Конспект урока на тему У лесного озера для 2 класса

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира, проведенного в 2 «Г» классе МБОУ СОШ №1 студенткой 3 «А» курса, специальность 050146

Преподавание в начальных классах

Матушкиной Александрой Владимировной

Тема урока: «У лесного озера»

Цель: создать у детей образ лесного озера.

Задачи:

- проверить уровень усвоения знаний о ельнике;

- изучить особенности растительного и животного мира лесного озера;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, связную речь;

- воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую культуру учащихся.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедиа комплекс, презентация.

Литература: Учебник Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. «Окружающий мир» «Планета знаний», 2 класс.

План урока

I. Организация класса

II. Проверка домашнего задания

1. Викторина «В ельнике»

2. Работа по индивидуальным карточкам «Птицы в Ельнике»

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя о лесном озере

2.Чтение и анализ текста учебника

3. Рассказ с элементами беседы о растениях и животных лесного озера

IV. Закрепление материала, изученного на уроке

1. Игра «Кто здесь лишний?»

2. Выполнение заданий 6-7 на с.46 учебника

V. Домашнее задание. Рефлексия. Итог урока

Ход урока

I. Организация класса - Долгожданный дан звонок, начинается урок. Здравствуйте, ребята! Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь. Сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Александра Владимировна. На нашем уроке нас ожидает много нового и интересного. II. Проверка домашнего задания 1. Викторина «В ельнике» (слайд 1) - Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Я предлагаю вам ответить на вопросы викторины, которая называется «В ельнике». За каждый правильный ответ я буду вручать вам елочки, напоминаю, что нельзя выкрикивать, нужно давать полные ответы.

- Какой лес называют ельником? ()

- Какими прилагательными вы бы характеризовали еловый лес? (темный, страшный)

- Почему в ельнике мало травянистых растений? (потому что там мало солнечных лучей)

- Как кислица приспособилась к жизни в ельнике?

- В какое время года ельник посещают клесты?

- Какое приспособление есть у клестов, чтобы раскрывать шишки ели?

- Почему ни в коем случае нельзя разрушать муравейники в ельнике?

- Какое главное дерево в ельнике? (ель)

- Какие еще хвойные деревья вам известны? (лиственница, ель, хвоя)

- Почему лиственницу так назвали?

- Ребята, посмотрите на шишки и скажите, какая шишка с какого хвойного дерева?

- Какую шишку можно увидеть у клеста в лапках? (еловую)

- Какую шишку можно увидеть у белки в лапках? (кедровую) - Поднимите руку те ребята, у кого одна елочка. Спасибо, вы приняли участие в викторине. Поднимите руку те ребята, у кого две елочки. Молодцы, вы хорошо усвоили материал о ельнике. Поднимите руку те ребята, у кого три елочки и более. Вы получаете по «5».

2. Заполнение таблицы «Птицы в ельнике» - У вас на столах лежат карточки с заданием, возьмите их, подпишите правом в верхнем углу на линии свою фамилию. Посмотрите внимательно, сейчас вы будете самостоятельно заполнять таблицу. Ваша задача: рядом с изображением птицы, обитающей в ельнике, написать ее название. На эту работу вам отводиться четыре минуты. Приступайте. - Я проверю ваши работы, а Анна Анатольевна озвучит оценки на следующем уроке.

- Какие птицы обитают в ельнике?

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя о лесном озере (слайд 2) - Сегодня мы познакомимся с удивительным природным сообществом, мы отправимся к лесному озеру. Когда в тёплое время года приходишь к озеру, то видишь только некоторых его обитателей. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Лесное озеро - это место, где живут самые разнообразные живые существа.

