Конспект кейс урока по учебному предмету Окружающий мир УМК Школа России Как мы воспринимаем окружающий мир

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект кейс урока по учебному предмету Окружающий мир УМК Школа России Как мы воспринимаем окружающий мир.Конспект кейс урока по учебному предмету Окружающий мир УМК Школа России Как мы воспринимаем окружающий мир.Конспект кейс урока по учебному предмету Окружающий мир УМК Школа России Как мы воспринимаем окружающий мир.Конспект кейс урока по учебному предмету Окружающий мир УМК Школа России Как мы воспринимаем окружающий мир.Конспект кейс урока по учебному предмету Окружающий мир УМК Школа России Как мы воспринимаем окружающий мир.








Индивидуальный конспект кейс урока

по учебному предмету «Окружающий мир»

УМК «Школа России»

на тему:

«Как мы воспринимаем окружающий мир.»








Выполнила: Петрунина Людмила Борисовна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Лицей №4»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия.



















  1. УМК «Школа России»
  2. Учебный предмет: Окружающий мир
  3. Класс: 3
  4. Тема урока: Как мы воспринимаем окружающий мир.
  5. Цель: формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.
  6. Планируемые результаты:
Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: - самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: - строить рассуждения.
  • извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • строить рассуждения; обобщать.
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в группе;
  • задавать вопросы.
Предметные:

- определять органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания), - объяснять их роль в организме человека; - применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.); - формировать бережное отношение к своим органам чувств.


Ход урока.

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Фронтальный опрос по материалам прошлого урока.

- Прежде, чем приступить к изучению нового, вспомните, пожалуйста, что нам уже известно об органах человека. Как вы поняли, что такое система органов? Приведите примеры. Что изучает анатомия, физиология, анатомия?

- А сейчас мы немного расслабимся и перенесемся совсем в другое место.

Предлагается яркий иллюстративный материал с изображением хвойного леса в сопровождении звуков леса. .

forest.ninepix.ru/

download-sounds.ru/wp-content/uploads/2012/05/0015.mp3

- Все догадались, что перед нами лес. Давайте уточним какой? (Хвойный).

- Представьте, что пока мы были в лесу, пробежал ёж. Какой он? (Колючий).

- Вот мы попробовали ягодку-земляничку. Какая она? (Сладкая).

- А как мы смогли это определить? (Увидели, услышали, почувствовали).

- Можете ли вы назвать, какие органы помогли нам получить информацию? (Глаза, уши, нос, язык). - Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много? - Можете определить тему сегодняшнего урока? - «Как мы воспринимаем окружающий мир». - Давайте составим план работы.

  1. Глаза - орган зрения
  2. Уши - орган слуха
  3. Нос - орган обоняния
  4. Язык - орган вкуса
  5. Кожа - орган осязания
  6. Органы чувств и мозг

II. Организация работы с кейсами. - Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств. Мы разделимся на 2 группы в соответствии с поставленными перед нами вопросами. На столах у каждой группы имеется свой кейс с документами, которые нужно изучить. Вы проводите исследование по плану: 1) название органа чувств; 2) как он устроен; 3) что воспринимает; 4) как беречь. Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить. Оценивать работу группы мы будем по 5-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 15 до 10 баллов получают «5», 9 - 7 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно. Группы, заработавшие менее 7 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

2-я группа

Кейс №1. Источник №1: Загадки

Алмаз в гнезде,
Без него - быть беде,
За горой у нас
Есть другой алмаз,
И он в гнезде,
Без него -

Быть беде,
Два алмаза горят,
Правду говорят.

Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят.


zagadka.pro/slovo-10.html Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.
3-е изд. - М.: 2013.) стр.132 Источник №3: Зрение - способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fgenmutant.com%2Fdata%2Fattachments%2F0%2F592-065737be71f8ba5ccd5cf4ae6bf7576c.jpg&text=%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%20-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%20%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&redircnt=1447149506.1&noreask=1&pos=1&rpt=simage&lr=42

Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». - М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.
Источник №4:

myshared.ru/slide/219197/

Кейс №2. Источник №1: Загадки

Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле…

Самый лучший на свете слушатель.




zagadka.pro/team-14.html Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.
3-е изд. - М.: 2013.) стр.133

Источник №3:

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.



yandex.ru/images/search?text=%D1%83%D1%85%D0%BE%20-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85%D0%B0

Источник №4: Берегите уши

  1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
  2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
  3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, среди тишины.
  4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка, обратись к врачу.

Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». - М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.

Кейс №3. Источник №1: Загадки

Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различить поможет ...

