- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения Рукавичка
Урок литературного чтения Рукавичка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Солдатова С.В. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс
Автор: Солдатова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 11,г. Ковров, Владимирская область.
Описание материала: Предлагаю конспект урока по литературному чтению в 1 классе по программе «Школа России». Данный материал будет полезен как учителям начальных классов, так и воспитателям детских садов.
Урок построен по ФГОС. Это конспект урока, направленного на развитие познавательных процессов: внимание, аналитическое и творческое мышление, памяти, речи, урок с элементами ТРИЗ.
Конспект урока в 1 классе по литературному чтению «Рукавичка».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели:
Метапредметные:
формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
формирование навыка чтения;
формирование умения самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;
формирование умения формулирования собственного мнения и
развитие процессов мышления, памяти, внимания.
Личностные: воспитание самостоятельности, чувства ответственности.
Предметные:
формирование представлений об особенности жанра сказки;
формирование представлений учащихся о народной сказке;
формирование умений характеризовать сказочный персонаж;
формирование умения соотносить главную мысль сказки и пословицу.
Оборудование: учебник для 1 класса «Литературное чтение», иллюстрации для отгадывания сказки, картинки животных сказки, пословицы, художественная книга «Рукавичка».
Раздаточный материал: лепесток из бумаги, похожий на пламя свечи.
Ход урока.
1. Организационный момент.
О чѐм-то скрипит половинка,
И спицам опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
-Любишь ли ты читать сказки? Сказки читать интересно. В них происходят чудеса и приключения.
Когда ты был маленьким, мама или бабушка, укладывая тебя спать, рассказывали сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушка и бабушка, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Сказки появились давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой пересказывал, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Так сказки становились народными. Имя автора не запоминалось.
-Вот и сегодня мы отправляемся в сказку. Угадай, как она называется?
Название этой сказки вы прочтете по первым буквам изображенных предметов.
Ответ: рукавичка.
- Итак, сегодня мы будем слушать и читать украинскую народную сказку «Рукавичка».
Прослушайте внимательно эту сказку. ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
- понравилась ли вам сказка?
- назовите героев сказки
А сейчас мы будем читать эту сказку, но сначала проведем речевую разминку.
Речевая разминка.
1). Упражнение на дыхание "Укололи пальчик".
- Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот).
2). "Застёгивание и расстёгивание молнии".
- Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до "пяти" (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
3). "Большие пуговицы и маленькие пуговки".
- Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой "трубочкой" (маленькая пуговка).
4). Гимнастика для глаз "Пуговица".
- Дети берут в правую руку "пуговицу" и следят за ней глазами:
- влево - вправо;
- вверх - вниз;
- далеко - близко.
2. Подготовка к чтению сказки «Рукавичка».
- Назовите действующих лиц сказки.
- Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.
об-ро-нил - обронил
по-пры-гуш-ка - попрыгушка
по-скре-буш-ка - поскребушка
по-бе-гай-ка - побегайка
бре-дет - бредет
не по-вер-нуть-ся [ца] - не повернуться
ра-зо-рве-тся [ца] - разорвется
по-ше-ве-ли-ва-ет-ся [ца] - пошевеливается
- в сказке встретились слова, значения которых я совсем не поняла.
Объясните значение слов:
Бредет - идет медленно, с трудом.
Врассыпную - в разные стороны.
Обронил - уронил
V. ЧТЕНИЕ СКАЗКИ ВСЛУХ
- Кто обронил рукавичку?
- Кто первым стал жить в рукавичке?
- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
- Назовите героев сказки «Рукавичка»
А сейчас мы с вами поиграем «Покажи героя сказки».
- - Я буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить с помощью движений. Доскажи второе имя.
- На какие особенности указывают вторые части имен?
Мышка поскребушка
Лисичка сестричка
Кабан клыкан
Волчок серый бочок
Лягушка попрыгушка
Медведюшка батюшка
Зайчик побегайчик
2. Самостоятельное чтение сказки.
Найдите неверные ответы. Ответьте правильно.
• «Рукавичка» - русская народная сказка? (Украинская.)
•Шѐл дед с собачкой полем? (Лесом.)
• Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Мышка-поскребушка.)
• С мышкой и лягушкой поселился в «домике»… (Зайчик)
• После волка там спрятался медведь? (Кабан)
• Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Чуть-чуть не разорвалась.)
• Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (Она стала гавкать на
зверей.)
• Звери ей обрадовались? (Они испугались и разбежались.)
• Дед пришѐл и забрал рукавичку? (Да)
Выборочное чтение сказки «Рукавичка».
- Найдите в тексте и прочитайте:
• Кто пришѐл первым и поселился в рукавичке?
• Как просился в рукавичку кабан?
• Кто пришѐл за мышкой?
• Почему дед вернулся в лес?
• Кто сломал «домик» зверей.
- Прочтите пословицы и выберите ту, которая подходит к этой сказке.
> Не учись разрушать, а учись строить.
> Дружно не грузно, а врозь - хоть брось.
> В тесноте, да не в обиде.
- Объясните смысл этих пословиц.
- А как бы Вы придумали название сказки?
- для кого хорошо в этой сказке? А для кого плохо?
- Плохо ли деду без рукавичек?
- Чему она нас учит? (Дружбе, доброте …)
- Я сейчас зажгу свечу. Это непростой огонёк. Это огонёк человеческой души. У кого в сердце горит такой огонёк, тот настоящий человек, настоящий друг. Я хочу, чтобы вы всегда чувствовали плечо друг друга, поддерживали в сложных ситуациях. У каждого из вас на парте лежит "язычок пламени" (вырезанный из цветной бумаги). Я попрошу вас взять его и подойти ко мне. Давайте встанем поближе друг к другу и сделаем большой костёр дружбы. Как эти лучики, будьте всегда дружны!