Выступление из опыта работы Работа со словарями как средство повышения качества образования

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа со словарем как средство формирования УУД в начальных классах

Учитель начальных классов:

Канаева Анна Александровна

МБОУ «СОШ №5»


В свете требований ФГОС второго поколения становится актуальным организация процесса работы по обогащению словарного запаса учащихся начальной школы. Возникает необходимость в усовершенствовании методов и приемов работы со словарями на уроках начального курса обучения.

Думается, что при условии систематического использования на уроках словарей разных типов можно добиться значительного обогащения словарного запаса школьников, таким образом, повысить уровень их речевого развития.

Всё чаще авторы учебников вводят в курс обучения работу со словарями. Использование орфографического словаря в учебниках русского языка достаточно традиционно, а включение в УМК этимологического, орфоэпического, толкового словаря, не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения, естествознания, развития речи стало не только модным, а и необходимым.

Большинство учебников с логотипом ФГОС уже высвечивают эту проблему в текстах:

  • шрифтом синего цвета;

  • рекомендацией обратить внимание на непонятные слова;

  • сносками внизу страницы;

  • различными видами словариков в конце учебника.

Важно на доступном объёме слов «открыть» детям прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую орфографическую задачу. Затем необходимо научить школьников пользоваться этим «помощником» и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Эти задачи должен решать словарь учебника. Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих учеников появляется потребность в словаре большего объёма.

На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится в документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». Среди общеучебных умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников.

Сейчас выпущено и продолжает выпускаться довольно большое количество разных по своему назначению словарей. Различают словари двух типов: энциклопедические и филологические (лингвистические). В первых объясняются реалии (предметы, явления), сообщаются сведения о различных событиях. Это Малая советская энциклопедия, Детская энциклопедия, политический словарь, философский словарь. Во вторых объясняются слова, толкуются их значения. Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: двуязычные, т.е. переводные и одноязычные.

Работа со словарями помогает учителю в развитии речи учащихся:

  • в восприятии речи взрослых, чтении книг;

  • в обеспечении правильного усвоения учащимися лексического запаса.

По нашим наблюдениям редкий ученик воспользуется имеющимся в его распоряжении богатством - даже в том случае, если все необходимые словари стоят рядом с ним на полке. Одно из объяснений такого факта скрыто в хорошо известной фразе: всё начинается с детства. Если на более ранних этапах обучения ребёнку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах.

Словари, используемые нами на всех уроках с первого класса:

  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка;

  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка);

  • Толковый словарь русского языка в 4-х тт. под ред. Д. Н. Ушакова

  • ( вариант для младших школьников включает 10 000 слов и имеется у каждого ученика.)

Кроме того, каждый ученик с первого класса создает свой словарик трудных слов в алфавитном порядке.

Если у маленького школьника обращение к тому или иному словарю (в зависимости от проблемы) стало входить в привычку, есть основание считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой лингвистические вопросы и осознанно искать на них ответы. Если же в начальных классах это не сделано, едва ли возникший пробел в дальнейшем удастся полноценно восполнить. Таким образом, от последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех последующего формирования соответствующего общеучебного умения, важного для развития личности.

Появились и интересные публикации, показывающие, как работу со словарями можно направить на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания школьников.

Понятия «словарная работа» и «изучение лексики» не всегда достаточно чётко различались. Не случайно с конца 40-х годов в словарную работу стали включать всякую работу со словом: выяснение его звукового состава, склонение, спряжение, составление предложений по опорным словам, дописывание слов, вставку данных слов в контекст и т.д., т.е. виды работ, которые, как правило, не предусматривали выяснение лексического значения и особенностей употребления слова в речи.

В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со словарями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными типами словарей должна превратиться в необходимость. Работа со словарями должна включаться в каждый урок (исключая контрольные и уроки развития речи). Объяснение значения слова, правильное правописание, произношение слов, их строение (образование). Все слова заранее записываются на доске. Мнение ребят сравнивается с правильным вариантом из словаря. Здесь же ребята получают задание на дом: найти в словаре значение слова (толковый словарь), правописание (орфографический), произношение (орфоэпический), значение любого фразеологизма (фразеологический) и другие. На следующем уроке задание проверяется и даётся новое.

