- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку в 1 классе Слова с сочетаниями жи-ши по программе Перспективная начальная школа
Конспект урока по русскому языку в 1 классе Слова с сочетаниями жи-ши по программе Перспективная начальная школа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макова Т.В. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
7
Слова с сочетаниями жи - ши
Ход урока
Цель урока: способствовать формированию навыка правописания сочетаний жи и ши.
Задачи урока:
-
формировать навык правописания сочетаний жи и ши в словах
-
осознавать лексическое значение слов
-
закреплять навык чтения, учить ориентироваться в тексте
-
развивать речь, мыслительные операции, память
-
воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, аккуратности
- Организационный момент.
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок .
А девиз у нас каков? (Больше дела, меньше слов.)
- С каким настроением пришли на урок?
- Ребята, вы все сейчас на уроке обучения грамоте. Какая у вас цель? Чего вы хотите?
- Что можем пожелать друг другу на уроке.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнём урок.
III. Повторение звука [ш], изученного на уроках чтения. Назовите одинаковый звук в словах: шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, шар. - Придумайте свои слова, в которых есть звук [ш] - Дайте характеристику звуку [ш]. (Твердый глухой согласный звук.)
Учащиеся читают с доски стихотворение: Лыжи, мыши и ужи, Шины, ёжики, чижи, ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ С буквой И всегда пиши Жирафы, мыши и моржи.
- О каком правиле рассказывает это стихотворение? Значит, с какими сочетаниями будем учиться писать слова? - Сегодня на уроке будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ - ШИ.
Подготовка руки к письму.
СЧИТАЕМ ПАЛЬЧИКИ Можешь пальцы сосчитать: Один, два, три, четыре, пять. Один, два, три, четыре, пять - Десять пальцев, пара рук - Вот твое богатство, друг. Дети считают каждый пальчик отдельно, загибая его.
III. Повторение пройденного. Запись слов в тетрадь в линейку. Учитель проводит игру «Доскажи словечко». Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут... (мыши). Не поедет без бензина Ни автобус, ни… (машина). Лежебока рыжий кот Отлежал себе... (живот). - Проанализируйте слова-отгадки.
Далее учащиеся проводят слого-звуковой анализ слов по плану: 1. Сколько букв в слове? 2. Сколько звуков? 3. Сколько слогов? 4. Какой слог ударный? - Охарактеризуйте звук [ш]. (Всегда твердый глухой согласный.) - Охарактеризуйте звук [ж]. (Всегда твердый звонкий согласный звук.) - Как называются звуки [ш] - [ж]? (Это парные согласные звуки.) - Что вы знаете о правописании сочетаний ЖИ - ШИ? (Всегда пишется с буквой «и».) . IV. Работа в тетради.
- Написание строчных букв ж и ш
- Игра «ж или ш»
2. Поиграем в игру «Большая -маленькая».
ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы - тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.
-Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.
Какой вывод можно сделать?
2. Упражнение в письме соединений: а) среднеплавного - же, ше; б) верхнего - жи, ши.
- Задание на развитие внимания
-Добавь в слово жи или ши (жи для мальчиков, ши для девочек) Каранда… Детёны… Камы… Малы… Гара… Бага… Клави… Вклады… Эта… Шала… Ланды… Черте… Стри… Зверёны…
4. Упражнение в письме слов по образцу. - Прочитайте первую пару слов. Чем они похожи? - Что обозначает каждое слово? - Составьте предложения с этими словами и запишите схемы к ним. Мальчик жил с мамой. Мальчик шил салфетки. - Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо слов по образцу. Учитель читает загадку: Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра-акробатка? Если на голову встанет, Равно на три больше станет. - Назовите всегда глухой твердый согласный звук в слове «шесть». (Звук [ш].) - Замените звук [ш] на парный звук [ж]. Какое слово получилось? - Сравните слова «шесть» и «жесть». Чем они похожи? Чем отличаются? - Составьте предложения с этими словами. Машина везет жесть. У Миши шесть карандашей. - Проанализируйте виды соединений букв и запишите слова по образцу.
МОЯ СЕМЬЯ Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья! Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого.
V. Письмо предложений по образцу. Учащиеся читают предложение. - Какие слова надо писать с заглавной буквы? Почему? (Название городов надо писать с заглавной буквы.) - Проанализируйте каждое слово предложения по плану и выполните письмо. 1. Сколько букв в слове? 2. Сколько звуков? 3. Сколько слогов? 4. Какой слог ударный? 5. Виды соединений букв. - Какое слово-помощник используется в этом предложении? - Рассмотрите схему предложения и составьте по ней свои предложения. Волга и Дон - реки. Миша и Маша - друзья. VI. Выполнение логических заданий с буквами. - Какие буквы написал Почемучка? - Проанализируйте первую группу букв. Выделите в них общий элемент. (Полоска в форме прямой линии.) - Переконструируйте строчную букву «ж» в строчную букву «к»; в строчную букву «п»; в строчную букву «т», в строчную букву «н». - Проанализируйте вторую группу букв. Выделите в них общий элемент. (Полоска в форме прямой линии с закруглением.) - Впишите общий элемент в рамку. - В каких буквах общий элемент имеет переменные свойства? (Буква «ш» и буква «т».)
VII. Письмо слов.
- Найдите и прочитайте слова. Далее учащиеся записывают слова по памяти: ландыши, пружина, малыши, карандаши. - Подчеркните сочетания жи - ши. Чтоб поддерживать скворечню Иль антенну, я гожусь. С мягким знаком я, конечно, Сразу цифрой окажусь. (Шест - шесть.)
- Прочитайте ребусы и укажите место звука [ш] в слове: в начале, в середине, в конце слова.
VIII. Итог урока.