(слайд 3) - Некоторые из растений (рогоз, камыш) (тростник, осока) (слайд 4) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Корни кубышки жёлтой (слайд 5) и кувшинки белой (слайд 6) тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности водоёма. Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, например, ряска (слайд 7), которая плавает на поверхности воды. А в толще воды плавают мельчайшие зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Подводные заросли растений служат убежищем для животных. Животные есть в водоёме везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях. Вот по поверхности воды стремительно бегают, водомерки (слайд 9). Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они - хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность. В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы (слайд 10), растительноядные головастики лягушек, и разные виды рыб. К «мирным» рыбам относится, например, карась (слайд 11). Он питается личинками насекомых, растениями. К хищным рыбам относятся окунь, щука (слайд 12). На дне обитают моллюски (слайд 13), которых ребята обычно называют «ракушками». Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок - створок. Питаются эти моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа. Обитают на дне озера раки (слайд 14). Они кормятся останками мёртвых животных. На водных растениях живут другие моллюски - растительноядные улитки прудовик и катушка. У них закрученные, не имеющие створок раковины. Живут в водоёме и млекопитающие - ондатра, бобр, выдра (слайды). Жизнь многих птиц - уток, цапель, аистов - тоже связана с лесными озерами. Когда растения и животные водоёма умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием микробов мёртвые остатки перегнивают, разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания новые растения. - Какие растения можно увидеть на лесном озере? - Какие животные обитают в озере? - Что составляет основу питания жука-плавунца? - Какие животные являются санитарами лесного озера? - Я вам рассказала не обо всех представителях животного мира озера. О других жителях лесного озера вы узнаете из текста учебника. 2. Чтение и анализ текста учебника - Откройте учебники на с. 44. Давайте прочитаем текст «У лесного озера». - Слушайте внимательно, после чтения вы должны будете назвать растения и животных, обитающих у лесного озера. Читай………. - Какие растения растут у лесного озера? (кубышка, камыш, ряска) - Каких животных здесь можно встретить? - Почему водомерки не тонут? с.45 учебника - Почему жуки-плавунцы поднимаются над поверхностью воды? - Чем отличается водомерка от жука-плавунца? - Посмотрите внимательно на рисунок на с. 44. Каких животных вы видите на иллюстрации? - Как они приспособились к жизни на лесном озере? - Какие растения изображены на рисунке? - Почему ряска не тонет, а образует зеленый ковер на поверхности воды? - Отгадайте загадку

Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …стрекоза - Сейчас мы вместе с этим обитателем лесного озера проведем динамическую паузу. Выйдите из-за столов. Присядьте.

Динамическая пауза 2 раза

Утром стрекоза проснулась, (встаем)

Улыбнулась, потянулась. (тянемся вверх)

Раз - водой она умылась,

Два - изящно покружилась.

Три - нагнулась и присела.

На четыре - улетела. (машут руками)

