- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока обучения грамоте
Конспект урока обучения грамоте
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Николаева А.А. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
СОЧЕТАНИЕ ЗВУКОВ [й'у]. БУКВЫ Ю, ю («Букварь», с. 82) Педагогическая цель: создать условия для ознакомлении учащихся с буквами Ю, ю, обозначающими на письме сочетание звуков [й'у].
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: выделять первую букву и первый звук в предложенных словах; сопоставлять содержание стихотворения с иллюстрациями к нему; приводить примеры многозначных слов и объяснять их значение.
Личностные: выстраивают добрые отношения в учебном коллективе.
УУД (метапредметные): Рег-ные: формулируют вместе с учителем учебную задачу и планируют ее выполнение.
Позн-ые: общеучебные - извлекают необходимую и» формацию из рассказа учителя, пословицы; логические - анализируют звуковую схему слова. Комм-ые: умеют вести диалог, учитывая разные мнения; договариваться и приходить к общему решению; задеавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; доказательно формулировать собственное мнение.
I. Орг. момент.
Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе, Все, конечно, молодцы!
П. Постановка уч. задачи. Просмотр фрагмента «Азбука-малышка. Уроки тетушки Совы» про букву Ю; путешествие то «маршрутному листу» (с. 22-23).
Игра «Доскажи словечко».
На одной ноге кружилась, Беззаботно веселилась,
В пестрой юбке танцовщица ,Музыкальная... (юла).
Любят хрюшки букву Ю, Без нее не скажут... (хрю).
- Как вы думаете, с какой буквой мы будем сегодня знакомиться на уроке? (С буквой Ю.)
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Беседа. Введение в тему.
- Слышали ли вы когда-нибудь слово Юпитер"? Что это слово означает? (Отвечают, если знают значение слова.)
- У слова Юпитер два значения: в римской мифологии так зазывали верховного бога; его именем названа одна из девяти планет, вращающихся вокруг Солнца (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Планета Юпитер во много раз больше нашей планеты.
-
Как называется планета, на которой мы живем? (Земля.)
-
Кто знает, какую форму имеют планеты? (Форму шара.)
- В древности люди не летали в космос и не видели свою планету с высоты. Им казалось, что Земля - это большое-пребольшое блюдо, которое держат на своих спинах три огромных :лона. А они, в свою очередь, стоят на огромном ките. Стоит киту пошевельнуться, сотрясается и Земля: начинаются ураганы, землетрясения, извержения вулканов. Образ огромного кита встречается и в сказках. Например, в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»
2. Чтение учителем отрывка из сказки.
.. .Вот въезжает на поляну Прямо к морю-океану; Поперек его лежит Чудо-юдо рыба-кит. Все бока его изрыты, Частоколы в ребра вбиты, ; На хвосте сыр-бор шумит, На спине село стоит; Мужички на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут, А в дубраве, меж усов, Ищут девушки грибов.
3. Работа с рисунком.
-
Рассмотрите рисунок с изображением чудо-юдо рыбы-кита. Как называется новая буква? (Ю.)
-
На что похожа буква Ю1 (Высказывают свои предложения.)
Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось? Получилась буква Ю
Физ-ка Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль св.; их действий, ориентируясь на показ движений учителем.
- Я буду называть слова. Если в них есть буква Ю, приседают мальчики, если нет - приседают девочки.
Юпитер, юбка, кофта, север, юг, юный, молодой, девушка юноша, дом, юрта.
4. Чтение столбиков слов.
- Обратите внимание на слова третьего столбика. Почему эти слова написаны с большой буквы? (Имена пишутся с большой буквы.)
-
Как вы думаете, это разные имена? (Это одно имя.)
-
Это краткая и полная формы имени мальчика.
- Дополните слова четвертого столбика. (Юный - очень молодой, юннат - юный натуралист; южный - край, ветер, темперамент.)
5. Роль буквы Ю в начале слова. Что общего во всех словах? (Они все начинаются с буквы Ю.)
-
А с какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [й'].)
- Буква Ю, как и буквы Е и Ё, особенная: находясь в начале слова, она обозначает два звука - [й'у].
ских слов, начинающихся с буквы Й, нет. Поэтому нужно пом-
нить, что если в начале слова слышатся звуки [й'у], то на письме их следует обозначить одной буквой - Ю. - Объясните, как вы понимаете значение следующих слов:
юнга (юный матрос), юбка (женская одежда), юрта (жилище жителей Севера, которое покрыто оленьими шкурами), юрок (небольшая певчая птичка), юноша (молодой мужчина).
