Урок по русскому языку для 4 класса «Второстепенные члены предложения. Определение»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А .С. Макаренко» городского округа город Фролово










Конспект урока русского языка в 4 классе
«Второстепенные члены предложения. Определение»
(система РО Д Б.Эльконина -В В.Давыдова)








подготовили

учитель начальных классов

первой категории

Михайлова Вера Евгеньевна



2013 год

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.

Цель урока: создать условия для

  • формирования понятия об определении
  • расширения знаний о конструкции предложения
  • формирования умения самостоятельно строить и применять новые знания
  • воспитания доброжелательности, интереса к русскому языку.

Задачи урока:

предметные - дать понятие об определении как члене предложения, его роли в предложении, связи с другими членами предложения; познакомить с механизмом (алгоритмом) нахождения определений в предложении; развивать умение графически выделять определения на письме; метапредметные - развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему , анализировать и классифицировать по определенному признаку при выделении признаков определения как члена предложения; отрабатывать каллиграфию письма; воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи, умение общаться.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Планируемый результат обучения: познавательные УУД - умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы; умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам (вопрос, значение, роль в предложении); коммуникативные УУД - развитие связной речи при передаче информации на основных этапах урока, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе; регулятивные УУД - развитие умения планировать свою деятельность ; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;

личностные УУД - учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.

Оборудование: . Мультимедийный проектор, ноутбук, экран ,орфографические словари , цветные смайлики для осуществления обратной связи ,памятка -алгоритм, презентация


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Формирования УУД

I

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

- Готовы ль вы начать урок?
-Все ль на месте, все ль в порядке
Книги, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

- Начинаем урок русского языка

Настрой на позитивное восприятие урока

II

Каллиграфическая минутка

- Прочитайте пословицу

(Береги платье снову, а честь смолоду)

- Найдите и назовите все обстоятельства в данной пословице.

- Какие знания вам понадобятся, чтобы выполнить это задание?

(Знания о члене предложения- обстоятельстве)

Повторение правила об обстоятельстве. Выделение обстоятельств в тексте с аргументированием.

Создание проблемной ситуации, планирование дальнейшей деятельности.

УУД: познавательные

III

Актуализация знаний

Прочитайте внимательно предложения на доске. Для каждого ряда я приготовила свое предложение.

Определите, каким членом предложения является каждое слово.

(1 р.- Везде тает рыхлый снег.

2 р.- Звенит за окном весенняя капель.

3 р.- Всюду журчат говорливые ручьи )

Можете приступать к выполнению задания.

Актуализация знаний по теме «Члены предложения»

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные

IV

Выявление места и причины затруднения

- Какие знания вам пригодились при выполнении задания? Получилось ли у вас выполнить задание полностью? Почему? (не смогли определить каким членом предложения являются слова рыхлый, весенняя, говорливые)

- Что помешало вам это сделать? (мы не имеем сведений об этом члене предложения)

- Хотите ли вы узнать, каким членом предложения являются эти слова? Вместе мы сможем это сделать.

Создание проблемной ситуации, развитие умения строить речевые высказывания

УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные

V

Изучение новых знаний

- Перечитайте эти слова. Выделите сходные признаки. (похожи вопросы, это имена прилагательные, обозначают признак предмета).

-Данный член предложения определяет признак предмета. Как вы думаете, как он называется? (определение)

По ходу высказываний учащихся на экране появляется опорная схема

Признак предмета

Урок по русскому языку для 4 класса «Второстепенные члены предложения. Определение»

Какой? Какая? Какое?

Урок по русскому языку для 4 класса «Второстепенные члены предложения. Определение»

КУрок по русскому языку для 4 класса «Второстепенные члены предложения. Определение»акие? (Чей? Чья? Чье? Чьи?)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

- Так какова тема нашего урока? Чему мы будем учиться на уроке? Для чего нам нужны знания об определении.

- Вы самостоятельно вывели правило об определении, давайте познакомимся с теорией в учебнике. Откройте стр. 62 учебника и прочитайте правило. Правильный ли вывод мы сделали?

Что нового вы узнали об этом члене предложения из учебника? (Определение подчеркивается волнистой чертой)

Планирование последующей деятельности

УУД: регулятивные, познавательные

VI

Физминутка

- Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. Я буду называть словосочетание. Если в нем есть обстоятельство, все топаем; если определение- хлопаем.

Растет в огороде, зеленая трава, звонкий голос, лежать на диване, вкусный ужин .

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся

VII

Понимание изученного

- Мы изучили новый материал. Как вы думаете, что нужно теперь сделать? (применить свои знания)

- На стр 83 прочитайте задание к упражнению 209

- Какое задание вы могли бы дать своему соседу по парте?

- Прочитайте задание к упражнению. Совпадает ли оно с вашим?

- Какие действия вы будете совершать, выполняя задание?

(алгоритм действий вывешивается на доску)

- Выполните это задание в парах. Оцените свою работу по линеечке на полях

Фронтальная проверка.

- Кому из вас потребовалась помощь?

- На каком этапе работы по алгоритму возникли затруднения?

- Пометьте в тетради для факультативных занятий тему для повторного разбора.

- Что нового узнали из этого упражнения?

(определение украшает, дополняет подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным)

В опорную схему :

Украшает, уточняет признак имени существительного

Планирование деятельности, анализ и синтез слов , развитие умения строить логические цепочки

УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные

VIII

1.Закрепление нового материала. Групповая работа.



- Посмотрите внимательно на условное обозначение упражнения 211 стр 84. Что вы можете о нем сказать? (пометка «работать в группе).

-Какие правила работы в группе мы должны помнить?

-Внимание, вопросы:

Что требуется сделать?

Какие знания вам пригодятся?

Куда можно подсмотреть в случае затруднения?

Приступаем к выполнению задания.

Отчет групп. Дополнения учащихся. Доказательства.

-Посмотрите на предложения. Найдите предложения ,в которых встречается определение, докажите свой выбор.

Закрепление полученных знаний , развитие умения применять знания на практике

УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные



2.Тренировочные упражнения (использование УМК для начальной школы «Уроки Кирилла и Мефодия» по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»(урок

№ 10.)

Закрепление полученных знаний развитие умения применять знания на практике

УУД: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные

IX

Итог урока.

Рефлексия

- С каким второстепенным членом предложения мы сегодня познакомились?

- Какие задачи, поставленные в начале урока, удалось решить?

- Довольны ли вы своей работой на уроке? (Выберите желтый -знаю, но могу больше, розовый- затрудняюсь, зеленый -хочу знать больше.)

Обобщение материала, выводы, самооценка

УУД: познавательные, регулятивные

X

Домашнее задание

Стр. 85 упр. 213,для желающих: составить 2-3 предложения из словосочетаний, используя определения

Список использованной литературы

1.Е.В.Восторгова, Т.Н.Некрасова Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса. Пособие для учителя начальных классов (Система Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова) М.: Вита - Пресс, 2011.

2.Репкин В.В, Е.В. Восторгова Т.В.Некрасова Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова): В 2 -х кн. Кн.1. - 7 - е изд. - М.: Вита - Пресс, 2008.



© 2010-2022