (Слайд 27) - Что произойдет, если исчезнет какой - либо вид растений, животных, птиц, насекомых?

Встали, взялись за руки:

1ученица: Все-все на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд -

Кто делает мед и кто делает яд.

IV. Итоги урока.

Учитель: - Спасибо, вам за правильные ответы, за умение работать в группе и выслушивать ответы одноклассников. - Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным, прикрепите желтый листик. - Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет - цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса.

V. Домашнее задание.1 Нарисовать рисунки по теме «Охрана леса»

2 Прочитать с. 41 - 42









Список используемой литературы: 1. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. Начальная школа. 2005 - N 6. С. 79-82. 2. Боровская Л.А. Лес - природное сообщество. Начальная школа. - 2010. - N 12. - С. 38-42.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь. М. - 2005 4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. - Москва : Просвещение, 1991. 5. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль : Академия развития, 1997.


© 2010-2022