- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект «Бытовые отходы нашей семьи»
Проект «Бытовые отходы нашей семьи»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Галиева А.А. |
Дата | 28.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Исследовательская работа:
«Бытовые отходы нашей семьи»
Выполнили: учащиеся 3 класса
Юнусова Айсылу, Гребнева Олеся,
Комар Кристина, Тихонова Камилла
Руководитель проекта: Галиева А.А.
Альметьевск 2014 год
Паспорт проектной исследовательской работы:
1. Автор проекта. Коллективный проект учащихся 3 класса МБОУ «СОШ №3».
2. Руководитель проекта. Галиева Альфия Ахмазиевна, учитель начальных классов.
3. Учебный предмет. Окружающий мир. УМК «Школа России».
4. Возраст учащихся. 9 лет.
5. Тип проекта. Экологический, исследовательский.
6. План.
I.Введение.
1.1. Актуальность исследования.
1.2. Гипотеза исследования.
1.3..Объект исследования
1.5 . Задачи исследования.
1.6. Методы исследования
II. Борьба с мусором - глобальная проблема экологии. Обзор литературы..
2.1. Что такое «бытовые отходы». Чем опасны ТБО.
2.2. Влияние отходов на окружающую среду.
2.3.Борьба с мусором - глобальная проблема экологии
III. Исследование количества и состава бытового мусора.
3.1.Результаты исследования.
3.2. Выводы.
3.3. Рекомендации.
IV.Список литературы..
V. Приложение.
5.1.Таблица. Бытовые отходы одной семьи за неделю.
5.2. Диаграммы.
5.3. Памятка для каждого.
1.Введение.
Вы хотите жить в красивом месте, где растут красивые деревья, где цветут яркие, ароматные цветы и живут веселые, крепкие, здоровые люди? Конечно же хотите! А знаете ли вы, что существует целая наука о том, как правильно жить в своем доме, дворе, своей стране, чтобы эти желания исполнялись? Такая наука есть, и называется она экология. . Термин экология образован от двух греческих слов (ойкос- дом, жилище, родина, и логос- наука), означающих дословно « наука о местообитании».В более общем смысле экология- это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей их средой обитания. Об этом я узнала в школе. Она учит понимать, что надо делать, чтобы улучшить окружающую нас природу и правильно решать экологические проблемы. Ведь именно нам детям придется исправлять ошибки прошлых поколений. Мы должны спасать такую маленькую, хрупкую и такую большую нашу планету . Одна из них - проблема бытовых отходов. Именно так называется мусор, который мы выносим виз дома каждый день.
В некоторых странах семья из четырёх человек собирает ежедневно около трёх килограммов отходов. Представьте, сколько отходов скапливается каждый день в городе, насчитывающем несколько тысяч или миллионов жителей.
Поэтому мы решили сами изучить и оценить количество бытовых отходов одной семьи из четырех человек.
1.1. Актуальность исследования: данная работа посвящается исследованию проблемы загрязнения окружающей среды мусором. Люди выбрасывают мусор каждый день, а как часто они задумываются - куда?! Что с ним потом происходит? Впервые эти вопросы у меня возникли не так давно. Работа над проектом длилась в течение всего учебного года.
1.2. Гипотеза исследования: Предположили:
-- что бытовые отходы нарушают экологию и эстетику города, наносят вред здоровью;
-- изучив эту проблему подробнее, наверно, можно найти пути её решения. Я думаю, каждый человек может внести свой посильный вклад в защиту окружающей среды от бытовых отходов.
1.3.Объектом исследования: выступили улицы города Альметьевска. В исследованиях приняли участие учащиеся школы № 3 и их родители, педагоги. Основными участниками проекта стали 4 учащихся, но были и помощники, которые не остались равнодушными к изучаемой проблеме.
1.4. Цель исследования :
Определить количество и состав бытовых отходов, накапливающихся в одной семье за неделю, месяц, год.
Выяснить влияние отходов на окружающую среду.
Выявить какова роль человека в загрязнении окружающей среды. Найти пути решения проблемы.
1.5. Задачи исследования.
1. Изучить литературу по данной теме, узнать что такое мусор и чем он опасен.
2. Выяснить как моя семья участвует в процессе загрязнения окружающей среды. Собирать все твёрдые отходы в течение недели, появляющиеся в доме одной семьи. Составить список основных продуктов и материалов, входящих в каждую категорию, выявить наиболее распространенный отход в нашей квартире.
3. Для каждой категории отходов продумать, каким образом можно:
• снизить их количество,
• найти им новое применение,
• вторично использовать.
