Урок по русскому языку в 1-ом классе по теме Парные глухие и звонкие согласные на конце слов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе: «Парные согласные на конце слов» . УМК «Школа России»

Дата проведения 13 мая 2015 Класс 1а Учитель Азнабаева Р.З.

Планируемые результаты деятельности:

Личностные У УД :

- формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- формировать осознание значимости данного умения.

- понимать причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные У УД:

Познавательные УУД

- уметь сравнивать;

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

- производить логические операции;

Коммуникативные УУД

- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения.

Регулятивные УУД

- освоить способ проверки парных согласных на конце слов;

- уметь формулировать, принимать и сохранять учебную задачу;

- определять цель деятельности на уроке с помощь учителя;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Предметные УУД

- различать звонкие и глухие согласные;

- различать слова с парными согласными, требующими проверки;

- формировать навык проверки парных согласных на конце слов;

- находить в словах изученные правила.

Цель: формирование учебно - познавательного интереса к способам проверки парных согласных на конце слов в ходе совместной деятельности в сотрудничестве с учителем. Научить школьников правильно писать слова с парными согласными.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: деятельностный метод.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Средства обучения: Лист самооценки обучающегося, карточки с заданиями, карточки с алгоритмом.


п/п

Этап урока

Результаты

Взаимодействие в образовательном процессе

Результат

личностные

метапредметные

предметные

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1

Мотивация

Цель:

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне .

Проверка готовности к уроку;

Р:самоконтроль и самооценка; организация рабочего места.

Предметная готовность

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы,

Будем думать и решать

И друг другу помогать.

- Проверим готовность. На столах у вас должны лежать только учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка. Проверьте, всё ли готово к уроку русского языка?

Организует ситуацию самооценки обучающимся, готовности к предстоящей деятельности, управляет ситуацией самооценки. -Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем - с согласного мягкого звука.

- Прочитайте только буквы русского алфавита. Что получается?
RСZПОWР(спор)
- Среди набора букв найдите слово.
КАПОССОРАВ(ссора)
- Уберите буквы, которые обозначают только твёрдые согласные звуки и прочтите слово. ШДРЖАКЦА(драка)
- Я выстроила их в такой последовательности: спор - ссора - драка. Как вы думаете, почему они поставлены именно в такой последовательности?
(Ребята, когда спорят, часто начинают ссориться, а ссора переходит в драку.)
- Вся эта ситуация называется конфликт. Как вы думаете, на каком этапе конфликта нужно остановиться, чтобы не произошла драка?
(Когда-возник-спор.)
- Представьте, что вы вступили в спор, что вы для себя выберете: топание ногами, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, доброжелательность? ( Спокойный тон, доброжелательность.)
- А может лучше выбрать крик, топание ногами? Вам же нужно доказать своё!
(Нет, если в споре кричать, топать ногами, то спор превратится в драку, потому что другому человеку не понравится твоё поведение.)
- Хорошо, мы с вами решили, что спор лучше вести спокойно и доброжелательно. Может, в споре нужно ещё что-то учитывать?
(Не махать руками, когда говоришь с человеком нужно смотреть ему в глаза. А ещё когда доказываешь что-то своё, нужно приводить примеры, чтобы человек тебе поверил.)
- Молодцы! Всё это верно. Всё, что вы сейчас сказали, - это и есть правила спора, которые должен соблюдать каждый воспитанный человек, чтобы спор не превратился в драку.
- И сегодня на уроке мне хочется, чтобы царила атмосфера добра, понимания, уважения к друг другу. Если вдруг нам придётся поспорить на уроке, не забывайте о правилах спора.
- Чтобы наше путешествие было интересным, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам - научи другого».

Дети

выполняют самооценку готовности по критериям.

Выбор учебных принадлежностей.

Правильность и аккуратность расположения предметов на столе.

Самостоятельность подготовки.

Настрой на урок.


Читают, слушают. Участвуют в беседе.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель:

- повторить полученные ранее знания,

- актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение,

Ценностное отношение (ЦО) к умению воспринимать задание на минутке чистописания.

ЦО к умению самостоятельно определить: цель, результат, способ действия.

ЦО к самостоятельной практической деятельности

ЦО к умению предъявить результаты своей деятельности

ЦО к умению сравнивать результаты деятельности и признавать ошибочность результатов.

ЦО к умению описывать, сравнивать, оценивать способы своей деятельности и признание ошибочного результата

Умение принимать задание, правильного написания букв.

Уметь целеполагать, уметь определять способ действия , через результат ( через высказывание, через рассуждения)

Умение самостоятельно применять способы действий по достижению планируемого результата; умение контролировать и оценивать свою деятельность.

