ТЕМА УРОКА: мягкий знак-показатель мягкости согласных

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: мягкий знак-показатель мягкости согласных

Цель: формировать умение обозначать мягкость согласных мягким знаком.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

  • Прочитайте слова так, как вы разделили их для переноса.

  • Какие слова нельзя разделить для переноса? Докажите.(В слове год один слог, в слове язык первый слог состоит из одной буквы.)

  • Какие правила нужно знать, чтобы правильно переносить слова?

3.Актуализация знаний

Словарный диктант

До свидания, горох, земляника, чёрный, Красная площадь, коллектив.(Взаимопроверка.)

4.Самоопределение к деятельности

-Отгадайте загадки.

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель)


Развернули дети

Голубые сети,

Но за партой,

А не в речке,

Не на рыб,

А на словечки. (Тетрадь.)


Пятёрка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором (Пальцы.)


  • Что общего в словах-отгадках? (Во всех словах есть мягкий знак.)

  • Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах? (Указывает на мягкость предшествующего согласного.)

  • Сформулируйте тему урока.


5. Работа по теме урока

1.Наблюдение над ролью мягкого знака

-Прочитайте слова.

Мел, уголь, кров, мель, угол, кровь.

-Разделите их на две группы и запишите в два столбика.

(1) Мел, кров, угол; (2)мель, кровь, уголь.

-Чем похожи эти пары слов?

-Чем отличаются?

-Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах? (Указывает на мягкость согласного.)

-Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах? Указывает на мягкость согласного)

-Напишите еще по два слова в каждый столбик.

Мягкий знак, мягкий знак -

Без нег нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками - угольки,

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.


День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить.

Ты скажи, в каких словах

Не напишешь мягкий знак.

2.Работа по учебнику

Упр.48 (с.24).

-Прочитайте слова. Произнесите звуки на конце каждого слова. Что вы можете сказать? (Это твердые согласные звуки.)

-Выполните задание.

-Прочитайте слова, которые записали.

-Как вы обозначили мягкость согласного звука на конце слов? (Мягким знаком.)

Упр.49 (с.24).

- Прочитайте слова. Что они обозначают? (Названия месяцев.)

-Отгадайте загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года.)

-Прочитайте названия зимних месяцев. (Декабрь, январь, февраль.)

-А теперь весенних. (Март, апрель, май.)

-Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август.)

-Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

-Выполните задания.

(Проверка.)

-Прочитайте ниже сведения о языке.

-Как обозначается мягкость согласного на конце слова? (Мягким знаком.)

-Приведите примеры.

6.Физкультминутка

7.Закрепление изученного материала

1.Работа по учебнику

Упр.50 (с.25).

(Самостоятельное выполнение.)

Варианты слов:

  1. Конь, осень, голубь, тетрадь, портфель, спектакль.

  2. Коньки, пальма, деньки, пеньки, мальчик, окуньки.

-Почему в этих словах пишется мягкий знак? (Он обозначает мягкость предшествующего согласного звука.)

2.Игра «Хоккей»

(По краям доски, справа и слева, хоккейные ворота. Перед каждыми воротами шайба. На левой шайбе написано: «Мягкий знак на конце слова», на правой: «Мягкий знак в середине слова». Класс делится на две команды: левую и правую. Задачи игроков - забросить как можно больше шайб в ворота противника , т.е.написать слова с мягким знаком на конце или в середине слова. Желающие по цепочке выходят и записывают слова на доске. На игру отводится 3-5 мин, после чего судьи проверяют правильность и объявляют победителя.)

8.Рефлексия

-Как обозначается мягкость согласного звука?

-Оцените свою работу на уроке.

9.Подведение итогов урока

-Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание

Упр.51 (с.25).

ТЕМА УРОКА: К.Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста

ЦЕЛИ: познакомить с произведением К.Паустовского «Барсучий нос»; учить работать с текстом, искать, находить, перерабатывать информацию в соответствии с заданием; объяснять значение слов при помощи разных видов словарей; учить работать в паре, группе.


Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки, магнитная азбука.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка домашнего задания

-Расскажите о том, какие научно-познавательные и художественные книги о природе вы нашли в домашней библиотеке. Представьте одну из них по заданному плану.

3.Речевая разминка

  • Отгадайте загадку.

Там где сосен сильный запах,

В чаще леса в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Провожу зиму во сне. (Барсук.)

  • Прочитайте загадку медленно.

  • Какие слова и выражения помогли вам отгадать ее?

  • Начните читать медленно и ускоряйте темп.

  • Прочитайте с раздражением (весело; с удивлением; с сожалением; с восхищением).

  • Прочитайте выразительно.

4.Постановка целей урока

-Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением из раздела «Люби живое». Прочитайте на с.98 учебника его название. Как вы думаете ,о чем мог рассказать в нем Константин Паустовский?

-Чему мы будем учиться на уроке?

5.Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

С.98-101

-Прочитаем произведение. Проверим ваши предположения.

-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

-От чьего имени ведется повествование?

-Кем является рассказчик - повествователем или участником событий? (Рассказчик - участник событий, один из героев произведения.)

2.Словарная работа

ДЁГОТЬ -темный, смолянистый жидкий продукт.

