- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения Тема: Николай Сладков «Снег и Ветер
Урок литературного чтения Тема: Николай Сладков «Снег и Ветер
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Эзерина С.И. |
Дата | 09.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учебно-методическая разработка урока Эзериной Светланы Ивановны, учителя МБОУ «Крутинская сош №2»
Пояснительная записка
Урок литературного чтения по программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение (УМК «Начальная школа 21 века»), 2 класс из раздела «Весна, весна красная…» (в разделе находится 27 произведений о весне)
Тема: Николай Сладков «Снег и Ветер»
Применяемые на уроке технологи: продуктивного чтения, технология проектов
На период изучения данного раздела был запланирован и уже находился в стадии реализации творческий проект. Тема проекта «Весна, весна красная…». Цель проекта: создание одноимённого сборника формата А-3 произведений о весне, оформленного учащимися 2 класса со страницами в виде коллажей к каждому произведению.
В основе такого проектирования лежит развитие познавательных творческих, художественных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического мышления.
Задачи проекта:
-
Формировать начальные навыки исследовательской деятельности, умение работать самостоятельно, в сотрудничестве;
-
Развивать творческие способности, эстетический вкус, речь.
-
Воспитывать у детей интерес к художественной литературе, живописи, трудолюбие, взаимопомощь.
-
Время работы над проектом: 6 недель.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
-
Литературное чтение. Учебник для 2 кл., ч. 2.
-
Листы формата А-3, оформленные учащимися в сборник
-
Мультимедийное сопровождение для презентации готового проекта.
К уроку имеется презентация (см. приложение 1)
Список используемых для подготовки данного урока источников
ru.wikipedia.org
pedsovet.su
сезоны-года.рф
Краткие сведения о классе, в котором проведен урок
В классе 24 учащихся. Дети на момент проведения имели возраст 8-9 лет. Интересы их разносторонни: любят рисовать, танцевать, петь, мастерить, весело проводить время, работать над коллективными проектами. С первого класса ребята вовлечены в проектную деятельность, были победителями международного конкурса проектов «Мой класс - моей школе», участниками муниципальных конкурсов школьных проектов.
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: Николай Сладков « Снег и Ветер»
Класс: 2
УМК «Начальная школа 21 века»
Тип урока: комбинированный урок
Технология: продуктивного чтения, технология проектов. Цели: Формировать более полное и глубокое восприятие художественных произведений, развитие творческого воображения, эстетической, эмоциональной отзывчивости к искусству.
Способствовать развитию связной речи, творческого воображения, наглядно-образного мышления, прививать интерес к чтению;
Воспитывать бережное отношение к природе, взаимопомощь.
Личностные результаты
-
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-
понимать эмоции героев, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с ключевыми словами;
-
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
-
ориентироваться в учебнике;
-
находить ответы на вопросы в тексте;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
подробно пересказывать и инсценировать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);
-
слушать и понимать речь других;
-
выразительно читать текст;
-
выполнять различные роли;
-
договариваться о совместной работе с одноклассниками во время работы в группе.
Предметные результаты
-
воспринимать на слух художественный текст в исполнении учащихся;
-
относить произведение к одному из жанров;
-
осмысленно, правильно читать;
-
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Этапы урока
Цель этапа и его результат
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
I.Само
определение к деятельности Ц: создание ситуации готовности к уроку. Р: мотивационная готовность к уроку.
Слайд 2.
Прозвенел звонок. Я прошу вас проверить готовность к уроку.
-Все готовы к практической работе?
-Присаживайтесь на свои места.
-Ребята, вы предполагаете, чему будет посвящён наш урок?
-Весне Л: понимать речь других людей; Р: учиться работать по предложенному учителем плану; К: слушать и понимать речь других.
II этап.
Проверка домашнего задания с последующим выполнением практической части проекта Ц: 1. в группах проверить домашнее задание и выставить оценки в оценочные листы №1 Ц: 2. выполнить практическую часть проекта на основе результатов выполнения д/з и дать оценку своей деятельности.
1.Проверка домашнего задания.
Образуем 4 группы:
1 .Ответственный Маша
2. Ответственный Ангелина
3. Ответственный Франжета
4. Ответственный Настя
Цель деятельности вам известна?
2. Выполнение практической части проекта
( заполнение листов-коллажей книги «Весна, весна красная…»
1. 1 и 2 группа образуют команду «Флора», 2 и 3 «Фауна».
2. Какое задание нужно выполнить вам в командах?
3.Работа с оценочным листом №2.
Рассаживаются по группам с оценочными листами
-Краткий пересказ текста предыдущего урока.
-Заполнить деталями страницы книги.
Заполняют лист самооценки. Л: понимать речь других людей; Р: давать оценку деятельности товарища.
Р: уметь работать в сотрудничестве, давать оценку своей деятельности. К: договариваться и высказывать свои предположения во время работы в команде.
III этап. Работа с текстом до чтения
Ц: развитие умения предполагать содержание текста по ключевым словам, заглавию, имени автора, иллюстрации. Р: учащиеся замотивированы на чтение.
Работа над пониманием текста начинается ещё до его чтения.
- Работа с ключевыми словами.
2. Работа с автором и названием произведения. Слайд 4. - А теперь прочитайте имя и фамилию автора. Знаком ли он вам? -Чем увлекался автор в молодости?
-С каким известным писателем работал Н. Сладков?