4. Выяснить что каждый из нас что может сделать для решения данной проблемы.
5. Дать рекомендации по уменьшению количества твёрдых бытовых отходов и их вторичного использования. Выпустить и распространить памятки и листовки среди местного населения, призывающие соблюдать чистоту своих дворов
Надеемся, что поставленные цели и задачи, позволят нам узнать много нового и интересного: куда девается бытовой мусор, что с ним происходит, как это влияет на состояние окружающей среды, что знают об этой проблеме ученики нашей школы и их родители, взрослое население города.
1.6. Методы и методика исследования.
1.Изучение теоретического материала по данной теме.
2.Метод визуального наблюдения,.
3. Практическая работа: определение количества мусора дома, взвешивание. Составление таблиц и диаграмм.
4. Поиск путей снижения количества мусора и его негативного воздействия.
2. Борьба с мусором - глобальная проблема экологии .
Обзор литературы.
2.1. Что такое «бытовые отходы». Чем опасны ТБО.
Проблема отходов существует с давних пор. Ещё древние люди, обитавшие в пещерах, устраивали свалки мусора за пределами своих жилищ. Такие отходы легко разрушались в результате естественных природных процессов. . Развитие цивилизации породило лавинообразный рост количества отходов. Отходы могут называться по-разному - мусор, отбросы, хлам, сор. В нашей повседневной жизни это довольно распространенное слово и, используя его, мы прекрасно понимаем о чем говорим -о том, что стало ненужном, что отслужило свой срок, сломалась или испортилось. Бытовые отходы (или твёрдые бытовые отходы - ТБО)… вдумайтесь в эти слова. Слово бытовые - от слова быт или быть, а ведь это всё равно, что жить. Так что выходит, что бытовые отходы - это отходы нашей жизни.
2.2. Влияние отходов на окружающую среду. Бытовые отходы опасны не только тем, что являются источником некоторых болезней человека, но и тем, что требуют для своего разложения много кислорода. Но самое неприятное - многие предметы не гниют, не растворяются, не исчезают. Приезжают всё новые и новые машины с мусором, вырастают свалки в огромные горы. Эти отвратительные горы, как страшные чудовища, уродуют красивую природу, загрязняют почву, воду и воздух, отравляют жизнь людям и животным, не дают жить растениям. Особую угрозу для экологии представляют «дикие» свалки, откуда ядовитые вещества и микроорганизмы, попадая в подземные вод , распространяются на многие километры. На таких свалках сильно размножаются крысы, являющиеся переносчиками болезней. В наши дни тема отходов стала одной из серьезнейших глобальных проблем современности. Почему же это произошло?
2.3.Борьба с мусором - глобальная проблема экологии. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год. Причины увеличения количества мусора: - рост населения нашей планеты - приводит к увеличению производства продукции;
- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми; - материалы природного происхождения во многом были заменены на искусственные, которые не разрушаются в природе под воздействием естественных процессов;
- удобство в быту - очень популярны одноразовые вещи (посуда, пакеты, техника, одежда и др.) .
Ежедневно мы потребляем множество продуктов, что приводит к накапливанию таких отходов, как консервные банки, пакеты, бутылки, бумага и т. д. Например, для полного разрушения бумаги необходимо -от 2 до 10 лет, консервной банки - 90 лет, фильтра от сигареты - 100 лет, полиэтиленового пакета - 200 лет, пластмассы - 500 лет, стекла - 1000 лет.
Бесчеловечными мы считаем и тех людей, которые оставляют после себя мусор в лесах, около родников превращая тем самым место для отдыха в свалки. В развитых странах кампания по борьбе с мусором приобрела поистине гигантские масштабы. Даже баки для мусора раскрашиваются там в самые весёлые цвета, чтобы привлечь внимание.
3. Исследование количества и состава бытового мусора.
3.1. Результаты исследования.
Определение количества мусора дома. По статистике на одного человека приходиться примерно 250-300 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%. Интересно, а сколько бытовых отходов выбрасывает наша семья. И что мы можем сделать, чтобы уменьшить количество мусора. Мы решили узнать, сколько и какой мусор выбрасывает наша семья за неделю.
Наш эксперимент был проведен в марте 2013 года. В ходе проведенного эксперимента мы изучили качественные и количественные характеристики бытовых отходов, производимых нашей семьей за неделю, за месяц.
Получается, что моя семья за неделю выбрасывает 8 кг 300 г мусора;
-за месяц производит бытовых отходов массой 33 кг 200г .