Таким образом, у учащихся вырабатывается умение, а затем и навык работы со словарями. Слова, с которыми школьники работами, выучиваются, затем их можно включать в словарные диктанты. К каждому уроку можно предлагать учащимся выполнить индивидуальные задания для работы со словарями: подобрать словарный диктант по изучаемой теме, а на следующем уроке побывать в роли учителя. Этот вид работы вызовет несомненный интерес среди ребят.

Всё это предполагает методическую подготовку учителя к развитию у младших школьников умения пользоваться лингвистическими словарями. Прежде всего для этой системы необходимо определить перечень умений, которые являются составными действиями (операциями) сложного умения пользоваться словарями.

Элементарные умения, базовые для умения пользоваться словарями:

1. Пользоваться вспомогательными словарями учебников.

2. Внимательно вчитываться в текст вступительной статьи.

3. Определять единицу описания по названию словаря.

4. Работать с алфавитным словоуказателем.

5. Составлять и запоминать план структуры словаря.

6 . Составлять и запоминать план структуры словарной статьи.

7. Работать с условными знаками, символами, условными сокращениями.

8. Использовать при работе со словарями чтение-просмотр и чтение-поиск.

Учащиеся начальных классов должны знать (определять):

1 Название словаря.

2 Автора, редактора словаря.

3 Издательство и год издания.

4 К какому типу относится словарь.

5 Каково назначение словаря.

6 Расположение слов в словаре: алфавитное, гнездовое, тематическое.

Для облегчения работы, рекомендуется в каждый словарь сделать закладку - памятку с условными обозначениями, сокращениями принятыми в словаре.

Чтобы добиться от каждого ученика этих знаний, умений я на каждом уроке провожу словарную работу.

Чтобы дети не потеряли интерес к этой работе я провожу задания разного вида:

  1. Выписать из текста непонятные слова и найти их значение в толковом словаре.

  2. Предлагаю детям закончить предложение по смыслу «В огороде растут огурцы и ………»

Дети добавляют новое слово и находят его в орфографическом словаре как оно пишется.

  1. Предлагаю вставить пропущенное слово из детских стихов или песенок.

«До чего же хорошо кругом,

…… покраснела под кустом» (земляника)

  1. Предлагаю загадку, а отгадка является словарным словом, ученики возвращаются к орфографическому словарю.

Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

Это кто бежит такой
По лесной опушке,
Белый весь, как снег зимой,
Ушки на макушке? (Заяц)

Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)

На грядке - зелёный, а в бочке - солёный. (Огурец)
За стеной костяной,
Соловейко, спой! (Язык)

Провожу в игровой форме работу по группам, каждая группа получает задание найти в словарике слова по темам. («Овощи» «Учебные принадлежности», «Животные» и т.д)

Для повышения мотивации провожу конкурсы на лучший словарик.

Для закрепления и контроля провожу различные виды диктантов: зрительный, картинный, выборочный, по памяти, с комментированием, творческий.

На уроках по предмету «Окружающий мир» очень интересны ребятам задания требующие обращения к энциклопедическому словарю. Например, на уроке по теме: «Где живут слоны?» я задаю вопрос

1.Что вы уже знаете о жарких странах?

О каких странах в них говорится? ( Индия, Африка)

Вы можете показать их на глобусе? В какой части глобуса надо их искать? Посмотрите на карте. Может, вы определите в какой части света нужно искать жаркие районы.

( ученики отвечают: между полюсами, посередине проходит линия экватора, учитель показывает слово и просит найти в словаре его значение по букве Э

«экватор»). Дети находят это слово, объясняют его значение, записывают его в тетрадь, выходят к доске и показывают его на карте.

На уроках математики читаю задание, в котором указан прибор, с помощью которого измеряют градус угла. Что это за предмет ? Как он выглядит? Где его можно приобрести? Дети дают разные ответы как называется этот прибор. Доказательство дети ищут в словаре Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Что это? Кто это?» Толковый словарь для учащихся начальных классов.

  1. Для повышения мотивации провожу конкурсы на лучший словарик.

  2. Виды диктантов: зрительный, картинный, выборочный, по памяти, с комментированием, творческий.

  3. В плане активизации обогащения словарного запаса учащихся при изучении слов из «словаря» можно предложить игры типа

  • «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Кто правильнее?»