Умение предъявлять и оценивать результаты(КУУ,РУУ.)

взаимопроверки

Умение сравнивать и оценивать умение взаимопроверки :прав или нет; так сделал или нет.

Сравнение, критика, описание - КУУ

Оценка -РУУ

Понимание предметного содержания задания, выделение парных и непарных согласных.

Представление об этом результате о цели и ходе действий.

Выполнение задания или нет

Закрепляем и применяем ЗУНы. Выявление ошибочности при выполнении задания

Формировать ЗУН, через сравнение.

Учить оценивать предметный результат и видеть ошибки

Минутка чистописания.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик- дедушка, Согнуть пальцы в кулачок, а затем по очереди

Этот пальчик- бабушка, разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик - наш малыш. И вместе они - семья На доске записаны следующие строки: Слон, лев, шакал и бегемот С утра отправились в поход. Прочитайте вслух написанные на доске стихотворные строчки. Определите, какие буквы мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Они обозначают звук, который в словах данных строк встречается четыре раза. В каких словах он присутствует? ([т]-т,д - бегемот,(с) утра, отправились, поход). Запишем, чередуя, целую строчку букв д,т. Охарактеризуйте звук [т], который имеется в данных словах. [т] - согл., глух., парн., тверд. Назовите все парные согласные. (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш). Что мы о них узнали на прошлом уроке? Что происходит с парными звонкими на конце слов? (оглушение) -Что мы должны делать, чтобы не ошибиться в написании парных согласных на конце?


Выполнение задания, получение результата, оценивание его.

Оформление результата на полях в тетрадке. Оценка: достигли результата или нет.

Взаимопроверка

Сравнение своих результатов с другими и обоснование способов своей деятельности.

Почему так получилось?(2-3 чел.)


Оформление оценки результата на полях в тетрадке.


- Записывали буквы в тетрадь.

-Чтобы вспомнить, что есть звонкие согласные и глухие, чтобы красиво писать.

Д. Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы.

Учатся договариваться и выполнять условия договора.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

3

Постановка учебной задачи.

Этап выявления места и причины затруднения Цель: создать положительную мотивацию и обозначить область изучаемого материала. ,

Ценностное отношение (ЦО) к умению воспринимать задание

ЦО к самостоятельной практической деятельности


ЦО к умению сравнивать результаты деятельности и признавать ошибочность результатов.


ЦО к умению самостоятельно определить: тему, цель к уроку, способ действия на уроке.

Умение принимать задание, правильного написания букв.

Умение самостоятельно применять способы действий по достижению планируемого результата

Умение сравнивать и оценивать умение взаимопроверки :прав или нет; так сделал или нет.


Уметь определять тему урока действия , уметь целеполагать, ( через высказывание, через рассуждения)

Понимание предметного содержания задания, выделение заглавных и строчных букв.

Выполнение задания или нет


Формировать ЗУН, через сравнение.



Представление об этом результате, о цели и ходе действий.

.

1) Орфографическая зарядка

. Прочитайте слова.
Столб, год, рукав, этаж, глаз, флаг.
- Раздели слова на группы по общим признакам
- по слогам;
- Найдите лишнее слово. (Слово РУКАВ, потому что это слово можно разделить для переноса.
- Что общего у этих слов? (В каждом слове есть парные согласные, которые вызывают сомнения, у всех слов согласные обозначают твёрдые согласные звуки.)
- Где находятся парные согласные? (На конце слова.)

2) Формулирование учащимися темы и цели урока

- Посмотрите на все эти слова и сформулируйте тему урока.
Тема. Парные согласные на конце слов
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись.

Цель:

  • Повторить, … … … … (что ранее учили о парных согласных в конце и середине слова).
  • Учиться … (находить парные согласные в словах, проверять при написании, подбирать проверочные слова).
  • Познакомиться с …(новыми словами).



Формулируют тему и цели урока



-

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы урока.

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.




Зафиксированная на доске тема и цель урока.

4

Этап построения проекта выхода из затруднения


Цель: составить алгоритм написания парных звонких и глухих согласных в конце слова.

Ценностное отношение (ЦО) к умению воспринимать задание

ЦО к умению самостоятельно определить : шаги и способ действия в алгоритме.

Умение принимать задание, правильного написания букв.

Уметь определять шаги и способ действия в алгоритме, через результат ( через высказывание, через рассуждения)

Умение предъявлять и оценивать результаты(КУУ,РУУ.)

Понимание предметного содержания задания.

Представление об этом результате о цели и ходе действий

Организует работу.

