Конспект урока обучения грамоте

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока обучения грамоте.

Конспект урока обучения грамоте.

СОЧЕТАНИЕ ЗВУКОВ [й'у]. БУКВЫ Ю, ю («Букварь», с. 82) Педагогическая цель: создать условия для ознакомлении учащихся с буквами Ю, ю, обозначающими на письме сочетание звуков [й'у].

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: выделять первую букву и первый звук в предложенных словах; сопоставлять содержание стихотворения с иллюстрациями к нему; приводить примеры многозначных слов и объяснять их значение.

Личностные: выстраивают добрые отношения в учебном коллективе.

УУД (метапредметные): Рег-ные: формулируют вместе с учителем учебную задачу и планируют ее выполнение.

Позн-ые: общеучебные - извлекают необходимую и» формацию из рассказа учителя, пословицы; логические - анализируют звуковую схему слова. Комм-ые: умеют вести диалог, учитывая разные мнения; договариваться и приходить к общему решению; задеавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; доказательно формулировать собственное мнение.

I. Орг. момент.

Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе, Все, конечно, молодцы!

П. Постановка уч. задачи. Просмотр фрагмента «Азбука-малышка. Уроки тетушки Совы» про букву Ю; путешествие то «маршрутному листу» (с. 22-23).

Игра «Доскажи словечко».

На одной ноге кружилась, Беззаботно веселилась,

В пестрой юбке танцовщица ,Музыкальная... (юла).

Любят хрюшки букву Ю, Без нее не скажут... (хрю).


- Как вы думаете, с какой буквой мы будем сегодня знакомиться на уроке? (С буквой Ю.)

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Беседа. Введение в тему.

  • Слышали ли вы когда-нибудь слово Юпитер"? Что это слово означает? (Отвечают, если знают значение слова.)
  • У слова Юпитер два значения: в римской мифологии так зазывали верховного бога; его именем названа одна из девяти планет, вращающихся вокруг Солнца (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Планета Юпитер во много раз больше нашей планеты.
  • Как называется планета, на которой мы живем? (Земля.)

  • Кто знает, какую форму имеют планеты? (Форму шара.)

  • В древности люди не летали в космос и не видели свою планету с высоты. Им казалось, что Земля - это большое-пребольшое блюдо, которое держат на своих спинах три огромных :лона. А они, в свою очередь, стоят на огромном ките. Стоит киту пошевельнуться, сотрясается и Земля: начинаются ураганы, землетрясения, извержения вулканов. Образ огромного кита встречается и в сказках. Например, в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»

2. Чтение учителем отрывка из сказки.

.. .Вот въезжает на поляну Прямо к морю-океану; Поперек его лежит Чудо-юдо рыба-кит. Все бока его изрыты, Частоколы в ребра вбиты, ; На хвосте сыр-бор шумит, На спине село стоит; Мужички на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут, А в дубраве, меж усов, Ищут девушки грибов.

3. Работа с рисунком.

  • Рассмотрите рисунок с изображением чудо-юдо рыбы-кита. Как называется новая буква? (Ю.)

  • На что похожа буква Ю1 (Высказывают свои предложения.)

Чтобы О не укатилось, Крепко к столбику прибью.

Ой, смотрите, что случилось? Получилась буква Ю

Физ-ка Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль св.; их действий, ориентируясь на показ движений учителем.

- Я буду называть слова. Если в них есть буква Ю, приседают мальчики, если нет - приседают девочки.

Юпитер, юбка, кофта, север, юг, юный, молодой, девушка юноша, дом, юрта.

4. Чтение столбиков слов.

- Обратите внимание на слова третьего столбика. Почему эти слова написаны с большой буквы? (Имена пишутся с большой буквы.)

  • Как вы думаете, это разные имена? (Это одно имя.)

  • Это краткая и полная формы имени мальчика.

  • Дополните слова четвертого столбика. (Юный - очень молодой, юннат - юный натуралист; южный - край, ветер, темперамент.)

5. Роль буквы Ю в начале слова. Что общего во всех словах? (Они все начинаются с буквы Ю.)

  • А с какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [й'].)

  • Буква Ю, как и буквы Е и Ё, особенная: находясь в начале слова, она обозначает два звука - [й'у].
- Со звука [й'] начинается много русских слов. А вот рус-
ских слов, начинающихся с буквы Й, нет. Поэтому нужно пом-
нить, что если в начале слова слышатся звуки [й'у], то на письме их следует обозначить одной буквой - Ю. - Объясните, как вы понимаете значение следующих слов:
юнга (юный матрос), юбка (женская одежда), юрта (жилище жителей Севера, которое покрыто оленьими шкурами), юрок (небольшая певчая птичка), юноша (молодой мужчина).

