Разработка урока по литературному чтению: И. А. Крылов Басня «Квартет»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по литературному чтению

4 класс

программа «Школа России»

ГБОУ СОШ № 842

Учитель начальных классов

Ильющенко Валентина Алексеевна



Тема: И.А.Крылов Басня «Квартет». Цели и задачи урока: - в результате совместной деятельности создать условия для выявления особенности литературного жанра басня; -развивать культуру речи; -воспитывать любовь к чтению, привитие литературного вкуса; -расширять словарный запас учащихся; -расширять кругозор; -развивать выразительность чтения. 1.Орг.момент





2. Актуализация знаний





Проблемная ситуация: -включается мышление; -опираются на имеющиеся знания; -соответствует уровню детей и уровню знаний













3. Новая тема











4. Проверка дом.зад.

Коллективная работа, выборочное чтение















Новая тема (продолжение)

(анализ, синтез, обобщение знаний)

Работа со словарями



Работа в группах

Анализ басни



Словарная работа



Работа над выразительностью чтения





5. Итог

Рефлексия

6.Заключение.



7. Домашнее задание

Дифференцированный подход


-Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке литературного чтения я Вам предлагаю вспомнить известных нам авторов различных произведений, и познакомиться с новыми. (на партах лежат тексты) - приложение 1 - Я предлагаю Вам прочитать данные тексты и определить жанр каждого текста. (чтение вслух) - Итак, какой текст, к какому литературному жанру относится? 1.Басня в прозе. 2.Рассказ. 3.Басня в стихах. -Почему? - Как Вы думаете, какому автору принадлежит каждый из текстов, укажите номер произведения. 1. Басня Эзопа. -Что Вы знаете об Эзопе? -Какую басню 1 или 32 Вам было интереснее читать? (У Эзопа нет рифм - созвучий. А басня Крылова - стихотворная, мелодичная, звучная) - А какой текст Вам более знаком? -Кто автор? Сегодня на уроке мы с Вами вспомним кто такой И.А.Крылов, выясним что такое басня и разберем одну из них.

И.А.Крылов Басня «Квартет»
- Что Вы знаете об авторе? (ответы детей) 1. Каковы были детство и первые шаги учения автора? 2. Где и чему он учился? Найдите в тексте 3. Какое значение в жизни Вани Крылова имел «заветный сундучок»? 4. Какую роль сыграл этот сундучок в жизни И.А.Крылова, найдите в тексте. ИТОГ: И.А.Крылов пьес написал всего 13; повести и даже роман. Когда И.А.Крылов начал писать басни, они принесли писателю громкую славу. И мы с Вами больше знаем Крылова - как баснописца. Собрание басен Крылова Гоголь назвал «книгой мудрости народа».

- А что же такое басня? Давайте раскроем это понятие. БАСНЯ - это ____________________произведение (короткое) В жанре __________________ поэзии (сатирической) Где главные герои чаще всего_______________ (животные) Вывод дан в виде _____________ (морали) Автор высмеивает _____________(пороки)

- Прочитайте определение в учебнике, сравните. * СЛОВАРИ: Аллегория - перенос человеческих черт характера на образы животных. Басня Крылова «Стрекоза и Муравей». Стрекоза - эта аллегория легкомыслия, а Муравей - предусмотрительности. - А теперь, я предлагаю Вам прослушать басню; определите какие признаки басни Вы услышите? (ответы детей) -Интересно Вам было слушать басню? Разделитель на группы. - Прочитайте В группах (в полголоса) басню и найдите мораль. (озвучивание ответов) - Как Вы её понимаете? -Только ли музыкантам относится данная мораль?( ответы) - Когда в обыденной жизни мы можем использовать эту мораль? -Где происходят события? -Какая история описывается? - Кто герои басни? (на доске иллюстрации с изображениями героев басни: мартышка, осел, козел, медведь, соловей) - Расскажите о каждом из них - А кто главный герой в басне? -Почему именно соловья автор выбрал в судьи? -Над кем или над чем смеется автор? -Где ярко видна авторская насмешка?

!!! Важную художественную функцию выполняет в басне образ автора - рассказчика.

- А почему название басни «Квартет?» -Какими музыкальными инструментами пользовались наши герои? (иллюстрации) -Какие еще слова Вам незнакомы? -Что значит выражение «Пленить искусством своим»? -Найдите синонимы к слову «пленять» (завораживать, удивлять)

- Предлагаю прочитать басню, но так, чтобы передать характер героев. - Как можно это сделать? ( Обсуждение особенности речи героев, автора) *чтение по ролям (пока ребята обсудят, как они будут читать, кто желает прочитать басню целиком самостоятельно) - Итак, творчеством какого автора мы сегодня знакомились? - О каких особенностях басни мы говорили? -Если бы Вы были баснописцем, то о каких пороках человечества сочинили бы басню? Иван Андреевич Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. -Крылов учит мудрости жизни. - Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка -Творчество И.А.Крылова стало знаменитой вехой в развитии русской литературы 19 века.

-Я рекомендую Вам 4 варианта дом.зад. Оцените свои силы и выберите самостоятельно для себя задание. Рекомендовано домашнее задание:
  1. Выучить наизусть басню «Квартет» И.А.Крылова
  2. Групповое задание: инсценировать басню
  3. Сочинить басню
  4. Подобрать любую басню, чтобы совпадала мораль.
















Приложение 1

  1. Лисица и Козел.
Однажды Лисица упала в колодец и сидела там, потому что не могла выбраться. Козел захотел пить, подошел к тому колодцу и заметил Лисицу. Он поинтересовался, хороша ли вода. Обрадованная Лиса стала расхваливать воду и звать Козла вниз. Спрыгнул Козел, утолил жажду и спохватился: как выбраться из колодца!? Лисица предложила ему: «Ты обопрись передними ногами о стену и наклони рога, а я взбегу по твоей спине и вытащу тебя». Козел с готовностью принял это предложение. Лисица вскочила на него, взбежала по спине, оперлась о рога и оказалась возле самого края колодца. Вылезла она и пошла прочь. Козел стал бранить ее за то, что она нарушила уговор. А Лисица обернулась и заявила: «Эх, ты! Было бы у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, ты бы, прежде чем войти, подумал, как выйти».

2 Каждый раз, Когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промокнувшей за окном золотой птицы.

3.Лебедь, Щука и Рак. Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак и Щука и т.д. …) Паустовский, ….)Эзоп, ….) Крыл

© 2010-2022