Пищевые отходы - 4300г
Бумажные отходы- 1200г
Металлы - 1 консервная банка, 2 батарейки, фольга = 400г
Синтетические материалы- 14 полиэтиленовых пактов, 3 пластиковые бутылки, 2 стакана от йогурта, 5 упаковок от продуктов, 1 пластмассовый флакон, тюбик от зубной пасты = 1500г
Стекло -900г
Таким образом, можно произвести примерные расчеты количества мусора, который выбрасывается нашей семьей за год. Примерно 390 кг.
Проведя аудит дома , мы определили, что чаще всего выбрасывается бумага и различные пластиковые упаковки. Больше отходов дома образуется за выходные и праздничные дни, когда вся семья дома. Были выявлены ядовитые отходы из мусора нашего дома. Электрические батарейки составляют часть нашей жизни: они заставляют двигаться игрушки, благодаря ним функционируют часы, радиоприёмники, фотоаппараты и т.д. Но они, несомненно, представляют угрозу нашему здоровью и окружающей среде. В них содержатся тяжёлые металлы.
Однако, анализируя содержимое мусорного ведра, мы подсчитали, что количество мусора можно уменьшить примерно на 50% за счет рационального использования приобретаемых товаров.
3.2. Выводы.
1. По полученным результатам исследования можно сделать вывод о том, что в бытовых отходах 1 семьи преобладают пищевые отходы (4300г за неделю), часть которых можно использовать на корм домашним животным, а другая часть может полностью перегнивать в природе.
2. На втором месте синтетические материалы (1500г)- это самые опасные бытовые отходы, т. к. трудно утилизируются. При их сжигании выделяются ядовитые газы, в почве перегнивают очень длительное время или вообще не сгнивают.
3. На третьем месте бумажные отходы (1200г), которые легко утилизируются, т. к. бумага легко сжигается и быстро перегнивает в почве. (до 1 месяца).
3.3. Пути решения проблемы:
1. Покупать товары с наименьшим количеством упаковки и в упаковке, которая поддаётся переработке. Так же, можно покупать товары в упаковке, которые уже изготовлены из вторсырья.
2. Если мы будем экономнее относится к использованию бумаги, то это не только уменьшит количество мусора, но и сбережёт деревья. 3. Делить отходы по видам материалов из которых они изготовлены. Это облегчает процесс сортировки для переработки отходов. 4. По возможности заменить полиэтиленовые пакеты на бумажные или использовать эко-пакеты для мусора. То есть, сами мусорные пакеты должны подлежать разложению. Такие пакеты есть в наших магазинах. 6. Хочу отметить, что прежде всего каждый человек на Земле должен нести ответственность за чистоту в своём городе, стране, а значит и за чистоту планеты. И каждый должен помнить - Чистота планеты начинается с тебя! А как мы, школьники, можем помочь взрослым в решении проблем загрязнения окружающей среды? На уроках технологии Альфия Ахмазиевна как-то предложила изготовить из твердых бытовых отходов какие-нибудь изделия. Мы с одноклассниками принесли пластиковые бутылки, алюминиевые баночки, лампочки и другие материалы. Мы были удивлены, что из отходов можно сделать такие необычные, нужные и практичные изделия.
Можно вторично использовать бытовой мусор для изготовления различных предметов: кашпо для цветов, стаканы для карандашей, кормушки для птиц, вазы для цветов, стаканчики для рассады, коробочки для пуговиц, панно и игрушек.
4. Заключение. Мы считаем необходимым отметить, что существует необходимость в дальнейшей, более глубокой разработке проблемы изучения качественного и количественного состава бытовых отходов, а также повышения экологической грамотности населения. Считаем, что необходимо формировать бережное отношение школьников к окружающей среде. Эти проблемы можно решать совместно с родителями, учителями, администрацией (например, тематические классные часы, беседы, лекции, экологические десанты, дни защиты от экологической опасности, дни здоровья).
Наша культура обращения с отходами, культура поведения, влияют на решение проблемы. То есть все мы должны как можно меньше производить отходов в нашей повседневной жизни . Даже если бы жители города думали, прежде чем выбросить товары и упаковки, земля стала бы во много раз чище. Для этого мы должны соблюдать определённые нормы поведения, обозначенные нами в этой брошюре как «Памятка для каждого».
Обсудив полученные результаты исследований и проделанную работу, мы пришли к выводу, что поставленные на начальном этапе работы над проектом цели и задачи выполнены. Затронутая проблема оказалась актуальной не только для нас, но и для других учащихся, в лице которых мы нашли единомышленников. С их помощью были проведены акция «Чистый двор», беседы с младшими школьниками, распространены листовки и памятки. Работая над проектом, мы столкнулись с рядом трудностей. Например, некоторые жители микрорайона школы выказывали непонимание наших действий во время субботника. Результаты проделанной работы доведены до сведения обучающихся и администрации школы, а также родителям. Возникает проблема, решением которой нужно заняться в ближайшее же время, иначе пластиковые бутылки и другой синтетический мусор просто выживут нас из нашего любимого города.
