- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока на темуК. Паустовский. Корзина с еловыми шишками
Конспект урока на темуК. Паустовский. Корзина с еловыми шишками
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Митрейкина В.Б. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Природа - источник творческого вдохновения».
Рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Цели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством К. Паустовского; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному; развивать воображение; познакомить с творчеством композитора Э. Грига; воспитывать интерес к музыке, к литературному творчеству и чтению.
Оборудование: портрет К. Паустовского; книги К. Паустовского; толковый словарь;запись пьесы Э. Грига «Утро»; портрет Э. Грига. цитаты о природе : эпиграф: «В его музыке, отражающей в себе красоты норвежской природы, есть что-то нам близкое, родное...» (П. Чайковский
Ход урока
I. Организационный момент.
.
2. Объявление темы урока.
У.. Сегодня на уроке мы поговорим о двух очень известных мастерах: К. Паустовском, Эвард Хагеруп Григе . Еще раз выборочно прочитаем строчки из рассказа «Корзина с еловыми шишками», послушаем чудесную музыку Э. Грига. 3. Сообщение темы урока. Разминка «Внимательный читатель». - Проведём разминку для проверки внимательности чтения. Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово.
Вопросы: 1. В комнате композитора «на нем могло разместиться до десятка гостей». 2. Имя тети, у которой гостила Дагни. 3. Фамилия композитора. 4. Название города, в котором жила Дагни. 5. За чем пошла в лес дочь лесника? Ответы: 1. Диван. 2. Магда. 3. Григ. 4. Берген. 5. Шишки. Ключевое слово: Дагни.
У Назовите главных героев рассказа? Д.Э. Григ, Дагни - дочь лесника.
У.. Эдвард Григ очень любил природу и черпал в ней вдохновение. Его музыка рождалась под впечатлением любимых мест. Он наслаждаясь северной природой, передает в звуках веселое эхо горных лесов, шум морского прибоя, шелест листьев.
III. Работа над темой урока.
- Что вы знаете об Эдварде Григе? (рассказ ученика об Э.Григе)
Учитель «В его музыке, отражающей в себе красоты норвежской природы, есть что-то нам близкое, родное...» (П. Чайковский).
Первая часть
2.Соединение описания природы Норвегии с музыкой Э. Грига.
У.. Для того чтобы лучше представить себе природу далекой Норвегии, давайте послушаем музыку Э. Грига и строчки из рассказа К. Паустовского.
(учитель под музыку читает отрывок рассказа) Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живёт, как птица пересмешник, весёлое эхо. Оно только и ждёт, чтобы подхватить звук и швырнуть его через скалы.
У.. Какие картины природы представлены в рассказе? Д. Картины северной природы, сосновый лес.
3.Чтение по ролям «Встреча в лесу Грига и Дагни»
4. Вопросы :
У.. Смогли вы представить себе и понять, каков же Э. Григ по характеру?
Подтвердите свои ответы рассуждениями.
Ответы учащихся: - Добрый - ищет подарок для незнакомой девочки; ребенок его не испугался. По тексту: «Испугаться она не могла, потому что глаза у него смеялись»; помог (предложил сам) донести корзину.
- Характер мягкий - вкрадчивый голос, застенчивый, терпеливый. «Она совсем запутала меня», - и сказал так, как говорят взрослые, когда попадают в неловкое положение перед детьми».
- Общительный, простой - находит общий язык с простой девочкой (Дагни - дочь лесника. А Э. Григ - уже знаменитый композитор).
У.как вы думаете почему этот подарок Григ решил сделать именно Дагни? 5. Как озаглавим 1 часть.
Вторая часть 1.. Характер Грига проявляется и в обстановке его жилья. Подробный пересказ отрывка описания по ключевым словам, как выглядел дом композитора.
ДОМ КОМПОЗИТОРА (2-я часть)
старый диван
рояль
песни рояля
- О чем же мог рассказать рояль? Д. О порыве человеческих чувств, о любви, о сказке про Золушку. Рояль пел, плакал, гневался... под пальцами музыканта. Он играл обо всем, что думал.
Вывод.. Григ не окружал себя роскошью. В его доме все было подчинено музыке, поэтому ему достаточно было только того, что необходимо. А украшением дома служил рояль
2. Соединение текста с музыкой.
- Были ли слушатели, когда Григ сочинял музыку или играл исключительно для себя?
У.. Сейчас будет звучать музыка, а вы в это время прочитайте про себя это описание
(Звучит музыка Первого концерта для фортепиано с оркестром, 2-я часть.)
Рояль мог петь обо всём - о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и чёрные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали... . А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из дома Грига.
Вопросы:
- Какие картины вы представили, читая строки о музыке?
- Кто подслушивал эти звуки? Д. Синицы на дереве, матросы из порта, прачка из соседнего дома и даже... сверчок.
- Что вы чувствовали, слушая музыку Грига? Вывод. Музыка Грига прекрасна, потому что он великий музыкант, прославляет свою землю, воспевает в звуках природу, духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту.
3. Как озаглавим 2 часть.
3-я часть.
- Словарная работа. Объясните значение слов и выражений:
3. Как озаглавим 3 часть.
4-я часть
1.Диалог с автором. Чтение 4-ой части по частям.
2.Вопросы после чтения.
- Чем отличается представление в театре от концерта?
( В театре спектакли идут в костюмах, на фоне декораций, используются танцы. В концертном зале между слушателем и музыкой ничего нет, поэтому восприятие музыки продиктовано культурой человека, его фантазией, опытом.)
- Какое впечатление произвела на Дагни симфоническая музыка? - Почему Дагни вздрогнула? - Девушка необычайно красива, концерт проходит на улице в парке, белые ночи… Все необычно и чудесно. Мы ждем чудо. Какое же происходит волшебство? - Как вы думаете, вспоминала ли Дагни об обещанном подарке? - Почему Дагни закрыла лицо руками во время концерта?
- Какие картины представлялись Дагни, когда она слушала музыку, посвященную ей. - Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку грига? - За что Дагни была благодарна Григу? Прочитайте. - Как вела себя Дагни после концерта? Куда она пошла?.
IV. Итоговые вопросы урока.
- В чем видел счастье для себя Эдвард Григ?
(Отдать жизнь, труд, талант людям без возврата и сожаления.)
- Какая главная мысль заключена в этих словах? («Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни... ») - Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Можно ли считать его навечно ушедшим от нас? - Что же делает человека вечным? - Что сделало бессмертным Грига? - Чем же должен жить человек? - Дагни это поняла, а поняли ли вы? -Чем близки друг другу Э. Григ, К. Паустовский?
V. Итог урока. - Как вы думаете, какие чувства возникли в душе прослушав музыку Э. Грига: изумление, восхищение, благодарность, радость, восторг, сожаление? Объясните свой ответ. - Какой фрагмент произведения вам особенно понравился? - Что нового вы узнали о писателе - К. Паустовском? - Что чувствовала Дагни, слушая музыку Грига? Домашнее задание: перечитать рассказ; подготовить пересказ фрагментов рассказа по ключевым словам «Чувства Дагни»