6. Анализ звуковой и буквенной схемы слова юла.
-
Сколько слогов в слове юла? (Два.)
- Какие это звуки? (В первом слоге мягкий согласный и гласный звуки; во втором слоге тоже два звука - твердый согласный и гласный.)
- В первом слоге два звука обозначаются одной буквой Ю. Не забывайте, что звук [й'] всегда мягкий.
- Если в схеме заменить синий квадрат на зеленый, будет она соответствовать слову Юля? (Да.)
7. Работа со стихотворением «Юля и юла».
Чтение учащимися «про себя» стихотворения-скороговорки. - Можно ли назвать это стихотворение скороговоркой?
Можно. В нем постоянно повторяются похожие звуки [й'у],,[л'].) л].)
- Какие слова непонятны? Юлить - суетливо вертеться.
Повторное чтение скороговорки. Конкурс на лучшего «скороговорщика».
8. Роль буквы Ю после гласных.
-
Найдите в тексте слова, в которых буква Ю встречается не в начале слова. (Июль, с юлою.)
-
Слышится ли звук [й'] в этих словах? (Да.)
- Если буква Ю стоит после гласной, она обозначает два звука.
звука [й']: лают, поют, читаю, рисую, каюта, баю-бай.
10. Объяснение значения слов: каюта - жилое помещение , маленькая комната для пассажиров; баю-бай - слова из колыбелъной песни (баить - говорить нараспев); уют - удобный порядок
11. Физминутка-видео.
IV. Работа с вариативной частью букваря.
1. Дополнение слогов до слов.
- Назовите слоги. Слышится ли в них звук [й']? (Нет.)
-
Крюк, крючок, крюшон (напиток).
-
Трюк, трюфели (грибы, конфеты).
-
Люстра, любовь, люди, люки. Люба, Люся, Люда.
-
Анюта.
-
Брюки, брюнет; брюква, брюхо.
-
Илюша, Илюхина.
-
Блюдо, блюдце, блюз (медленная музыка).
-
Пюре, пюпитр (подставка для нот).
-
Клюка, ключица, клюшка, клювик, клюква, ключи.
2. Работа с многозначными словами и словами-синони
мами. Выборочное чтение.
- Об одном из названных слов (ключ) прочитаем стихотворение. О каких ключах говорится в стихотворении? Прочитаю! (Ключ -родник, ключ скрипичный, ключ дверной.)
-
Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. О каком ключе , изображенном на рисунке, не упоминается в стихотворений" (О гаечном ключе.)
-
Приведите другие примеры, когда предметы разные, а название одно. (Ручка, край, кисти, лист, плитка, труба.)
- Прочитайте стихотворение еще раз. Какому предмету в стихотворении даны сразу два названия? (Родник, ключ.).
- Струю, бьющую из-под земли, можно назвать и родником, и ключом, и источником.
3. Работа с пословицей. Учитель читает пословицу: «Летний день - за зимнюю неделю».
-
Есть ли в пословице буква Ю1 (Есть.)
-
Сколько букв Ю в пословице? (3.)
- Как вы понимаете это выражение? (Высказывают свое мнение.)
V. Работа в тетради (с. 38).
Задание 1.
- В двустишии необходимо подчеркнуть 7 букв, обозначающих мягкие согласные звуки.
- Обратите внимание на слово скажешь. Почему в этом слове не подчеркнули ни одной буквы? (Звуки [ж] и [ш] всегда твердые.)
Задание 2. Какие буквы «спрятались» в буквенной путанице? (А, Т, Н, О, Ю, Г, Л.)
-
Из этих букв можно составить два слова: Антон, Анюта.
Задание 3. - Подберите слова, близкие по значению:
Юный - молодой; пожилой - старый;
смелый - отважный; полный - толстый.
-
Обратите внимание на две последние пары слов.
- Какое слово из каждой пары вы будете произносить, рассказывая о человеке, которому уже немало лет? А который много весит? (Пожилой человек. Полный. Но можно сказать: старый - пень, сарай, дом; толстый - сук, канат, червяк.)
VI. Итог урока. Рефлексия.
-
Что мы сегодня делали на уроке?
-
Что нового узнали?
- Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
- Молодцы! У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И мое настроение от вашей хорошей работы я тоже могу характеризовать солнышком.