1. Рассказ с элементами беседы о растениях и животных у лесного озера - Посмотрите на слайд, вы видите кувшинку (кубышку желтую). О желтой кубышке нам расскажет … . - А вы внимательно слушайте, а потом скажите, почему нельзя рвать кубышки? 1. Листья у кувшинки желтой находятся в воде, они почти круглые, кожистые, выемкой по одной стороне. Кувшинка желтая - название неофициальное, но вполне законное: это растение действительно близкий родственник кувшинки белой. Но официально он называется кубышкой. Такое название растение получило за свой плод, напоминающий кубышку. Цветет кубышка с конца мая по август. В это время рядом с плавающими листьями можно увидеть высоко торчащие на толстых цветоножках крупные, желтые, почти шаровидные цветы. Кубышка издавна считалась в народной медицине целебным растением. Именно из-за крупных, достигающих в поперечнике 5 сантиметров и хорошо пахнущих цветков, кубышку нещадно уничтожали - собирали и для лечебных целей, и для букетов. Тем более, что сорвать эти цветы не так уж и трудно: хоть растут они и в воде, но в основном на мелководье. Но зря срывают их люди, зря губят красивое растение - цветы кубышки не стоят в вазах. А ведь оно могло бы еще долго цвести в воде, радуя тех, кто по-настоящему любит цветы, любит природу. - Почему нельзя рвать кубышки? Продолжим разговор об обитателях пресного водоема. - Богат животный мир лесного озера, с ним связана жизнь стрекоз. Одна из самых крупных стрекоз - большое коромысло. - О стрекозе нам расскажет ….. - А вы внимательно слушайте, а потом скажите, какую пользу приносят стрекозы? У стрекозы голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам ее головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит из нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полете. Свою добычу стрекоза схватывает и съедает на лету. Стрекозы и личинки приносят пользу: они истребляют личинки комаров и жуков-плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров. - Какую пользу приносят стрекозы? На стеблях и листьях пресноводных растений можно встретить моллюсков - улиток и ракушек. - О ракушке-беззубке нам расскажет … . - А вы внимательно слушайте, а потом скажите, какую пользу приносят беззубки и почему в местах скопления моллюсков нужно передвигаться с осторожностью? Беззубки - это крупные (до 20 см) моллюски. Их можно обнаружить на дне озера. Выловить моллюсков не составляет труда: если вода достаточно прозрачна, ракушек видно с берега. Передвигаться в местах скопления моллюсков надо с осторожностью, так как можно нечаянно наступить на раковину и поранить ногу. Створки раковины станут медленно раскрываться, и постепенно начнет высовываться нога. Моллюск может своим передним концом медленно закапываться в песок и медленно ползать по дну, оставляя за собой характерные борозды. Питание беззубки происходит одновременно с ее дыханием. Вода, омывающая жабры, несет с собой мелкие живые организмы. Моллюск заглатывает их, загоняя в свое ротовое отверстие при помощи двух пар ротовых лопастей, расположенных на переднем конце тела. Растения моллюскам не нужны. Беззубки идут на корм домашним животным; из раковин изготавливают перламутровые пуговицы. - Какую пользу приносят беззубки? - Почему в местах скопления моллюсков нужно передвигаться с осторожностью?
IV. Закрепление материала, изученного на уроке 1. Игра «Кто здесь лишний?» - Водомерка, жук-плавунец, беззубка, стрекоза. Кто здесь лишний? Почему? - Лягушка, щука, окунь, карась. - Утка, плотва, гусь, цапля. - Ковыль, тростник, кубышка, рогоз. 2. Выполнение заданий 6-7 на с.46 учебника - Откройте учебник на с. 46. Прочитайте задание 6. - Какие птицы плавают? - Как вы догадались? - Какие птицы ходят по воде? - Прочитайте задание 7. Сравните клювы птиц. Чем питаются утки и гуси в озере? (процеживают воду, питаются личинками, червями, головастиками, ряской и другими растениями) - Почему у аиста и цапли длинные клювы? (питаются на мелководье, легко могут схватить длинным клювом головастика или мелкую рыбешку) V. Домашнее задание. Рефлексия. Итог урока - Для того чтобы вы лучше усвоили материал сегодняшнего урока, вы дома прочитаете текст учебника на с.44-47 и ответите на вопросы на с. 46 и 47. - С каким природным сообществом мы познакомились? - Какие растения растут у лесного озера? - Какие животные встречаются в этом природном сообществе? - Как животные приспособились к жизни в лесном озере? - Почему лесное озеро - это природное сообщество? - Найдите на рисунке на с.46 рыб, которых дети увидели в ведерке рыбаков, возвращавшихся с лесного озера? (плотва, караси) - Какие еще рыбы обитают в лесном озере? (окунь, щука) - Почему говорят: «Для того в озере щука, чтобы карась не дремал?» - Давайте составим пищевую цепочку. Посмотрите на доску, из растений и животных, названия которых вы видите, составьте пищевую цепочку. С чего начнется пищевая цепь? ряска - карась - щука - выдра - рак - Что служит пищей карасю? - Кто может съесть карася? - Кому щука может послужить обедом? - А когда выдра погибнет, для кого она может стать пищей? - Мы составили пищевую цепочку. Назовите растение в нашей цепочке. Кто является хищниками? Кто является санитаром озера?
- Сегодня на уроке активно работали ……….(оценки) На этом наш урок закончен. До свидания.


Учитель ____________ Горбункова А.А.

Методист _____________ Кравцова Т. В.


© 2010-2022