Конспект по обучению грамоте Как хорошо уметь читать Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ерещенко Лариса Валентиновна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 21

Технологическая карта

урока обучения грамоте по учебнику «Азбука» Горецкого В.Г., УМК «Школа России»

Тема урока: Как хорошо уметь читать. Создание классной библиотеки.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний с элементами проектной деятельности.

Цель: формирование интереса к чтению, создание классной библиотеки.

Задачи:

  • формировать стремление как можно лучше освоить навыки чтения, стать активным читателем;

  • прививать любознательность, стремление к познанию и созиданию нового;

  • прививать интерес к урокам чтения, воспитывать стремление совершать добрые поступки.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Проявлять интерес к чтению различных книг

  • Принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям.

  • Различать произведения по жанру (сказка, стихотворение)

  • Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов

Метапредметные:

Регулятивные:

    • Осмыслять цели изучения темы.

    • Сохранять учебную задачу урока

  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока

  • Контролировать выполненные задания

  • Оценивать результаты собственных учебных действий.

Познавательные:

  • Проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям и инсценировании.

  • Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.

  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через словари.

Коммуникативные:

  • Уметь продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

  • Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя.

Личностные:

  • Проявлять живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.

  • Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку обучения грамоте (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику, проявлять высокий уровень учебной мотивации

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение (особенности жанра «сказка, стихотворение»).

Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения, знание и использование алфавита).

Информатика (тема: «Словарь»).

ИЗО (иллюстрирование произведения).

Технология (работа с бумагой, аппликация).

Парная работа.

Фронтальная работа.

Представление творческой работы (инсценирование).

Элементы проектной деятельности.

Работа со словарем.

Учебник.

Иллюстрации персонажей сказок (детские рисунки).

ИКТ (презентация).

Толковый словарь Ожегова.

Книги.

Книгоразделители.


Технология проведения

(этапы урока)

Содержание урока

Деятельность

учащихся

УУД

Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Прозвенел звонок веселый.

Вы учиться все готовы?

Проверь, дружок,

готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке: ручки, учебник и тетрадки?

- Мы урок наш начинаем и загадку отгадаем.

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей,

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут? ( Буратино.)

- Сегодня Буратино пришёл к вам в гости, чтобы увидеть какими вы стали учениками, чему научились, что нового узнали. И, конечно, поучиться вместе с вами.

Самоконтроль готовности. Дети обращают внимание на свои рабочие места.

Эмоционально настраиваются на урок.

Отгадывают загадку.

Самоопределение: что знаю, что умею, чего еще не знаю.

Предметные:

  • Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов.

Метапредметные:

Коммуникативные:

  • Слушать партнёра по общению, включаться в диалог с учителем.

Регулятивные:

  • Контролировать и оценивать свои действия.

Личностные:

  • Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, проявлять высокий уровень учебной мотивации.

Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Целеполагание.

- Скажите, какую книгу купил Папа Карло для Буратино? (Азбуку)

- А как называется ваш первый учебник? (Азбука)

- За что вы полюбили эту книгу?

- Чему вас научила "Азбука"?

- Согласны ли вы с утверждением, что уметь читать это хорошо? Почему?

- Давайте попробуем найти вместе с вами ответ на этот вопрос. В конце урока я снова спрошу вас об этом. И мы проверим, изменится ли ваше мнение.

Отвечают на вопрос учителя.

Участвуют в коллективной дискуссии.

Думают, анализируют, высказывают предположения, делают выводы.

Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.

Предметные:

  • Проявлять интерес к чтению.

  • Принимать участие в коллективных беседах по прочитанным произведениям.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу урока.

Познавательные:

  • Строить рассуждение по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.

Коммуникативные:

  • Уметь слушать партнёра по общению, включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя.

Личностные:

  • Отвечать на вопросы учителя, принимать активное участие в беседах и дискуссиях.

Организация познавательной деятельности. Обобщение и систематизация знаний.

- У Буратино есть любимое стихотворение. Это стихотворение называется «Читалочка». Написал его Валентин Берестов. Послушайте.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу!"
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.

- Понравилось ли Вам стихотворение?