- Чтобы правильно писать эту орфограмму, нам необходимо составить алгоритм. Пользуясь им, вы научитесь правильно писать слова с парными согласными на конце.

- Что сначала необходимо сделать со словом?

- Что вы будете делать потом?

- Что будет следующим шагом нашего алгоритма?

- Последним шагом мы обозначить опасное место. Как?

Алгоритм на доске:

- Прочитать и проверить есть ли на конце парный согласный.

- Подобрать проверочное слово.

- Записать правильно.

- Подчеркнуть орфограмму.

Словарная работа.

Учитель. Загадаю вам загадки, а вы записывайте отгадки и догадайтесь герои какой они сказки? (Учитель показывает иллюстрации с отгадками.)

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
(лиса)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед -

Мой родной, любимый... (дед)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (заяц)

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

(волк)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)

Учащиеся пишут в тетради слова

- Если вам трудно определиться с буквой, напишите карандашом

Учитель открывает запись на доске звуковую запись слов лиса, дед, заяц, медведь, волк.

- А главный герой этой сказки убежал и от бабушки? Как называется сказка?

Дети. Колобок. (на интеракт..доске- иллюстрация из этой сказки) Мы путешествуем по сказке «Колобок» и поможем Колобку выбраться из беды.

- Ребята, среди этих слов я выбрала слово, которое состоит из двух слогов. Оба слога закрытые. Второй слог заканчивается на мягкий согласный звук (медведь)

Сравните звуковую схему слова и посмотрите в словаре написание этого слова (учебник стр. 137 Орфографический словарь)

Совпадает ли написание и произношение этого слова?

Какую букву нам нужно запомнить?

А еще какое расхождение есть в написании и произношении?

Как проверить?

- Запишите это слово в тетрадь. Обозначьте букву, которую нужно запомнить.

Информация о медведе

-Учитель. С кем первым встретился колобок?

Дети. С зайцем.

Учитель. Поможем колобку быстрее убежать от зайца.

Физминутка.
- Если в слове есть парный согласный на конце, то вы прыгните, как зайчики. Слова: стол, флаг, снег, шум, клюв, шар, сад, пол, план, крик.
Учитель. На пути у колобка - волк. И чтобы он не обидел нашего колобка, проведем исследование и выясним, как же можно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук

Работа в группах.

I группа

Измените по образцу

Дуб - дубы

Круг -

Медведь -

Час -

Мороз -

Выберите нужный ответ:

Мы изменяли число (один - много)

Мы подставили слово нет

II группа Измените по образцу

Звук - нет звука

Тетрадь - ( ___________ ) тетради

Кактус - (______________ ) кактуса

Морковь - ( ___________ ) моркови

Кровь - ( ___________ ) крови

Выберите нужный ответ:

Мы изменяли число (один - много)

Мы подставили слово нет

Вывод: Изменить слово значит изменить число или подставить слово «нет»

Учатся работать с информацией, аргументировать ответы. Учатся быть внимательными.


- Прочитать и проверить есть ли на конце парный согласный.

- Подобрать проверочное слово.

- Записать правильно.

- Подчеркнуть орфограмму.

Сформулированное правило, представленное в форме алгоритма.

5

Этап реализации построенного проекта

Ценностное отношение (ЦО) к умению воспринимать задание и пользоваться алгоритмом.

ЦО к умению самостоятельно определить: цель, результат, способ действия.

ЦО к самостоятельной практической деятельности по алгоритму

ЦО к умению предъявить и оценить результаты своей деятельности

ЦО к умению сравнивать результаты деятельности и признавать ошибочность результатов.

ЦО к умению описывать, сравнивать, оценивать способы своей деятельности и признание ошибочного результата

Умение принимать задание, правильного написания парных согласных по алгоритму.

Уметь целеполагать, уметь определять способ действия , через результат ( через высказывание, через рассуждения)

Умение самостоятельно применять способы действий по достижению планируемого результата; умение контролировать и оценивать свою деятельность; умение пользоваться алгоритмом.

Умение предъявлять и оценивать результаты(КУУ,РУУ.)

Формирование самопроверки (Я делал так, как …..)

Умение сравнивать и оценивать умение взаимопроверки :прав или нет; так сделал или нет.

Сравнение, критика, описание - КУУ

Оценка -РУУ

Понимание предметного содержания задания, различения и правильного написания парных согласных по алгоритму.

Представление об этом результате о цели и ходе действий.

Выполнение задания или нет

Закрепляем и применяем ЗУНы. Выявление ошибочности при выполнении задания

Формировать ЗУН, через сравнение.