За поляною - гора,
Под горою есть дыра,
А в горе - две печки
День и ночь жарою пыщут,
То сопят, то ровно дышат.
Что же это за гора?
Дать ответ тебе пора!

zagadka.pro/team-14.html

Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А. 3-е изд. - М.: 2013.) стр.134 Источник №3: Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т.к. не могут определить некачественной пищи.
Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». - М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.

Источник №4:

Чтобы сохранить обоняние


Кейс №4. Источник №1: Загадки

Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.

Всегда во рту,
А не проглотишь.

zagadka.pro/team-14.html

Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.
3-е изд. - М.: 2013.) стр.134
Источник №3:
yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcs608216.vk.me%2Fv608216678%2F1b81%2F7jwlfwRsFRE.jpg&text=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0&noreask=1&pos=16&lr=42&rpt=simage
Источник №4: Язык - один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмешь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму

Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». - М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.

Кейс №5. Источник №1: Загадки

Чтобы выглядеть моложе,
Крем хороший нужен ...





zanimatika.narod.ru/Book2.htm

Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.3-е изд. - М.: 2013.) стр.135 Источник №3:

Кожа - очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача - защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони и средняя линия спины.Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача - противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т.е. растяжимость. Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». - М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.

ΙII. Работа в группах

Учитель выступает в роли консультанта.

myshared.ru/slide/75948/

IV. Презентация результатов

- Попросим наших специалистов выступить со своим докладом. (Выступление учеников). - Мы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Но ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос? (Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?) - Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!». (Мы воспринимаем мир всеми органами чувств сразу, а наш мозг обрабатывает эту информацию и составляет единое впечатление о мире).

- Для людей определенных профессий очень важно чтобы был хорошо развит определенный орган чувств? Попробуйте найти эти профессии.

(Каждой группе дается задание на карточках.)

  1. Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния. (Создатели духов, вин, химики, работающие с газами.)

  2. Людям какой профессии нужно острое чувство вкуса? (Повара, селекционеры, выводящие новые сорта фруктов, ягод, овощей.)

  3. Людям какой профессии нужно острое чувство слуха? (Музыканты, охотники, пограничники)

- Через 1 минуту 1 представитель от команды отвечает на заданный вопрос.

- Какой орган самый главный?

- Может ли человек полно воспринимать окружающий мир, если у него нарушен какой-нибудь орган? Почему?

V. Итог урока. Домашнее задание

Вопросы к ученикам, выступившим с результатом совместной работы: - Что вам нужно было сделать? - Удалось выполнить задание? - Сделали всё правильно или были недочёты? - Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Для дальнейшей работы над темой можно предложить ознакомиться с материалами из приложения 1 и проести опытную работу (приложение 2)

Приложение 1.

Язык.

Язык - немаловажный орган, которым ты пользуешься с утра до вечера.

О том, что язык помогает нам издавать нужные звуки, ты уже знаешь: без помощи языка невозможно произнести ни одного слова.

Знаешь ты и о том, что язык помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуёшь, и подкладывает её то под одни, то под другие зубы.

Но есть у языка ещё одна важная обязанность. Это - наш единственный орган вкуса. Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот. Кислое или сладкое, солёное или пресное, вкусное или горькое.

Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому. Достаточно лизнуть шарик мороженого, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание - горькое.

Т. о. , язык - это тоже один из твоих сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты , не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Нос.

Некоторые считают, что нос - это украшение на лице.

Другие думают, что природа дала нам нос лишь для того , чтобы задирать его кверху, когда важничаешь, и вешать книзу, когда загрустишь. Недаром говорят:

- Ишь ты, нос задрал?

-Ну, что же ты нос повесил?

Это, конечно, шутка.

На самом деле даже самый маленький нос, похожий на кнопку, весьма важная часть тела.

Это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Ты делаешь вдох и втягиваешь воздух ноздрями. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они всё время быстро колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой бумаге, прилипают на лету пылинки. Попробуй вытереть нос внутри платком, после того, как пройдёшь по пыльной дороге. Тёмное пятно на платке покажет, сколько пыли осело вносу. Так твой живой фильтр тщательно оберегает лёгкие, чтобы в них вместе с воздухом не попадала грязь.

Внутренние стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым всё время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по их извилинам даже в морозный день, воздух успевает согреться и становится тёплым. Вот почему надо дышать не ртом , а носом - меньше опасности надышаться и простудиться.

Ну, а сторожевым постом организма твой нос можно назвать потому, что он единственный из твоих органов чувств умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно.

Запахнет в воздухе дымом - и нос сразу сообщит об этом мозгу. А тот уже сообразит , что где загорелось.

Донесся из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки - и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать.

