Социально-экологический проект «Будь природе другом. Птицы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Название социально-экологического проекта: «Будь природе другом. Птицы».
Автор (авторы идеи) проекта: Ляккоева В.Ф., Ляккоева А.М.
Описание социально-педагогической проблемы:

Современные дети уделяют недостаточно времени изучению природы, не умеют видеть всю её прелесть и красоту. Все своё свободное время дети уделяют игре на компьютере и других современных гаджетах. Видовой состав птиц Олонецкого муниципального национального района является уникальным. В образовательной программе изучению птиц уделяется недостаточно учебного времени. Что и доказывает актуальность данного проекта.

Цель проекта: Формирование социального опыта учащихся, осознание ими элементарного взаимодействия в системе "человек-природа-общество", воспитание нравственного и экологически обоснованного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.


Ожидаемый (планируемый) результат: - Учащиеся познакомятся и систематизируют знания о птицах Олонецкого района - Учащиеся познакомятся с причинами сокращения численности птиц Олонецкого района и простейшими - Создание плаката и листовок природоохранительного характера - Создание альбома «Птичье эльдорадо Олонецкого района» Учащиеся заинтересуются охраной окружающей среды.
Задачи проекта:

  • Привлечь внимание учащихся школы и родителей к красоте и проблемам птиц Олонецкого района (нехватка корма, скворечников)

  • Привлечь внимание учащихся к проблеме сокращения численности птиц Олонецкого района

  • Воспитание у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.


Целевая группа проекта: учащиеся 1-3 классов МКОУ «Туксинская СОШ»
Участники проекта: учащиеся 4 класса МКОУ «Туксинская СОШ»
География проекта: с. Тукса
Содержание проектной деятельности:

  • Вводная беседа «Кто такие птицы?», планирование мероприятий
  • Занятие «Птицы Карелии» для учащихся 1-4 класса
  • Поиск информации о птицах Олонецкого района
  • Составление альбома «Птичье эльдорадо Олонецкого района»
  • Инсценировка «Птичий суд» для учащихся 1-3 класса (см. Приложение 1)
  • Конкурс рисунков «Птица в опасности, берегите птиц»
  • Изготовление кормушек и скворечников
  • Изготовление плаката «Причины сокращения численности птиц Олонецкого района» и листовок «Берегите птиц!»
  • Мероприятие «День птиц!»

План реализации проекта:

Сроки проведения

Ответственный

Вводная беседа «Кто такие птицы?», планирование мероприятий

10 марта 2014

Ляккоева В.Ф.

Поиск информации о птицах Олонецкого района

10 - 24 марта 2014

Ляккоева В.Ф., Ляккоева А.М.

Составление альбома «Птичье эльдорадо Олонецкого района»

31 марта 2014

Ляккоева А.М.

Инсценировка «Птичий суд» для учащихся 1-3 класса

31 марта-4 апреля 2014

Ляккоева В.Ф., Ляккоева А.М.

Конкурс рисунков «Птица в опасности, берегите птиц»

31 марта-4 апреля 2014

Ляккоева В. Ф.

Изготовление кормушек и скворечников

3 марта- 23 марта 2014

Ляккоева В.Ф.

Изготовление плаката «Причины сокращения численности птиц Олонецкого района» и листовок «Берегите птиц!»

31 марта-3 апреля 2014

Ляккоева В.Ф., Ляккоева А.М.

Занятие «Птицы Карелии» для учащихся 1-3 класса

31 марта-4 апреля 2014

Ляккоева В.Ф. Мероприятие «День птиц!»

7-8 апреля

Ляккоева В.Ф., Ляккоева А.М.
Материально-техническое обеспечение проекта: компьютер, принтер, цветная бумага, ватман, фломастеры, бумага для печати, скоросшиватель с файлами, клей.
Смета проекта:

Необходимые предметы и оборудование

Стоимость необходимых предметов и оборудования

Финансировали Компьютер, принтер

Собственность учителя

-

Цветная бумага

100 р.

Ляккоева В.Ф.

Ватман

20 р

Фонд класса

Фломастеры и маркеры

150 р.

Фонд класса

Клей

30 р.

Фонд класса

Бумага для печати

100 р.

Ляккоева В.Ф.

Скоросшиватель с файлами.

20 р.