Учить оценивать предметный результат и видеть ошибки

- А теперь давайте используем полученные знания и выполним задание из электронного приложения
Включает детей в самостоятельную практическую деятельность. Работа у доски
Фиксация результатов.






Организует ситуацию сравнения.


-Почему так получилось?














Внимательно рассматривают задание.



Выполняют задание, получают результат, оценивают его. Предъявляют свою деятельность.

Показ результатов.

Применение составленного алгоритма правильного написания парных согласных.

6

Этап первичного закрепления с проговарива-нием во внешней речи

Проговаривание нового знания, и упражнение в работе по алгоритму.

Ценностное отношение (ЦО) к умению совместно воспринимать задание


ЦО к умению совместно определить: цель, результат, способ действия.


ЦО к самостоятельной совместной практической деятельности

ЦО к умению предъявить результаты своей деятельности

ЦО к умению сравнивать результаты деятельности и признавать ошибочность результатов.

ЦО к умению описывать, сравнивать, оценивать способы своей деятельности и признание ошибочного результата

Умение принимать задание, самостоятельно подбирать слова для проверки парных согласных.


Уметь целеполагать, уметь определять способ действия , через совместный результат ( через высказывание, через рассуждения, через договор друг с другом)


Умение самостоятельно применять способы действий по достижению планируемого результата; умение контролировать и оценивать совместную деятельность.

Умение предъявлять и оценивать результаты(КУУ,РУУ.)

взаимопроверки

Умение сравнивать и оценивать умение взаимопроверки :прав или нет; так сделал или нет.

Сравнение, критика, описание - КУУ

Оценка -РУУ

Понимание предметного содержания задания, сравнение слов с парными согласными на конце и объяснение способа проверки


Представление об этом результате о цели и ходе действий.


Выполнение задания или нет


Закрепляем и применяем ЗУНы. Выявление ошибочности при выполнении задания

Формировать ЗУН, через сравнение.

Учить оценивать предметный результат и видеть ошибки
-Прочитайте внимательно. -Какое задание будем выполнять? -Для чего мы будем выполнять это задание? - Чем будем пользоваться? - Поработайте в парах, объясняя друг другу.
Карточка1. Бульдок, медвежонок, котёнок, носорок, поросёнок, цыплёнок, осьминок, бельчонок

-Что вам поможет в работе?

Включает детей в парную практическую работу

Фиксация результатов.

- Когда закончите работу в парах, поднимите совместно руки.

Организует ситуацию сравнения практической деятельности.

- Объясните, где вы исправили и почему.

-У кого получились так же?

- У кого другие варианты?

Учатся работать в парах по сопоставлению пары слов. Соблюдать правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументировать свои ответы, использовать информацию, и знания, участвуют в беседе, делают выводы.

- Найти и исправить ошибки.

- Алгоритм. Дружба.

Выполняют задание, получают совместный результат, оценивают его.

Показ результата.


Оформление оценки результата на полях в тетрадке.

Сравнение своих результатов с другими и обоснование своего выбора.

-У меня получились…….

Описывают способы. Проговаривают алгоритм.

Проговаривают правило.

Выполненное задание в паре

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: проверить применение правила и алгоритма записи.

Ценностное отношение (ЦО) к умению совместно воспринимать задание

Умение принимать задание.

Понимание предметного содержания задания.

. Самостоятельная работа Тест. - обведи парные согласные: Б, р, с, х, д
- обведи слова с парной согласной на конце: Кот, дом, рак, луг, нос:
- вставь букву: Ду.., зу.., моро.., арбу.., пиро.., су..

* Подчеркни слова, которые являются проверочными

Медведь, молоко, грибы, виноград, глаза, лебеди.

Самопроверка

Правила написания парных согласных на конце слов.

Мы работали в парах выполняли задание.

Дают словесную оценку и листы самооценки.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности 8 Рефлексия Цели: осознание нового знания и самооценка своей деятельности.


Наша сказка с добрым концом и колобок жив.

8. Итог урока.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок

Наше путешествие подошло к концу.

- Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.
-Вернёмся к целям нашего урока.
- С чем вы сегодня познакомились?
(С новым словарным словом, встретились с парными согласными, познакомились с новым способом проверки парных согласных в середине слова.)
- А какую роль играет тема сегодняшнего урока в вашей жизни? (ГРАМОТНО ПИСАТЬ, КРАСИВО ГОВОРИТЬ, ЗАБОТИТЬСЯ О ЗДОРОВЬЕ) - Покажите смайликом у кого хорошее настроение? Постарайтесь на перемене отдохнуть, чтобы на следующий урок пришли также с хорошим настроением.
- Никогда не забывайте правила спора.



12


© 2010-2022