В конце хочу сказать, чтобы каждый почувствовал свою причастность к созданию мусора и ответственность за чистоту нашего общего дома Земля. И мир улыбнётся тебе!
5. Приложение
5.1. Таблица. Бытовые отходы одной семьи за неделю.
Дни
Пищевые отходы
Различные виды бумаги
Металл (в том числе фольга)
Синтетические упаковочные материалы
Стекло, фарфор,
П
О
Н
Е
Д
Е
Л
Ь
Н
И
К
Скорлупа 4 яиц, луковая шелуха, картофельные очистки, кожура мандаринов, 6 пакетиков чая.
(800 г)
Коробка от каши, газета, салфетки бумажные, бумага ксероксная
(300 г)
Банка от оливки
Плёнка от сыра и колбасы, тюбик от зуб. пасты, упаковка от мыльца, майонеза, 1 пласт. бутылка, 2 пакета
Стеклянная баночка от лекарств
В
Т
О
Р
Н
И
К
Картофельные, морковные и капустные очистки, кожура, огрызки от яблок, луковая шелуха, 4 пакетика чая, кости. ( 600г)
3 коробочки от сока, тетрадь, фантики, салфетки (200г)
Фольга
Пакет от ряженки, флакон от шампуня, 1 пакет
1банка
500г
С
Р
Е
Д
А
4 пакета чая, скорлупа 4 яиц, огрызки от яблок. (200 г)
Салфетки (100г)
3 пакета, упаковка от риса., пакет от молока.
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г
Картофельные и морковные очистки, луковая шелуха, сухой хлеб,кости
(1000г)
Газета, салфетки
(2оог)
Фольга
Стакан от йогурта, 2 пакета, 1 пласт.бутылка,
1 бутылка
300 г
П
Я
Т
Н
И
Ц
А
4 пакета чая, кожурки от семечек, кожура апельсина. (300г)
Салфетки (100г)
2 Батарейка
1 пакет, стакан от йогурта,
2 лампочки
50 г
С
У
Б
Б
О
Т
А
Кости от рыбы, сухой хлеб, 4 пакета чая. ( 400 г)
Салфетки фантики.(100г)
Пласт. бутылка, упаковка, 2 пакета,1 тюбик от крема
1 бутылка
В
О
С
К
Р
Е
С
Е
Н
Ь
Е
4 пакета чая огрызок от яблока, картофельные и морковные очистки, луковая шелуха, сухой хлеб, кости (1000г)
Салфетки, фантики (100г)
Фольга
Стакан от йогурта, 2 пакета.
И
Т
О
Г
О
4300г
1100г
400г
1500г
14 полиэтилен-х пакетов, 3 пластиковые бутылки, 2 стакана от йогурта, 5 упаковок от продуктов, 1 пластмассовый флакон, тюбик от зубной пасты
900г
5.2.ПАМЯТКА ДЛЯ КАЖДОГО:
-
Выбрасывайте мусор в специально отведённые места.
-
Сжимайте упаковку после употребления продукта, чтобы уменьшить объём мусорных баков от лишнего воздуха.
-
Отдавайте предпочтение продуктам в упаковке, которую можно сдать в пункты приёма вторсырья.
-
Берите с собой пакет для продуктов, когда вы идёте в магазин, а не покупайте новый.
-
Сдавайте вторсырьё (бутылки, бумагу, металлолом) в пункты приёма - это один из лучших способов сэкономить природные ресурсы, одновременно уменьшая объём мусора.
-
Не стесняйтесь говорить людям, что выбрасывать мусор не в специально отведённых местах - это бескультурно, а также опасно для здоровья.
-
Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов из переработанной макулатуры.
-
Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно использовать много раз или сдать в магазин.
-
Не покупайте больше, чем может Вам понадобиться.
-
Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше общественным транспортом.
-
Одежду, которую Вы уже не носите, можно отдать нуждающимся людям.
-
Не выбрасывайте старые игрушки, книги: они могут кому-то понадобиться.
-
Узнайте, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и сдайте туда использованную бумагу.
-
Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки, вымойте их и сомните.
-
Старайтесь аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно сдать.
-
Если есть садовый участок, используйте пищевые отходы для приготовления удобрений.
-
Старайтесь не пользоваться пенопластом, так как он практически не разлагается в природе.