Фонд класса

Итого:

420 р.
Мониторинг (или рефлексия) проекта: После проведения проекта учащиеся 1-4 классов систематизировали знания о птицах своей местности, познакомились с причинами сокращения численности птиц Олонецкого района, попробовали себя в элементарной природоохранной деятельности. Из разговора с учащимися стало ясно, что наиболее интересные задания были по созданию листовок и плаката природоохранительного характера. Также дети смогли проявить свои творческие возможности в инсценировке «Птичий суд». Наиболее сложным, но не менее интересным было создание альбома «Птичье эльдорадо Олонецкого района. Во время проведения проекта формировались все группы УУД, такие как познавательные (поиск и выделение информации), коммуникативные (контроль деятельности партнера и планирование сотрудничества со сверстниками и учителем) и тд. В целом дети остались довольны проведенными мероприятиями.

Устойчивость проекта:

На мой взгляд, данный проект весьма устойчив, так как ряд основных мероприятий должен стать ежегодным и проблема сокращения численности птиц Олонецкого района никуда не денется.

Приложение 1.

Инсценировка «Птичий суд»

Цель: дать учащимся конкретное представление о влиянии антропогенного воздействия на человека, попытаться пробудить чувство сопереживания, ответственности перед окружающей средой.

К сожалению, птицы не могут говорить. А, если бы могли, тогда стали бы нашими судьями и обвинителями.

А теперь давайте представим, как мог бы проходить такой суд над человеком.

- Секретарь: Встать, суд идет!

- Судья: Сегодня рассматривается дело №2014 по обвинению человека в осквернение природы, истреблении и уничтожении братьев наших меньших. Начнем заседание. Слово для обвинения. Пожалуйста, господин обвинитель.

- Обвинитель:

От имени птиц и от имени всех живых существ на Земле я обвиняю тебя, Человек разумный, в твоих злодеяниях на планете Земля на протяжении тысячелетий.

-Адвокат: Позвольте, позвольте, но зачем же ворошить прошлое, кто старое помянет, тому глаз вон!

- Судья: Господа, прошу уважения к высокому суду и друг к другу. Не перебивайте, пожалуйста. Давайте выслушаем сторону обвинения. Прошу вас, господин обвинитель.

- Обвинитель: Спасибо, ваша честь. Так я осмелюсь продолжить. Первобытный человек поклонялся природе, обожествлял ее, чего нельзя сказать о, так называемом, цивилизованном человеке.

Стали люди сильными, как Боги и судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках.

Мы давно освоили планету, широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли человек?

Изучив материалы дела, установили, что из-за необдуманных поступков человека:

  • каждый день фауна земного шара становится беднее,

  • каждую минуту вырубается 20 га тропических лесов

  • каждому пятому виду птиц грозит опасность,

  • безжалостно вырубаются леса, обеднели ягодники, исчезают грибы, сокращается поголовье животных в лесу, в реке.

Мне кажется, уже ничего нельзя сказать в оправдание обвиняемого. Не так ли? - Адвокат: Я считаю, что обвиняемый заслуживает снисхождения и прошу обратить внимание на ту ситуацию, в которой оказался мой подзащитный. Ведь он действовал не столько по велению сердца, сколько под напором цивилизации. И это было вне его воли.

- Судья: Есть ли у Вас доказательства или свидетели, подтверждающие правоту Ваших слов.

- Адвокат: Доказательства? Пожалуйста. Развитие промышленности, гигантский выпуск автомобилей, холодильников, стиральных порошков, одежды, обуви и т. д., в которых так нуждается человечество, стимулировало наступление на природу.

Ведь мой подзащитный делал все для улучшения жизни человека.

Разве это не убедительное доказательство?

-Судья: Высокий суд не считает это убедительным доказательством. Пожалуйста, сядьте. Есть ли доказательства и свидетели у стороны обвинения.

-Обвинитель: О, да! Ваша честь! Я представлю суду свидетелей и доказательства моей правоты в обвинении Человека.

-Судья: Извольте приступать, господин обвинитель, Высокий суд слушает Вас.

- Обвинитель: Я благодарю Высокий суд. Прошу вас, господа - свидетели.

- Судья: Вызывается первый свидетель

-Сова: Все группы животных интересны. Но наибольший интерес у «любителей природы» вызываем мы, птицы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, а кому-то мясо. А меня, Сову, человек считает предвестницей несчастья. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим огромную, уничтожая грызунов. Скольких моих пернатых собратьев люди уже никогда не увидят! Охотники стали совсем безжалостные, убивают нас по чем зря.