ВЕРЕСК- вечнозеленый кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растет в сосновых лесах, на торфяных болотах.

ЧЁЛН- выдолбленная из дерева лодка.

ПУД- старинная единица массы, равная 16 кг.

6.Физкультминутка

7.Продолжение работы по теме урока

-Прочитайте первую часть рассказа.

-Какие приемы использует писатель в этой части? (Автор использует приемы сравнения и олицетворения.)

-Что с чем сравнивает Паустовский? (Воду с дегтем, разноцветных окуней со сказочными японскими петухами, глаза ершей с маленькими лунами, зубы щуки с иглами.)

-Почему плотва названа оловянной? (Плотва и олово холодного серебристого цвета.)

-Приведите пример олицетворения. (Звезды шевелились и дрожали.)

-Как вы понимаете выражение «шевелились и дрожали низкие звезды»?(Наверное, шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звезды , или так казалось от движения воздуха.)

-Прочитайте новую часть рассказа.

-Почему мальчику автор уделил много внимания? (Мальчик был наблюдательным: первым заметил барсука, увидел, как зверек лечит нос.)

-Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, все замечал и умел рассказать об увиденном.

-Прочитайте третью часть рассказа.

-Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию?

-Охарактеризуйте барсука.

-Прочтите, как барсук лечил свой нос.

- Как повели себя другие жители леса, когда барсук взвизгнул от боли?

8.Рефлексия

(См.урок 6.)

9.Подведение итогов урока

-Если бы автор не пошел за мальчиком и ограничился бы тем, что выслушал его, поверил бы он в этот невероятный случай?

-Кто из вас хотел бы быть таким же наблюдательным, как мальчик?

- Какова основная мысль рассказа?


Домашнее задание

Нарисовать иллюстрации и принести фотографии, подходящие к произведению. Подготовить рассказ от имени мальчика.


ТЕМА УРОКА: таблица умножения и деления с числом 5

ЦЕЛИ: составить таблицу умножения и деления с числом 5 и работать над ее запоминанием; закреплять знание таблицы умножения и деления с числами 2,3,4; развивать умение работать самостоятельно и в парах.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

1.Индивидуальная работа

(Два ученика работают у доски)

-Укажи порядок действий и вычисли значения выражений.

6*4-3*5

36:4+3*7

4*8-(33-28)

18:9*6:3

20:(14:7)+32

24:(15-7)+59

2. Устный счет

-Увеличьте сумму чисел 35 и 15 в 2 раза.(100.)

-На сколько 38 больше, чем 19? (На 19.)

-Произведение чисел 8 и 4 увеличьте на 28. (60.)

-Частное чисел 28 и 4 умножьте на 3. (21.)

-Какое число меньше 36 в 9 раз? (4.)

-Из суммы чисел 25 и 38 вычтите 5. (58.)

-Разделите частное числе 20 и 2 на 5. (2.)

Проверка.

3.Самоопределение к деятельности

-Вычислите

2*5

3*5

4*5

5*2

5*3

5*4

-Что помогло вам быстро выполнить вычисления? (Знание таблицы умножения .)

- Каким правилом вы воспользовались? (От перестановки множителей произведение не меняется.)

-Какой пример будет следующим (5*5.)

-Что нужно знать, чтобы быстро вычислить ответ в этом примере? (Таблицу умножения с числом 5.)

-Сформулируйте тему урока.

4.Работа по теме урока

Работа по учебнику

-На с. 40 посмотрите на первый столбик таблицы.

-Как вычислили значение произведения 5*5?(5+5+5+5+5 или 20+5.)

-На сколько больше будет каждое следующее произведение ?(На 5.)

-Запишите таблицу умножения на 5 в тетерадь.

(Проверка.)

-Каким правилом вы воспользовались? (От перестановки множителей произведение не меняется.)

-Посмотрите на значения произведений. Что интересного вы заметили?(Все ответы заканчиваются на 0 или на 5.)

-Какие примеры на деление можно составить из произведения 5*5? (25:5=5.)

-Самостоятельно составьте таблицу деления на 5.

(Проверка.)

№1 (с.40.)

(Самостоятельное выполнение. Проверка.Учащиеся хором называют числа: 5,10,15,20; 4,8,12,16,20.)

№3 (с.40.)

-Прочитайте задачу.

-Сколько метров ткани было? (24 м.)

-Вся ли ткань пошла на пальто? (Нет,10 м отрезали на костюмы.)

-Сколько метров ткани израсходовали на пальто? (24 м -10 м .)

-Сколько действий в решении задач ? (2.)

-Что вы узнаете в первом действии ? (Общий расход ткани.)

-Что вы узнаете во втором действии? (Расход ткани на одно пальто.)

-Запишите решение и ответ.

(Проверка.)

5.Физкульминутка

6.Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№4 (с.40.)

Самостоятельно. Проверка.

№5 (с.40.)

Самостоятельно. Проверка.

-Заполните магический квадрат на полях.

(Проверка.)

7.Рефлексия

-Оцените свою работу на уроке.

8.Подведение итогов урока

-Чему вы научились на уроке?

Домашнее задание

№2,6 (с.40.).







© 2010-2022