- Кому из вас оно знакомо?

- Кто знает его наизусть? Расскажите.

- С каким настроением нужно читать это стихотворение? (Гордо, торжественно, важно.)

- Прочитайте стихотворение в парах в виде диалога двух детей. Распределите роли.

Чтение стихотворения учащимися.

Оцените чтение ваших одноклассников с помощью «Светофора».

Оцените работу вашей пары.

- Чем гордится герой стихотворения? ( Тем, что он умеет читать.)

- Почему автор считает, что уметь читать - это хорошо? (Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и прочитать.)

- Есть ли в этом диалоге противоречие, спор? (Нет)

- А что здесь есть? (Подтверждение того, что хорошо уметь читать.)

Учащиеся эмоционально готовятся к прослушиванию текста.

Слушают чтение стихотворения учителем.


Чтение наизусть по желанию.

Выбирают интонацию чтения.

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Читают стихотворение, соблюдая в речи приемы выразительного чтения.

Анализируют степень выразительности чтения. Дают в устной форме оценку.

Анализируют работу в группе.

Строят монологическое высказывание.

Выделяют существенную информацию из текста стихотворения.

Понимают и воспринимают на слух ответы учащихся.

Предметные:

  • Проявлять интерес к чтению

  • Принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям.

  • Умение выделять ключевые слова текста.

  • Умение находить фрагменты текста .

Метапредметные:

Регулятивные:

    • Сохранять учебную задачу урока.

  • Контролировать выполненные задания.

  • Оценивать результаты учебных действий.

  • Умение контролировать способ чтения других учеников;

  • Умение находить ошибки и неточности в процессе чтения;

  • Умение исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения.

Познавательные:

  • Проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям

  • Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.

Коммуникативные:

  • Уметь продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

  • Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться под руководством учителя.

Физ. минутка

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он - ключик золотой

Повторяют текст физ.минутки и выполняют движения вместе с учителем.

Личностные:

  • Выполнять действия, направленные на сохранение здоровья.

Организация познавательной деятельности. Обобщение и систематизация знаний.

- Любите ли вы сказки?

- Какие сказки знаете?

- Для чего мы читаем сказки?

- Есть ли сказка, которую вы можете сами показать? (Работа в группах.)

- Чье выступление вам понравилось? Почему?

- Рассмотрите иллюстрации в «Азбуке» и назовите, кто здесь изображён? (Лиса Патрикеевна, волк, Кот в сапогах, Емеля, Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, заяц.)

- В каких сказках вы можете их встретить?

-Кто рисует иллюстрации к книгам? (Художники-иллюстраторы)

- Откройте словарь (работа группы). Прочитайте значение слов художник, иллюстратор.

- Знаменитый русский художник Юрий Васнецов нарисовал много иллюстраций к русским народным сказкам.

- Рассмотрите иллюстрации. ( презентация ИКТ.) Назовите сказки.

- Хотите ли вы узнать, кто ещё из художников рисовал иллюстрации к сказкам?

- Где вы можете это узнать? (из книг)

- Значит, читать книги - это полезно?

Осуществляют актуализацию знаний. Отвечают на вопрос учителя. Высказывают предположения. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Инсценируют сказки. Дают в устной форме оценку. Рассматривают иллюстрацию в учебнике. Называют сказочных героев.

Вспоминают название сказок.

Высказывают предположения. Отвечают на вопрос учителя.

Работают в парах со словарём. Поиск и представление необходимой информации.

Соотносят личный опыт с изучаемым материалом.

Рассматривают иллюстрации. Соотносят личный опыт с изучаемым материалом.

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопрос.

Предметные:

  • Проявлять интерес к чтению различных книг.

  • Принимать участие в коллективных беседах.

  • Различать произведения по жанру (сказка)

  • Поиск и выделение необходимой информации

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Сохранять учебную задачу урока.

  • Планируовать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Контролировать выполненные задания.

  • Оценивать результаты учебных действий.

  • Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.

Познавательные:

  • Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.

  • Находить нужную информацию через словари.

Коммуникативные:

  • Слушать партнёра по общению, включаться в диалог с учителем и сверстниками, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться под руководством учителя.