  • «Эстафета» (20 словарных слов)

  • «Получи пятерку»

  • «Цепочка»


  1. Подбор однокоренных слов (у учителя в картотеке собрано большое количество карточек со словами на каждую букву для демонстрации в случае необходимости):

- Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.

- Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.

- Болото, болотце, болотный, болотистый.

- Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.

- Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.

- Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.

- Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.

- Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.

- Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).

- Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.

- Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.

- Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный

( учащиеся записывают слова в тетрадь)

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

Синонимы:

алмаз - бриллиант,
алфавит - азбука,
вдруг - внезапно,
весело - радостно,
ветер - ураган - вихрь,
воин - боец - солдат - витязь,
желать - хотеть,
извините - простите,
иногда - изредка - подчас - порой,
комната - светлица - горница - каморка,
космос - вселенная,
красивый - прекрасный,
путешественник - путник - турист,
рассвет - восход,
ребёнок - малыш - дитя - крошка - детёныш - малютка,
спасибо - благодарю.

Антонимы:

богатство - бедность,
быстро - медленно,
весело - грустно,
город - деревня,
дорога - аллея, шоссе,
дорогой - дешёвый (товар),
женщина - мужчина,
здоровый - больной,
здравствуй - до свидания, прощай,
красиво - уродливо,
мороз - жара,
пришел - ушел,
рассвет - закат,
родина - чужбина,
спасибо - пожалуйста,
устный - письменный,
хорошо - плохо,
чёрный - белый.

Этимологические сведения в Этимологическом словаре:

аквариум (от лат. слова aqua "вода")

аллея (от франц. слова allee "проход, дорога

  1. Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов ( см. Фразеологический словарь или Словарь пословиц и поговорок).

Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

Без году неделя (совсем недавно).

Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).

Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).

Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).

Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).

  1. С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.
Декабрь - хвостик года.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Большому кораблю большое плавание.
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром. (С. Есенин)

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)

Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше. (М. Исаковский)

Фрагмент урока обучения грамоте с использованием орфографического словаря

Цели: учить учащихся работать со справочной литературой, ориентироваться в

«Орфографическом словаре»;

развивать у учащихся фонематический слух, логическое мышление, память,

внимание;

воспитывать у учащихся интерес к родному языку.

Оборудование: «Орфографический словарик» автор: П.А.Грушников, тетрадь для печатания.

Ход урока

Работа с «Орфографическим словарём»,

Звуко - буквенный анализ слов.

Индивидуальная работа для четырёх учащихся. Они выполняют работу у доски, указывают количество слогов в слове, количество звуков и букв.

Слова для разбора: ежи, семена, хвоя, сосулька.

- Ребята, а мы с вами будем отгадывать загадки.

По всем странам славится

Стройная красавица.

Белые одёжки, золото - серёжки.

С расплетенною косой

Умывается росой.

Ветер пряди шевелит

Заплетать их не велит.

- Что это?

(Берёза)

- Как ласково называет её русский народ?

(Берёзка)

- Давайте напечатаем это красивое слово в тетрадь для печатания.

(А как писать: берёзка или бирёзка?)

- Ребята, а вы как думаете, как нам поступить?

(Надо обратиться за помощью к орфографическому словарю. Он нам подскажет, как правильно написать это слово.)

- Ребята, а какой секрет орфографического словаря вы уже знаете?

(Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке.)

- На какую букву вы будете искать слово? Где вы будете искать слово: в начале, в середине или в конце книги? Почему?

( Будем искать слово на букву «б», в начале словаря, потому что буква «б» в алфавите стоит второй по счёту.)

- Кто же быстрей найдёт слово и подскажет всем остальным как правильно написать?

(Слово пишется с безударной гласной е, найти его можно на стр. 7, в первом столбике)

- Прочитайте это слово ещё раз по слогам. Найдите в этом столбике слово, которое указывает на признак предмета: березка, какая?

(Берёзка белоствольная)

- Какой согласный звук вы слышите в середине слова? Какой буквой обозначен этот звук?

(Парный согласный звук [с] обозначен буквой «з»)

- Какой вывод можно сделать?

(Это ошибкоопасное место. Парный согласный звук в середине слова тоже может посылать на работу разные буквы)

- А можно ли проверить написание этого согласного? Как проверите?

- Послушайте другую загадку:

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос

- Что это?

(Морковь)

- Давайте напечатаем и это слово.