Понюхает повар принесённое из кладовой мясо - услышит неприятный запах и узнает : мясо начало портиться.

А у химиков есть даже такие специальности, при которых чуткий нос важнее, чем глаза и уши.

Именно запах предупредит иной раз об опасности взрыва или поможет точнее определить качество продукции.

И, конечно, не стоит огорчаться, если весной на твоём носу появляются жёлтые пятнышки веснушек. Ведь они не мешают ему выполнять его важные обязанности. В одном польском городе дети даже празднуют «день веснушек» и выбирают «королём веснушек» того, у кого нос расцвёл ярче.

Кожа.

Хорошо бы обрести такую одежду, которая не промокала бы под самым сильным дождём, не впитывала в себя влагу, но свободно пропускала воздух. И к тому же, чтобы она не выцветала, не мялась, и её можно было бы носить 100 лет.

А ведь такая одежда существует . Это - твоя кожа.

Наша кожа не пропускает воду, как лучший непромокаемый плащ. Окунись с головой - вода покроет всё тело, а внутрь не попадёт. Вылезешь, оботрёшься полотенцем и снова будешь сухим.

Тонким защитным панцирем кожа покрывает всё тело: от пяток до затылка. Она надёжно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги.

Кожа бережёт тебя и от жары и от холода. Под горячими лучами солнца «она загорает» - делается более плотной и смуглой и не даёт перегреваться внутренним органам. От холодного ветра она покрывается пупырышками, закрывающими поры, и не даёт холоду проникать внутрь тела.

Но это ещё далеко не всё.

Кожа помогает тебе дышать. Через твои поры она впитывает воздух, который необходим каждой клеточке.

Кожа всё время сообщает тебе, что происходит с твоим телом : жарко ему или холодно, давит на него что-нибудь, царапает или жжёт. Скажем, сядет на лоб муха - и кожа тотчас об этом тебе доложит.

Кожа помогает органам освобождаться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и множество вредных отходов.

А другие крохотные железки - сальные - выделяют жир. Покрывая кожу тонкой непроницаемой плёнкой, этот жир закрывает отверстия пор и преграждает путь разным микробам.

Но это, пожалуй, самое удивительное: твой живой панцирь - кожа постоянно обновляется. Её верхний слой стареет и осыпается, а под ним уже готов новый.

Глаз.

Ты знаешь, как устроен фотоаппарат?

Когда нажимаешь на кнопку затвора, в нём открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на плёнку или пластинку и рисуют на ней то, на что был направлен аппарат.

Примерно также устроен наш глаз. Посмотри на него в зеркало. Ты увидишь по середине круглое цветное пятнышко. У одних оно коричневое, у других серое, у иных зеленоватое. Это радужная оболочка.

Посередине её видна чёрная точка. Но это не точка, а маленькое отверстие. Оно называется зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза и рисуют уменьшенное изображение того, на что направлен глаз.

Лучи света попадают в фотоаппарат , пройдя через выпуклые стёкла объектива. В глаз лучи света попадают, пройдя через такой же выпуклый и прозрачный хрусталик. Он, как объектив, собирает лучи в узкий яркий пучок. Но есть и разница. Фотоаппарат- квадратный. А глаз круглый, как яблоко. Его даже так и называют - глазное яблоко. В фотоаппарате внутри пусто. А глазное яблоко наполнено прозрачным стекловидным телом, вроде желе.

В фотоаппарате лучи света падают на светочувствительную поверхность пластинки или плёнки. В глазу лучи света падают на заднюю стенку глазного яблока, в которых спрятаны 130 млн. крохотных палочек, чувствительных к свету и 7 млн. таких же микроскопических палочек, воспринимающих цвета. Они-то и передают дальше то, что увидел зрачок.

Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой прозрачной оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется «роговица».

Природа заботливо оберегает глаз.

Потечёт со лба пот, его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль, её задержит плотный частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко.

С внутренней стороны веки влажные. Они работают как «дворники» - стеклоочистители на смотровом стекле автомобиля. Лёгкими прикосновениями веки всё время обмывают поверхность роговицы, сметая с неё пылинки.

Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет - веки захлопнуться сами собой раньше, чем ты об этом подумаешь.

Ухо.

Ты думаешь, у тебя только два уха? Нет, на самом деле не два, а 6.Только два видимых, а четыре невидимых , спрятанных внутри.

Наружные уши - ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь помогают мозгу понять, с какой стороны долетел звук.

Посредине ушной раковины есть маленькое отверстие. Отсюда начинается слуховой проход, идущий внутрь головы. В конце этого прохода - тупик .Дальше путь звуки преграждает тоненькая и гибкая барабанная перепонка.