  • Развивать навыки сотрудничества, умения не создавать конфликтов

Личностные:

  • Проявлять живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя, принимать активное участие в беседах и дискуссиях.

Постановка учебно-практической задачи.

- Где хранятся книги? (В библиотеке.)

- Что такое библиотека?

-Откройте словарь. ( Работа в парах) Найдите и прочитайте значение этого слова.

- Буратино интересуется, есть ли в нашем классе библиотека?

- Хотите ли бы вы, чтоб у нас была своя библиотека?

- Как вы думаете, для чего она нужна?

- Попробуйте определить учебную задачу нашего урока.

- Проект мы будем создавать «Как хорошо уметь читать!»

- На нашем уроке присутствует школьный библиотекарь Вера Сергеевна. Она нам поможет начать создавать классную библиотеку.

Отвечают на вопрос.

Работают в паре со словарём.

Высказывают предположения.

Актуализируют личный опыт.

Под руководством учителя определяют учебную задачу.

Отвечают на вопрос учителя.

Предметные:

  • Проявлять интерес к чтению различных книг.

  • Принимать участие в коллективных беседах.

  • Поиск и выделение необходимой информации

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Осмыслять цели изучения темы.

  • Сохранять учебную задачу урока.

Познавательные:

  • Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.

Коммуникативные:

  • Уметь продуктивно взаимодействовать со сверстниками ,включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться под руководством учителя.

Личностные:

  • Проявлять живой интерес к урокам чтения, принимать участие в проектной деятельности.

Решение учебно-практической задачи.

- Покажите, какие книги вы принесли из дома в подарок для классной библиотеки.

- Как нам поставить книги?

- Послушаем совет библиотекаря.

(В библиотеке принято расставлять книги в алфавитном порядке. Это необходимо для того, чтобы быстро найти ту книгу, которую ищешь).

- Кто из вас знает, что такое алфавит?

- Откройте словарь (работа в парах). Найдите и прочитайте значение этого слова.

- Сколько букв в алфавите?

- Кто может рассказать алфавит?

- Послушайте стихотворение С. Я. Маршака.

- О чём вы можете прочитать в книгах?

- Какие края откроет вам азбука от А до Я?

- В каких путешествиях можно побывать, читая книжки?

-Почему буквы сравниваются с « волшебными ключами»? (Буквы, как ключи, помогают нам открывать новые знания. Из букв составляют слова, читают, и узнают новое.)

- Как вы понимаете выражение: «В дорогу взять не позабудь ключей волшебных связку»?

- С каким настроением вы бы прочитали это стихотворение?

- Кто хочет прочитать всё стихотворение, передавая своё настроение?

Продолжите пословицу « Кто много читает - тот……. (много знает)».

Объясните её смысл.

Презентация любимых книг.

Высказывают свои предположения.

Слушают рассказ библиотекаря.

Работают в паре со словарём.

Поиск и представление необходимой информации.

Называют алфавит.

Слушают чтение учителя.

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают своё мнение на основе информации текста.

Объясняют смысл выражения.

Рассуждают о выборе интонации чтения.

Выразительное чтение стихотворения по желанию.

Объясняют смысл пословицы. Строят монологические высказывания.

Предметные:

  • Проявлять интерес к чтению различных книг.

  • Принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям.

  • Различать произведения по жанру (сказка, стихотворение).

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Сохранять учебную задачу урока.

Познавательные:

  • Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.

  • Находить нужную информацию через словари.

Коммуникативные:

  • Уметь продуктивно взаимодействовать со сверстниками.

Личностные:

  • Проявлять живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя, учебника.

Физминутка

Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой -
Ведь у киски мех такой!

Повторяют текст физминутки и выполняют движения за учителем.

Личностные:

  • Выполнять действия, направленные на сохранение здоровья.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

- На уроке технологии мы сделали разграничители для книг по буквам алфавита, расположили их по порядку. Как вы их оцениваете?

- Теперь мы должны расставить наши книги.

- Попросим школьного библиотекаря помочь нам расставить книги в алфавитном порядке.