- Ребята, а почему вы стали искать слово в словаре?

(В этом слове тоже не знаем, какую букву написать. И проверить слово нельзя)

- Кто уже нашёл слово, подскажите другим страницу.

(Страница 32)

- Прочитайте слово по слогам, запишите его.

- Кто назовет, сколько в слове слогов, сколько звуков и сколько букв.

(Морковь - 2 слога, 6 звуков, 7 букв)

- Охарактеризуем каждый звук.

- Почему в слове 6 звуков, а букв 7?

(В слове есть буква мягкий знак, она не обозначает никакого звука)

- Как можно назвать слова, с которыми мы сейчас работали? Почему?

(Это словарные слова, их написание нужно запомнить, или, если забудем, посмотреть в словарь)

- Ребята, наш друг Незнайка тоже научился работать со словарём. Ему дали задание правильно написать вот эти слова. Он долго искал эти слова в словаре, но не нашёл их. Давайте поможем Незнайке.

На доске записаны слова:

з…мля р…ка м…ря

тр…ва г…ра гр…бы

- Прочитайте слова. В каком месте слова пропущена буква?

(Пропущены гласные в середине слова.)

- Как по - другому можно сказать?

( В корне слова)

- Какая это гласная: ударная или безударная?

- Почему же Незнайка не нашёл этих слов в словаре?

(Этих слов не найдёшь в словаре, потому что их написание можно проверить)

- Как вы проверите написание этих слов?

(Надо изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным)

- Подберите проверочные слова.

- Какой совет вы дадите Незнайке?

(Обращаться к Орфографическому словарю надо тогда, когда слово нельзя проверить.)

Учиться работать со словарем это значит учить себя контролировать, развивать речь, накапливать активный словарный запас. На уроках русского языка используются орфографические и толковые словари. Они вносят оживление в учебный процесс и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Постоянное использование словаря на уроках, регулярное обращение к нему за помощью и советом поможет сформировать жизненно важное для каждого человека умение работать с книгой. Культуру работы со словарем следует прививать, начиная с младшего школьного возраста. «Орфографический словарь» должен стать не только справочником по отдельным частным вопросам, но и настоящим пособием по усовершенствованию устной и письменной речи учащихся.

За последние годы ситуация со словарями в начальной школе приобрела прямо-таки революционный характер. Многочисленные издательства страны обрушили горы словарей на начальную школу. Сориентироваться в этом изобилии учителю начальных классов непросто. А уж выбрать из этого «глубоководного пространства» словарь, с которым можно было бы поработать на уроках русского языка с младшими школьниками, и вовсе проблема.

Вот один из словарей «Мой первый словарь в картинках» издательства «Линка-пресс». Художники не пожалели ни красочных поз для изображения животных, ни колоритного цвета для показа бытовых предметов. Все привлекает: и размер книги, и рисунки, и заголовок, и зазывные обращения к детям и их родителям. Но если присмотреться…

Среди жизненно актуальных для малышей первых слов русского языка такие, как бижутерия, рептилии, эфес, белиберда, ерунда, финтифлюшка.

Сейчас издательство «Просвещение» осуществляет выпуск серии словарей русского языка для учащихся начальных классов. Уже изданы орфографический словарь «Говори правильно» и толковый «Что это? Кто это?» в двух книгах. Они помогают учителю решить одну из главных задач: научить детей правильно пользоваться словарями и использовать их в своей работе.

Интересно, что младшие школьники, стараясь облегчить себе запоминание непроверяемых написаний, нередко пытаются интуитивно, непроизвольно отыскать опору запоминания или в языке или во внеязыковой действительности: «Восток пишется через О, потому, что там солнышко вОсходит».

Созданию игровых ситуаций на уроках способствует внедрение в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление.

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что словарная работа на всех уроках, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей на уроке. А работа со словарями - это одна из новых технологий при обучении русскому языку - культуроведческая.

Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться всеми видами словарей, что, безусловно, повысит уровень их культуры и речи и сформирует необходимые УУД.

В личностных УУД - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и один из способов решения новой задачи.

В регулятивных УУД - умение различать способ и результат действия.

В познавательных УУД - умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

В коммуникативных УУД - возможность адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешить его с помощью словаря - это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры.

Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания.


© 2010-2022