По другую сторону перепонки лежит второе, среднее ухо. В нём расположены три крохотные косточки - молоточек, наковальня и стремечко. Они соединены м/у собой там, что вздрагивают от любого, самого ничтожного колебания перепонки.

И наконец , за средним ухом находится третье ухо - внутренние оно закручено, там раковина улитки, и наполнено особой жидкостью.

Всякий звук - это колебания воздуха. Как от камня брошенного в пруд, разбегаются по воде волны, там и от любого звука бегут во все стороны воздушные волны.

Когда звуковая волна добегает до барабанных перепонок и ударяется о них, перепонки тоже начинают колебаться. От этих чуть заметных движений раскалываются косточки среднего уха. Они начинают вздрагивать и передают свои колебания жидкости, наполняемую спираль внутреннего уха. Таким сложным путём звуковые волны добегают до окончаний слуховых нервов, летающих во внутреннем ухе. А уже ниточки нервов мгновенно доносят сообщение о звуковых волнах до мозга а его клетки воспринимают тот или иной звук. Но внутренние уши не только слушают они ещё помогают нам сохранять равновесие. Мы можем закрыть глаза и всё равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился ли стул, на который ты садишься. Об этом тебе сигнализируют крохотные органы равновесия, заложенные во внутренних ушах.

Если их удалить, ты не будешь ощущать своего положения и не сможешь ни стоять, ни ходить, ни сидеть. Будешь всё время падать.

Банк интересных фактов
Слух Барабанная перепонка очень маленькая, она размером с ноготь нашего мизинца. В слуховом канале вырабатывается ушная сера. Это желтоватое, немного липкое вещество, ropьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.
Кость хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск. Великий композитор Бетховен, когда оглох, слушал музыку с помощью трости, одним концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах.
Зрение Изучая свойства хрусталика, арабские медики сотни лет назад изобрели увеличительную линзу из стекла. Так появились очки, подзорные трубы, бинокли и телескопы. Оказывается, мы можем видеть только при наличии света. Послушайте одну историю. Русский солдат оставался девять лет в темном подземелье Брестской крепости. Он имел достаточное количество продовольствия и воды, но свечей и спичек хватило только на четыре года. Пять лет он провел в полной темноте. Отвыкнув от света, он ослеп. Вверху наружного угла глаза есть слёзная железа, в ней хранится жидкость - слёзы. При моргании железа открывается, выделяется жидкость, которая смачивает глаз и защищает его от высыхания. Мы мигаем каждые 6 секунд, то есть в течение жизни мы опускаем и поднимаем веки около 250 млн. раз.
Обоняние Нет запаха - нет вкуса. Запах и вкус зависят друг от друга. Они оба воспринимают химические вещества, нос - те, которые распространяются по воздуху, а язык - распространяющиеся в слюне. Они часто действуют вместе. Если нос заложен из-за простуды, пища кажется нам безвкусной. Человеческий нос способен различать 10 тысяч различных запахов. А у животных обоняние развито гораздо больше. Обоняние собаки в 40 раз выше нашего. Акула чувствует запах капли крови за много километров. Рыба лосось по запаху находит дорогу из моря в ту реку, где когда-то родилась. А змея носом только дышит, а нюхает она языком. Осязание На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль - это защита организма. Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза. Известны, люди, которые совершенно не чувствуют боли на отдельных участках кожи. Различные уколы на этих участках не причиняя ему какого-либо беспокойства. Самая чувствительная кожа на ладонях. Мукомол на ощупь может определить сорт муки, глухонемые читают с помощью пальцев по особому выпуклому шрифту. Вкус Некоторые профессии требуют идеально развитого вкуса. Дегустаторы - специалисты по распознаванию ароматов - по глотку чая определяют его сорт, откуда привезён, как был упакован, нет ли в нём примесей. Различать вкусы нам помогает слюна. Только когда сухая пища растворяется слюной, мы можем определить её вкус. Присутствие соли или сахара определяется очень быстро, т. к. они быстро растворяются в слюне, сухой язык практически не различает вкусов.

Приложение 2.


. Существует мнение, что «органы чувств - наши помощники». А так ли это, мы выясним выполнив опытную работу.

Ролевая игра. Чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение, я предлагаю вам стать исследователями. Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории. Сегодня каждый из вас будет в роли лаборанта, эксперта, научного консультанта, исследователя, а я в роли научного руководителя. Переверните карточку и определите свою роль в эксперименте. (Учащиеся переворачивают карточку и узнают, какую роль в эксперименте они будут играть.)Познакомьтесь с памяткой проведения научного опыта. Внимание на экран.