- Прочитайте название рассказа и предположите, о чем или о ком он? (Прогнозирование)
-Что означают эти слова?
-Почему слова «Снег» и «Ветер» с заглавной буквы напечатаны?
-А что может с ними произойти весной? 4. Этап завершается постановкой цели: -Как вы думаете, какую цель мы с вами поставим перед собой?
Дети читают ключевые слова, предполагают, о чём будет текст, который им предстоит читать.
Николай Сладков -Он был писателем, был на фронте ВОВ. -Увлекался охотой, фотоохотой
-В.Бианки
«Снег и Ветер» Дети анализируют гипотезы, соотносят содержание с заглавием произведения, ещё раз предполагают, о чём будет текст.
-Явления природы
-Автор относится к ним как к живым существам.
-Познакомимся с произведением. Узнаем, почему автор говорит о них, как о живых существах. Проведём диалог с автором, проверим наши предположения.
Название, ключевые слова позволяют предположить, что речь пойдёт о Снеге и Ветре, о событиях, которые произошли с ними весной. Л: высказывать своё отношение к героям, прочитанных произведений; Р: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение на основе работы с ключевыми словами, иллюстрацией, автором; П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К: слушать и понимать речь других.
Пр: отвечать на вопросы. IV этап. Знакомство и работа с текстом во время чтения
Ц: достижение понимания текста на уровне содержания. Р: проверка своих предположений, наблюдений за характерами героев, языком, жанром. Изучающее чтение: инсценирование текста подготовленными детьми в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)
1. Первичное знакомство с текстом: слушание инсценирования Слайд 5. -Сейчас мы с вами отправляемся в театр! Слайд 6. Первая группа вопросов: - Подтвердились ли наши предположения? -Какое время года описывается в произведении? - Кто герои этого текста? -Какое событие с ними произошло?
Динамическая пауза. Слайды 7,8.
2. Медленное «вдумчивое» повторное чтение текста Вторая группа вопросов задаётся по ходу чтения 1-й абзац -Почему Ветер называет Снег «Дружище»?
-Что означает «На тебе лица нет» в тексте?
2-й абзац -Почему так плохи дела? -Что значит «Раскис совсем»?
-А почему всем хоть бы что, когда снег умирает?
3-й абзац -Для чего дают совет? -Правильный совет дал Ветер? -Сил наберётся, а потом куда и когда?
-Обрадовался Снег такому совету?
-Прочтите совет Ветра своему другу.
-Прочтите ещё раз слова Снега в начале разговора.
- А в конце текста.
-Отличается настроение?
-Как выдумаете, можно сказать, что Ветер - настоящий друг - дружище Снега?
-Весна. -Снег и Ветер -Началось таяние снега.
-Считает другом, они вместе провели зиму. -Нездоров, болен….
-Не хочет таять снег. -Растаял почти.
-Все рады весне, ждут, что снег растает.
-Когда хотят помочь.
-Под действием тепла поднимется с морей и океанов в облачка и зимой выпадет снегом.
-Да.
- Тай поскорей, стекай в ручьи и реки и плыви себе к тёплым морским курортам отдыхать да сил набираться.
-Плохи дела, Ветер, - испаряюсь……
-Ой - ё - ёй, заструился!
-Стало лучше!
-Да!
Л: оценивать поступки людей, жизненные ситуации; эмоционально «проживать» текст, выражать свои мысли; Р: учиться работать по предложенному учителем плану; П: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К: выразительно читать текст. Пр: воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя.
V этап. Работа с текстом после чтения
Ц: достижение понимания текста на уровне смысла. Р: понимание авторского замысла, углубленное понимание прочитанного произведения. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 1. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией).
-Какой был Снег? (автор прямо не сказал, но мы можем это понять, как бы «прочитать между строк»)
-А Ветер?
2. Повторное обращение к заглавию произведения. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
-Ребята, а как называлось произведение? Почему текст так назвали?
3. Вопросы по собственной выдуманной иллюстрации детей:
- Какой сюжет из текста вы завтра, как художник изобразили бы на страницах книги?
- Как бы вы поступили на месте Ветра? Почему?
- А если бы Снег не послушался…
-О чём он думал, когда стал раскисать, испаряться?
-Напуганный, болезненный.
- Свежий, быстрый. Любящий своего друга, внимательный, способный помочь в беде.
-«Снег и Ветер»
Л: выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей; П: ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; К: оформлять свои мысли в устной форме. Пр: отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. VI.Рефлексия. Ц: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса. Р: понимание главной мысли.
-Ребята, какое настроение было у вас в начале знакомства с произведением?
-Вам грустно было? Вы переживали за Снег?
-Назовите свое «первое» настроение. (из словаря настроений)
-А хорошо ли закончилась эта история? Какое теперь настроение?
-Вам хочется продолжить творческую работу на следующем уроке? Слайд 9.
-Грустное.
Л: выражать свои эмоции, сочувствовать, сопереживать. П: понимание главной мысли; К: оформлять свои мысли в устной форме.
VII.Оценка деятельности учащихся Ц: умение объективно оценивать деятельность, используя критерии оценки. Р: объективная оценка(выражение, полнота ответов)
-Кто оценит свою работу на уроке при помощи нашего помощника?
Р: объективно оценивать деятельность, используя критерии оценки и адекватно воспринимать оценку своей работы другими.
4