-Судья: Ребята, как называется эта причина сокращения числа птиц?

- Дети: Браконьерничество!

- Судья: Приглашается следующий свидетель.

-Утка: Да что там, браконьеры, от них хоть улететь можно. Есть другая беда. Люди грязь сливают в водоемы, от нее всё погибает. Если в сеть не попадешься, так в отходах захлебнешься. Жить нам стало очень худо, надо плыть скорей отсюда.

-Судья: Ребята, как называется эта причина сокращения числа птиц?

- Дети: Загрязнение водоемов!

- Судья: Приглашается следующий свидетель, господин дятел.

-Дятел:

Однажды в компьютерный, атомный век
По лесу разумный шагал человек.

Он сильно шумел и кричал, он наших детей напугал,

А бедные птицы, гонимые страхом

Из гнезд улетели, а дети погибли.

Но то что, было дальше нельзя позабыть,
Он бросил окурок в траву под кустом,
Он вовсе не думал, что будет потом.
Но вспыхнул огонь, разгорелся пожар,
И сразу весь лес охватил сильный жар.
Все птицы спешили туда,
Где рос самый умный дуб у пруда.
Огонь мчался следом, огонь все съедал,
Вот пламенем красным и дуб запылал.
Он вдруг застонал, впервые за век:
«О, что ты, разумный, творишь, человек?

-Судья: Ребята, как называется эта причина сокращения числа птиц?

- Дети: Неправильное поведение в лесу!

- Судья: Приглашается следующий свидетель, болотный кулик.

- Кулик: Ох, если бы только шум и пожары - это полбеды. Мало человеку, что он вырубает деревья, где живут мои пернатые братья, ведь он еще на болото позарился, люди научились осушать болота, добывают там торф, и где моей семье прикажите жить? Что же творится, ответьте?

-Судья: Ребята, о каких причинах сокращения числа птиц рассказал нам кулик?

- Дети: Осушение болот, вырубка деревьев, хозяйственная деятельность человека!

- Судья: Спасибо. Суд учтет все факты и вынесет справедливый приговор. Господин адвокат, можете ли Вы сказать, что-либо в защиту своего подопечного?

- Адвокат: Да, ваша честь, могу. Я понимаю негодование обвинения и согласен с ним: человек сам себя наказывает. Но поверьте мне, человек заслуживает снисхождения! Ведь человек вынужден воздействовать на природу, чтобы выжить, чтобы прокормить более, чем 6млрд. человек, надо пахать землю, создавать сенокосы, вытесняя иконных обитателей этих территорий и многое другое надо делать. И человек осознал угрозу природе, стал переходить к экологической политике, создал новые разделы науки - геоэкологию, например, ведется серьезная работа:

*приняты природоохранные технологии,

*разрабатываются долгосрочные программы улучшения окружающей среды,

*введены системы штрафов за браконьерничество, загрязнение природы и тд,

*вводятся охраняемые территории

* создаются общественные организации в защиту природы,

* создана Красная книга, где указаны животные и растения, которые находятся под угрозой исчезновения и их нужно охранять силой государства,

* есть список ЮНЕСКО по охране Всемирного наследия культурных и природных памятников.

* проводятся всевозможные акции, дни птиц, проводятся социально-экологические проекты, выпускаются газеты, плакаты и листовки природоохранительного характера

- Я привел эти доказательства, Ваша честь, в пользу того, что человек понимает угрозу природе и предпринимает немалые усилия, чтобы улучшить ее состояние.

- Судья: Высокий суд выслушал обе стороны: обвинение и адвоката человека. По закону обвиняемому полагается последнее слово.

- Человек: Я слушал аргументы «за» и «против» себя и своей деятельности на Земле. Все, что я сделал, все перед вами - хорошее и плохое! Я не буду оправдываться. Я прошу прощения у природы за огромный ущерб, иногда невосполнимый. Я признаю, что мало делаю по охране окружающей среды.

- Судья: Какое решение нам принять? (Совещаются).

Прошу внимания!

Итак, наше судебное разбирательство закончилось. Приговор наш таков:

Человек должен исправить все, что можно исправить, иначе без чистого воздуха, чистой воды, полноценной флоры и фауны он сам не сможет выжить. Человек приговаривается к исправительным работам на срок всей его жизни.


© 2010-2022