6. Анализ звуковой и буквенной схемы слова юла.

  • Сколько слогов в слове юла? (Два.)

  • Какие это звуки? (В первом слоге мягкий согласный и гласный звуки; во втором слоге тоже два звука - твердый согласный и гласный.)
  • В первом слоге два звука обозначаются одной буквой Ю. Не забывайте, что звук [й'] всегда мягкий.
  • Если в схеме заменить синий квадрат на зеленый, будет она соответствовать слову Юля? (Да.)


7. Работа со стихотворением «Юля и юла».

Чтение учащимися «про себя» стихотворения-скороговорки. - Можно ли назвать это стихотворение скороговоркой?
Можно. В нем постоянно повторяются похожие звуки [й'у],,[л'].) л].)

- Какие слова непонятны? Юлить - суетливо вертеться.
Повторное чтение скороговорки. Конкурс на лучшего «скороговорщика».

8. Роль буквы Ю после гласных.

  • Найдите в тексте слова, в которых буква Ю встречается не в начале слова. (Июль, с юлою.)

  • Слышится ли звук [й'] в этих словах? (Да.)

  • Если буква Ю стоит после гласной, она обозначает два звука.
9. Тренировка в произнесении слов и выделении голосов
звука [й']: лают, поют, читаю, рисую, каюта, баю-бай.

10. Объяснение значения слов: каюта - жилое помещение , маленькая комната для пассажиров; баю-бай - слова из колыбелъной песни (баить - говорить нараспев); уют - удобный порядок

11. Физминутка-видео.

IV. Работа с вариативной частью букваря.

1. Дополнение слогов до слов.

- Назовите слоги. Слышится ли в них звук [й']? (Нет.)

  • Крюк, крючок, крюшон (напиток).

  • Трюк, трюфели (грибы, конфеты).

  • Люстра, любовь, люди, люки. Люба, Люся, Люда.

  • Анюта.

  • Брюки, брюнет; брюква, брюхо.

  • Илюша, Илюхина.

  • Блюдо, блюдце, блюз (медленная музыка).

  • Пюре, пюпитр (подставка для нот).


  • Клюка, ключица, клюшка, клювик, клюква, ключи.


2. Работа с многозначными словами и словами-синони
мами. Выборочное чтение.

  • Об одном из названных слов (ключ) прочитаем стихотворение. О каких ключах говорится в стихотворении? Прочитаю! (Ключ -родник, ключ скрипичный, ключ дверной.)
  • Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. О каком ключе , изображенном на рисунке, не упоминается в стихотворений" (О гаечном ключе.)

  • Приведите другие примеры, когда предметы разные, а название одно. (Ручка, край, кисти, лист, плитка, труба.)

  • Прочитайте стихотворение еще раз. Какому предмету в стихотворении даны сразу два названия? (Родник, ключ.).
  • Струю, бьющую из-под земли, можно назвать и родником, и ключом, и источником.

3. Работа с пословицей. Учитель читает пословицу: «Летний день - за зимнюю неделю».

  • Есть ли в пословице буква Ю1 (Есть.)

  • Сколько букв Ю в пословице? (3.)

  • Как вы понимаете это выражение? (Высказывают свое мнение.)

V. Работа в тетради (с. 38).

Задание 1.

  • В двустишии необходимо подчеркнуть 7 букв, обозначающих мягкие согласные звуки.
  • Обратите внимание на слово скажешь. Почему в этом слове не подчеркнули ни одной буквы? (Звуки [ж] и [ш] всегда твердые.)

Задание 2. Какие буквы «спрятались» в буквенной путанице? (А, Т, Н, О, Ю, Г, Л.)

  • Из этих букв можно составить два слова: Антон, Анюта.

Задание 3. - Подберите слова, близкие по значению:

Юный - молодой; пожилой - старый;

смелый - отважный; полный - толстый.

  • Обратите внимание на две последние пары слов.

  • Какое слово из каждой пары вы будете произносить, рассказывая о человеке, которому уже немало лет? А который много весит? (Пожилой человек. Полный. Но можно сказать: старый - пень, сарай, дом; толстый - сук, канат, червяк.)

VI. Итог урока. Рефлексия.

  • Что мы сегодня делали на уроке?

  • Что нового узнали?

  • Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
  • Молодцы! У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И мое настроение от вашей хорошей работы я тоже могу характеризовать солнышком.
© 2010-2022