Поурочный план по русскому языку по теме Настоящее время глагола 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ 83

Дата: 11.02

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тема урока: Настоящее время глагола.

Цели: Расширить представление учащихся о настоящем времени глагола. Развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы. Продолжать воспитывать взаимопонимание, товарищество.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Вид урока: урок - игра

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах,

Оборудование: учебник, карточки, таблицы, магниты,

Ход урока:

1.Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь.

Что такое, здравствуй?

Лучшее из слов,

Потому что, здравствуй,

Значит, БУДЬ ЗДОРОВ.

- Давайте пожелаем здоровья друг другу улыбкой.

2. Минутка чистописания

- Найдите букву, отличную от других:

Е О И М Ю У

-Дайте ей характеристику. ( Согласная, непарная, звук обозначает звонкий мягкий или твердый).

3. Словарная работа.

На доске слова с пропущенными буквами.

Д _ журный , м _ роз , _ дежда , п _ беда , р _ бота , _твет.

Взаимопроверка (дети обменялись тетрадями и провели взаимопроверку).

- Ребята, для чего мы учим словарные слова? ( Чтобы писать без ошибок, быть грамотными).

-Оцените себя сами. Кто выполнил задание без ошибок - поднимите руки

- На какой вопрос отвечают эти слова?

-А теперь измените, эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос: что делать?

дежурный - дежурить

мороз - морозить

одежда - одевать

победа - побеждать

работа - работать

ответ - отвечать

- Какой частью речи являются образованные слова? (Глаголами.)

-Оцените себя на этом этапе.

4.Определение темы, целей урока.

Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина:

- Если я говорю: «Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь воскликнул: «Утро!»

- А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница? (В настоящем времени.)

- Сформулируйте тему урока. (Настоящее время глагола.)

- Правильно. И первым делом мы отправимся в гости к очень хитрому глаголу.

И как вы думаете, какие цели поставим перед собой?

5. Актуализация знаний.

Этот хитренький глагол

Себе ВРЕМЯ изобрел.

«Ухожу», - кричит сегодня.

« А вчера, - кричит, - ушел».

«Завтра, - скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему!

- Ребята, сколько мы знаем времен у глагола?

- Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?

- Какие слова помогли определить время? ( Сегодня, вчера, завтра.)

- Как еще можно определить время глагола? ( По вопросу и по суффиксу -л- у пр. времени.)

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего и будущего времени? Приведите примеры.

6. Творческая работа в парах.

- Ребята, вы замечательно справились с задачками дядюшки Глагола и он приглашает нас во дворец на веселую Ярмарку. Но у ворот дворца стоят стражники - два братца-глагола, которые пропустят только того, кто правильно расшифрует послание. На доске написан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Можно ли по вопросам узнать время глагола? Как это сделать?

- Спишите рассказ, заменяя вопрос подходящим по смыслу глаголом нужного времени.

Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) он большой (что сделает?) на Луну, (что сделает?) какой-нибудь подвиг.

Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?). Это маленький котенок (что сделал?) в яму и (что делает?) там. Мальчик (что сделал?) котенка и (что сделал?) дальше. Он опять (что делал?) о полетах на Луну, о подвигах.

-Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом?

- Подчеркните глаголы и укажите их время.

- Назовите глагол и его время. (На каждый правильный ответ ученики хлопают один раз в ладоши. Ошибочные ответы - поднимают руку и исправляют.)

7.Активная физминутка

8. Дидактическая игра.

-Дядюшка Глагол с радостью встречает нас на Ярмарке в своем дворце.

- А что, ребята, люди делают на Ярмарках? ( Отдыхают, веселятся).

- Вот и для нас дядюшка Глагол придумал развлечение - игру , которая называется «Аккуратный почтальон».

2 ряда - это 2 команды. Для игры необходимы:

Магнитная доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».

Магниты.

Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе - по 9 карточек одного цвета):

иду

пишет

читаем

берешь

говоришь

возьмешь

нарисовал

едут

гуляете

возьму

ловила

съел

напишем

закроют

споем

строим

привезли

подросло

узнаю

поехал

сошьете

принес

сошьешь

играю

бегали

надену

говорили

Игроки - почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх. Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.

9. Поисково-исследовательская работа.

1. Дуб (м.р. ед.ч.) скрипит.

2. Сосна (ж.р. ед.ч.) скрипит.

3. Дерево (ср.р. ед.ч.) скрипит.

Видно ли по вопросам и по окончаниям глаголов в единственном числе, с существительными какого рода они связаны?

Прочитайте первую часть задания. В полголоса прочитайте предложения и заполните в группах таблицу с ответами на вопросы.

Правда ли, что это один и тот же глагол?

Да

Запиши его начальную форму.

скрипеть

В каком времени он стоит во всех предложениях?

настоящем

Сравни окончания глагола в ед. ч. и во мн. ч. Это разные окончания?

Да

Закрой ладонью существительные и прилагательные: оставь в поле зрения только глаголы.

Проверь, указывает ли форма глагола в ед. ч. на род существительных?

(Что делает?) Скрипит (Он)

(Что делает?) Скрипит (Она)

(Что делает?) Скрипит (Оно)

- Форма глагола в ед. ч. на род существительных не указывает.

Сделайте вывод: изменяются ли глаголы настоящего времени по числам?

Глаголы настоящего времени изменяются по числам.

-Сравните глаголы. Это одна и та же форма глагола?

+да

-Меняется ли форма глаголя в зависимости от рода существительного, с которым он связан?

+нет

-Показывает ли форма глагола настоящего времени в ед. ч. род существительного?

+нет

-Глагол изменяется по родам?

+нет.

-Сделайте вывод: Изменяется ли глагол настоящего времени, стоящий в ед.ч., по родам, или форма глагола остается одинаковой?

+ Глагол в настоящем времени, стоящий в ед. ч. , по родам не изменяется, форма глагола остается одинаковой.

-Молодцы,

Повторим хором выводы, к которым мы сегодня пришли:

Глагол в настоящем времени, стоящий в ед. ч. , по родам не изменяется, форма глагола остается одинаковой. Глаголы настоящего времени изменяются по числам.

10. Итог урока

-Умею отличать глаголы от других частей речи.

- Могу изменять глаголы по временам.

- Умею определять времена глагола.

11. Информация о домашнем задании

Страница 147 упр. 394 - спиши, соедини начало и конец пословицы. Определи время глагола.

12.Рефлексия.

Помашите мне рукой те, кому на уроке было все понятно и легко, кивните те, кому было трудно и не совсем все понятно. Покачайте головой те, кто совсем ничего не понял.

А мне понравилось, как работали....

Спасибо за урок.


© 2010-2022