- Смотрите, что у нас получилось! Сейчас в нашей классной библиотечке всего 40 книг, но пополняя её своими книгами, она станет богаче и интересней.

- Что еще нужно сделать?

Библиотекарь:

- Нужно составить картотеку, выбрать библиотекаря и оформить формуляры.

Рассматривают предложенные образцы табличек.

Оценивают коллективный результат работы на уроке.

Вырабатывают общее правило.

Выполняют практическую работу под руководством библиотекаря.

Оценивают коллективный результат работы на уроке.

Под руководством библиотекаря прогнозируют, планируют дальнейшую работу.

Метапредметные:

Регулятивные:

    • Осмыслять цели изучения темы.

    • Сохранять учебную задачу урока.

  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока

  • Контролировать выполненные задания.

  • Оценивать результаты собственных учебных действий.

Познавательные:

  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми.

Коммуникативные:

  • Уметь продуктивно взаимодействовать со сверстниками. включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться под руководством учителя.

Личностные:

  • Принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.

Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Как вы сейчас ответите на вопрос: «Уметь читать - это хорошо?»

- Как бы вы думаете, сколько человеку надо читать, чтобы быть грамотным, умным, современным?

- Вот и мы не будем терять времени и будем больше читать не только дома, но и в классе с помощью книг в классной библиотеке.

- Оцените свою работу на уроке с помощью светофора.

Красный - я доволен своей работой,

зелёный - я старался быть активным,

жёлтый - мне было неинтересно.

- Вам понравилось собирать классную библиотеку? Какая у нас получилась библиотека? Хотите ли вы продолжить эту работу?

- Благодаря вашей совместной, дружной, активной работе на уроке нам всем было интересно.

- Мы смогли осуществить проект создания классной библиотеки «Как хорошо уметь читать».

- Вы приобрели новые знания. Спасибо за работу на уроке. Приятного вам чтения дома и в школе.

- В заключение нашего урока Буратино обращается к вам с таким пожеланием.

Я сегодня рад, дорогие дети.

Стало больше грамотных на свете!
Трудно было вам в начале,

Вы полгода буквы изучали!
Но теперь вам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!
Ничего на свете лучше нету,

Чем прочесть журнал или газету.

Пусть книги друзьями заходят к вам в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Делают вывод по теме урока.

Высказывают мнение, доказывают свою правоту.

Анализируют работу на уроке и своё психологическое состояние. Оценивают личный результат работы на уроке.

Определяют личностный смыл изучения темы урока

Оценка результатов работы учителем.

Предметные:

  • Проявлять интерес к чтению различных книг .

  • Принимать участие в коллективных беседах.

Метапредметные:

Регулятивные:

    • Осмыслять цели изучения темы.

    • Сохранять учебную задачу урока

  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока.

  • Контролировать выполненные задания.

  • Оценивать результаты собственных учебных действий.

Познавательные:

  • Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.

  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми.

Коммуникативные:

  • Уметь продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник.

  • Включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, в стремлении высказываться под руководством учителя.

Личностные:

  • Осознавать суть новой социальной роли ученика, высокий уровень учебной мотивации.

  • Проявлять живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя, принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.

Домашнее задание

Дифференцированное задание (по группам, учитывая уровень способностей и мотивации)

1. Нарисовать иллюстрации к любимым сказкам.

2. Выучить наизусть одно из стихотворений из учебника.

3. Вместе с родителями составить памятку «Правила обращения с книгой».

Выбирают задание по желанию и по интересам..

Предметные:

  • Проявлять интерес к чтению различных книг

Метапредметные:

  • Читать наизусть стихотворения.

  • Выполнять рисунки по своему замыслу.

Регулятивные:

  • Составлять памятки.

Познавательные:

  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, книгами, Интернет.

Коммуникативные:

  • Уметь продуктивно взаимодействовать со взрослыми.

Личностные:

  • Осознавать суть новой социальной роли ученика, высокий уровень учебной мотивации.

  • Проявлять живой интерес к урокам чтения, принимать активное участие в творческой и проектной деятельности.

2


© 2010-2022