Конспект урока русского языка 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Суффикс как часть слова». 2 класс. УМК « Начальная школа 21века»

Задачи урока: - познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов,

стоит за корнем; особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.

- развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности,

развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке;

- привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки,

воспитывать прилежание, активность.


Метапредметные:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Оборудование: - интерактивная доска, проектор,

- алгоритм разбора слов.



Сценарий урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

На урок вас приглашаю,

И удачи пожелаю.

Чтобы новое узнать,

Будем новое узнавать.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Каллиграфическая минутка

- Пропишите заглавную и строчную буквы «Ш,ш», обращая внимание на параллельность вертикальных линий и соразмерность элементов. (образец написания букв на доске)

- Повторим алгоритм каллиграфического письма (с подчёркиванием «лучшей» буквы).

Прописывают буквы в рабочей тетради (написав 4 буквы дети подчёркивают «лучшую» букву, затем прописывают буквы до конца строки, сравнивая их написание с «лучшей» буквой.

Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

-Как называют ребёнка, который посещает учебные занятия в школе? На доске слова «школа» и «школьник». - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

-Назовите 2 различия между этими словами.

- Выделим известные нам части слов в обоих словах?

- Какие возникли затруднения?

Школьник. (Записывают в тетрадь слова «школа» и «школьник»). - Они однокоренные, т.к. у слов «школа» и «школьник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение. - Различия в составе и оттенке значения.

- Выделяем одинаковый корень этих слов (школ-) и окончания (школа - а школьник -  (нулевое). Работают в парах, обсуждают затруднения - в слове «школьник» есть часть слова (-ник-), которую мы никак не обозначили.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества

IV. Выявление причины затруднения и постановка

цели деятельности.

-Почему вы её никак не обозначили? - Сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения.

- Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

V. Построение проекта выхода из затруднения. Изучение нового материала.

Работа с учебником.

Работа с упражнением 1 на станице 107.

-Прочитайте пары слов. Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. - Где она находится?

-Так какую же тайну языка мы сегодня откроем?

- На странице 108, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Подчеркните название новой для нас части слова. Прочитайте его орфографически, запишите в тетрадь. - Выделите роль суффикса в слове.

- Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов.

- Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разногласия.

- В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова? - Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?

Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-)

- Она находится между корнем и суффиксом. - Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова

Самостоятельное чтение.

Подчёркивание нового термина «суффикс». Чтение его названия вслух орфографически, запись слова «суффикс» в тетрадь. Выделяют основную роль суффикса - образование новых слов. Фронтально письменно в раб. тетради, первые 2 ряда слов с подробным комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разногласий.

- Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование; логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

VI. Первичное закрепление.

Проверка усвоения знаний о значении суффиксов:

- Какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва? - Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму?

- У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-..

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VII. Введение нового материала в систему знаний. Групповая работа - создания алгоритма нахождения суффикса.

- Разделитесь на группы (по 4 человека). На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов. - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 111.

Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.

Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

VIII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Работа с упражнением 3 на странице 109. - Вставьте слова, выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске). Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс. - Какие были затруднения?

- Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-;

-От какого слова образовано слово «собачка»?

На ваших партах лежат конверты со словами, поработайте в парах, составьте предложение из данных слов. - - Какое предложение у вас получилось?

Самостоятельная работа.

Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. - Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства. - От слова «собака» с помощью суффикса -к- .

- Собака играет с котом.


Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству

IX. Словарная работа.

Работа в парах.

- Из другого конверта возьмите суффиксы, подумайте, какой из них поможет образовать родственное слову «кот» слово.

- В какое место в слове мы можем добавить этот суффикс?

-Образуйте новое слово. Какое предложение у вас теперь получилось?

-Запишите это предложение в тетрадь. Выделите в слове «котёнком» известные вам части слова. В слове «собака» подчеркнём «опасное» место, постараемся выучить написание этого слова.

Суффикс -ёнок- поможет образовать слово котёнок

- Между корнем и окончанием. Между корнем кот- и окончанием -ом.

- Собака играет с котёнком.

Работают самостоятельно в тетради. «Собака» - безударная непроверяемая гласная в корне.

Личностные: применять правила делового сотрудничества. Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

X. Рекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера.

- Рассмотрите в учебнике упр. 4 и упр.5. В этих упражнениях похожее задание, вам предлагают найти суффиксы с некоторых словах. Как вы считаете, какое из этих упражнений более сложное?

- Запишите в дневник д.з.

Рассматривают упражнения, изучают задание. - в упр. 4 слова, которые нужно выписать - выделены жирным шрифтом; в упр. 5 нужно самим найти слова с необходимым суффиксом. Это выполнить сложнее. Упр. 5 отмечено в учебнике «гирей» - «трудное задание».

Регулятивные: контроль , коррекция;

Личностные: самоопределение.

XI. Рефлексия деятельности. Итог урока.

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Всё ли понятно?

- Что ещё хотелось бы узнать?

Анализ работы учащихся на уроке.

Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя.

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.



© 2010-2022