- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по литературному чтению: И. А. Крылов Басня «Квартет»
Разработка урока по литературному чтению: И. А. Крылов Басня «Квартет»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильющенко В.А. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока по литературному чтению
4 класс
программа «Школа России»
ГБОУ СОШ № 842
Учитель начальных классов
Ильющенко Валентина Алексеевна
Тема: И.А.Крылов Басня «Квартет». Цели и задачи урока: - в результате совместной деятельности создать условия для выявления особенности литературного жанра басня; -развивать культуру речи; -воспитывать любовь к чтению, привитие литературного вкуса; -расширять словарный запас учащихся; -расширять кругозор; -развивать выразительность чтения. 1.Орг.момент
2. Актуализация знаний
Проблемная ситуация: -включается мышление; -опираются на имеющиеся знания; -соответствует уровню детей и уровню знаний
3. Новая тема
4. Проверка дом.зад.
Коллективная работа, выборочное чтение
Новая тема (продолжение)
(анализ, синтез, обобщение знаний)
Работа со словарями
Работа в группах
Анализ басни
Словарная работа
Работа над выразительностью чтения
5. Итог
Рефлексия
6.Заключение.
7. Домашнее задание
Дифференцированный подход
-Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке литературного чтения я Вам предлагаю вспомнить известных нам авторов различных произведений, и познакомиться с новыми. (на партах лежат тексты) - приложение 1 - Я предлагаю Вам прочитать данные тексты и определить жанр каждого текста. (чтение вслух) - Итак, какой текст, к какому литературному жанру относится? 1.Басня в прозе. 2.Рассказ. 3.Басня в стихах. -Почему? - Как Вы думаете, какому автору принадлежит каждый из текстов, укажите номер произведения. 1. Басня Эзопа. -Что Вы знаете об Эзопе? -Какую басню 1 или 32 Вам было интереснее читать? (У Эзопа нет рифм - созвучий. А басня Крылова - стихотворная, мелодичная, звучная) - А какой текст Вам более знаком? -Кто автор? Сегодня на уроке мы с Вами вспомним кто такой И.А.Крылов, выясним что такое басня и разберем одну из них.
- И.А.Крылов Басня «Квартет»
- А что же такое басня? Давайте раскроем это понятие. БАСНЯ - это ____________________произведение (короткое) В жанре __________________ поэзии (сатирической) Где главные герои чаще всего_______________ (животные) Вывод дан в виде _____________ (морали) Автор высмеивает _____________(пороки)
- Прочитайте определение в учебнике, сравните. * СЛОВАРИ: Аллегория - перенос человеческих черт характера на образы животных. Басня Крылова «Стрекоза и Муравей». Стрекоза - эта аллегория легкомыслия, а Муравей - предусмотрительности. - А теперь, я предлагаю Вам прослушать басню; определите какие признаки басни Вы услышите? (ответы детей) -Интересно Вам было слушать басню? Разделитель на группы. - Прочитайте В группах (в полголоса) басню и найдите мораль. (озвучивание ответов) - Как Вы её понимаете? -Только ли музыкантам относится данная мораль?( ответы) - Когда в обыденной жизни мы можем использовать эту мораль? -Где происходят события? -Какая история описывается? - Кто герои басни? (на доске иллюстрации с изображениями героев басни: мартышка, осел, козел, медведь, соловей) - Расскажите о каждом из них - А кто главный герой в басне? -Почему именно соловья автор выбрал в судьи? -Над кем или над чем смеется автор? -Где ярко видна авторская насмешка?
!!! Важную художественную функцию выполняет в басне образ автора - рассказчика.
- А почему название басни «Квартет?» -Какими музыкальными инструментами пользовались наши герои? (иллюстрации) -Какие еще слова Вам незнакомы? -Что значит выражение «Пленить искусством своим»? -Найдите синонимы к слову «пленять» (завораживать, удивлять)
- Предлагаю прочитать басню, но так, чтобы передать характер героев. - Как можно это сделать? ( Обсуждение особенности речи героев, автора) *чтение по ролям (пока ребята обсудят, как они будут читать, кто желает прочитать басню целиком самостоятельно) - Итак, творчеством какого автора мы сегодня знакомились? - О каких особенностях басни мы говорили? -Если бы Вы были баснописцем, то о каких пороках человечества сочинили бы басню? Иван Андреевич Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. -Крылов учит мудрости жизни. - Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка -Творчество И.А.Крылова стало знаменитой вехой в развитии русской литературы 19 века.
-Я рекомендую Вам 4 варианта дом.зад. Оцените свои силы и выберите самостоятельно для себя задание. Рекомендовано домашнее задание:
- Выучить наизусть басню «Квартет» И.А.Крылова
- Групповое задание: инсценировать басню
- Сочинить басню
- Подобрать любую басню, чтобы совпадала мораль.
Приложение 1
- Лисица и Козел.
2 Каждый раз, Когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промокнувшей за окном золотой птицы.
3.Лебедь, Щука и Рак. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак и Щука и т.д. …) Паустовский, ….)Эзоп, ….) Крыл