Памятка.

  • Лаборант (помощник учителя ) получает предмет исследования от научного руководителя.

  • Исследователи выполняют задание научного руководителя.

  • Научный консультант знакомит группу с научными сведениями из справочной литературы.

  • Эксперт заносит результат в таблицу научного дневника.

  • Такая же памятка находится на ваших столах.

Эксперты получите научный дневник.

Опыт №1 Обоняние. Начнем исследовательскую работу.

-Как вы думаете, можно ли сосчитать, сколько запахов на свете? ( нет) Сосчитать невозможно! Потому что запах имеют и растения, и животные ,и продукты питания, и одежда, и, конечно, каждый человек имеет запах. Так ли это? Давайте проведём научный опыт. Работать будем так. Лаборант получает определенный предмет и предлагает исследователю с закрытыми глазами определить название данного предмета. Если исследователь правильно определил предмет, то повязка снимается и эксперт заносит полученный результат в научный дневник ( вклеиваем картинку с угаданным предметом в научный дневник) После -завершения работы подайте сигнал. Приступайте. А я приглашаю подойти ко мне лаборантов. (Учитель раздаёт лаборантам тарелочки с продуктами: 1группа-долька чеснока, 2 группа-долька апельсина, 3 группа - долька лимона, 4 группа - кусочек булочки)

Проверка. -Удалось ли вам определить правильно предмет по запаху? Какой предмет вы вклеили в таблицу? Какой орган помог нам определить предмет по запаху? (Нос ) Верно. А ещё его называют орган обоняния. ( На экране появляется слайд с изображеним носа и надпись: «Нос- орган обоняния». Научный консультант группы №2 рассказывает о значении органа обоняния.

Опыт № 2. Вкус. В народе говорят : « Нос - это чуй, он чует разные запахи. Язык - это тоже чуй, он чует разные вкусности» Так ли это? Давайте проверим. Проведём опыт ешё раз , теперь исследователи должны определитьс закрытыми глазами предмет по вкусу. А эксперты зарисуют правильный результат в дневник. Для проведения опыта лаборанты получают: 1 группа - кусочек селедки, 2 группа - долька лимона, 3 группа - долька чеснока, 4 группа - ложечка мёда )

Проверка. Удалось ли определить правильно предмет по вкусу? Назовите эти предметы. Какой орган помог определить предмет по вкусу? ( Язык ) Верно, вкус - это ещё одно чувство человека. Органом вкуса является язык.

- Является ли орган вкуса помощником человека? (Да, язык помогает определить нам , каков предмет на вкус). А вот что по этому поводу думают учёные. Я предоставляю слово научному консультанту группы № 2. (Научный консультант рассказывает о значении органа вкуса )

Опыт № 3. Осязание.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Волшебный мешочек». Приглашаю выйти от группы по одному исследователю. Задание будет следующим: не доставая предмет из волшебного мешочка на ощупь определите его название, опишите его , какой он.

1 группа - мягкая игрушка, 2 группа - ракушка, 3 группа - камень, 4 группа - апельсин.

Дети угадывают предметы на ощупь и называют их

-Что позволяет нам угадывать предметы? ( Кожа, кожный покров, позволяет нам чувствовать (осязать ) предметы, чувствовать их свойства.) Верно, кожа - это орган осязания, который позволяет человеку определять свойства предметов. Давайте с помощью лупы рассмотрим кожу руки поближе. Что скажите? Кожа покрывает всё тело человека. На экране слайд « Кожа - её функции».

Слово предоставляется научному консультанту группы № 3. Эксперт читает сведения о коже из справочника.

-Является ли кожа помощником человека?

Вывод. С какими органами чувств мы познакомились? ( Орган обоняния, орган вкуса, орган осязания ).

-Какой орган является органом вкуса? Органом обоняния? Органом осязания? Какую роль они играют в организме человека? Так верно ли утверждение, что органы чувств -наши помощники? ( Верно)

-Что помогло нам в этом убедиться? ( Проведение опытов ). Поможет подвести итог нашему исследованию научный консультант группы № 4. (Сигналы от разных органов чувств приходят в мозг, они дополняют друг друга. Мозг их анализирует и объединяет, в результате мы получаем целостное ощущение окружающего мира.)

Результатом наших исследований является утверждение, что органы чувств играют большую роль : без них мы бы не ощущали все прелести жизни, не знали какую пищу едим, не знали , какие запахи вдыхаем , приятна ли на ощупь наша одежда. Природа щедра наградила человека органами чувств, с помощью которых он познает мир. Но человек должен осознавать,что этот подарок надо беречь.

© 2010-2022