Коспект урока по математике на тему Решение задач (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики по теме «Решение задач» (3 класс, программа «2100») Цель урока: Систематизация и углубление знаний по теме «Решение задач». Задачи урока. Образовательные:

  • проверить усвоение учащимися изученного материала, умения применять теоретический материал;
  • познакомить учащихся с редкими и исчезающими видами птиц, рыб и зверей ЯНАО, раскрыть роль охраны природы.
Развивающие:
  • развивать аналитическое мышление, произвольное внимание, память через постоянное обращение заданий к имеющимся знаниям учащихся;
  • развивать навыки общения с природой, ориентируясь на ненасильственную модель поведения.
Воспитательные:
  • воспитывать у учащихся сознательную дисциплину, умение выражать свою мысль в форме, доступной пониманию товарищей;
  • показать учащимся прикладной аспект математики (применение математики в жизненных ситуациях), формировать интерес к этой науке.
Оборудование: выставка Красных книг, презентация, ПК, мультимедиапроектор, нетбуки, рабочая тетрадь.


Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний (слайд)

Помните, что дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни! - Скажите, что нужно сделать, чтобы сохранить природу? - Ребята, посмотрите на доску, скажите, какие слова пропущены? Верхне - Тазовский ………… Гыданский …………. Задание 1 (слайд) - Для того, чтобы узнать, какие слова пропущены, сосчитайте цепочки примеров, расположите ответы в порядке возрастания и составьте из слогов слово.
-20 -500 :6 +12 ? -----------?-----------?-----------?-----------92 НИК
+11 *2 -16 *5 ? -----------?-----------?-----------?-----------100 ЗА
:3 +20 :8 *4 ? ----------?-----------?-----------?-----------160 ВЕД
:30 *7 +59 -35 ? ----------?-----------?-----------?-----------45 ПО - Какое слово у вас получилось? (заповедник) (слайд) - Что такое заповедник? - Для чего создают заповедники? - Как вы думаете, где находятся Верхне-0Тазовский и Гыданский заповедники? (слайд) - Какие еще охраняемые территории вы знаете? (слайд) ВЫВОД: Нужно всегда помнить, что в природе все взаимосвязано, и уничтожение одного компонента природы повлечет изменение всего природного комплекса. (слайд) - (слайд) 11 января 1916 года в Бурятии на берегу о. Байкал, был создан первый в Российской империи государственный заповедник, получивший название Баргузинский. С этой даты, начиная с 1997 года стали отмечать «ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ». Задание 2 (слайд) - Сколько в нашей стране заповедников и национальных парков, вы узнаете, решив задачи. (слайд) 1. На территории США находится 10 заповедников, а в России на 91 заповедник больше. Сколько заповедников находится на территории России? Ответ: 101 заповедник. 2. На территории США находится 58 национальных парков, а в России на 17 парков меньше. Сколько национальных парков находится на территории России? Ответ: 41 национальный парк. - Так сколько заповедников и национальных парков находится на территории России? (слайд) ВЫВОД: Кроме этого на территории нашей огромной страны находятся тысячи заказников и памятников природы. Из них 14 особо охраняемых территорий находятся на территории ЯНАО. Сотрудники заповедников и парков стараются уберечь животный и растительный мир, следят за тем, чтобы на охраняемые зоны не проникали браконьеры. - (слайд) Посмотрите на слайд. Кого вы здесь видите? - Почему из огромного количества животных я выделила именно этих? - Все эти объекты занесены в Красную книгу и им всем угрожает исчезновение с лица Земли. - Как вы думаете, почему для книги выбран именно красный цвет? (своеобразный сигнал опасности, угрозы) - (слайд) Существует Международная Красная книга, но так как она не может вместить в себя все редкие виды животных и растений, каждая страна имеет свою Красную книгу. (выставка книг) - И наш ЯНАО тоже имеет Красную книгу. III. Сообщение темы урока - Сегодня тема урока математики «Решение задач». Я предлагаю заниматься решением задач во время путешествия по страницам Красной книги ЯНАО. IV. Закрепление пройденного материала (слайд) Страница 1 - «Животный мир» (слайд) - Вспомните, какие природные зоны находятся на территории нашего округа? - Какие звери живут в северных районах ЯНАО? (белый медведь, северный олень, белый песец, полярный волк, росомаха, заяц, горностай, ласка) - Какие звери встречаются в южных районах ЯНАО? (бурый медведь, лось, соболь, белка) - Как вы думаете, какой из медведей крупнее: белый или бурый? Проверим, правы ли вы. Задание 3 (слайд) - Решите задачу (с комментированием). Масса двух бурых медведей 600 кг. Определите массу белого медведя, если он на 150 кг больше бурого. Решение:

  1. 600 : 2 = 300 (кг) - вес бурого медведя
  2. 300 + 150 = 450 (кг) - вес белого медведя
Ответ: 450 кг - масса белого медведя. - Так какой медведь крупнее? ВЫВОД: Белых медведей люди добывали ради шкуры и мяса. С 1956 охота на них полностью запрещена. А с 1976 белый медведь находится под международной охраной, занесен в Красную книгу. - Посмотрите на доску: вот среда обитания белых медведей в ЯНАО - о. Белый, о. Шараповы кошки, побережье Карского моря (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе белого цвета). - А дальше мы поговорим о животных, которых ненцы называют «наши друзья». О ком пойдет речь? - Что вы знаете о северных оленях? Задание 4 (слайд) - Решите задачу про оленей (самостоятельное решение). За сутки летом один олень съедает 22 кг зеленой массы, а другой - на 4 кг меньше. Сколько корма съедят олени за неделю? Разбор задачи: - Что известно в задаче? - Что нужно найти? - Сможете вы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? - Ребята, а неделя - это сколько дней? Решение: (вывести на экран для проверки) - 2 способа решения!
  1. 22 - 4 = 18 (кг) - съедает другой олень
  2. 22 + 18 = 40 (кг) - съедают оба оленя
  3. 40 * 7 = 280 (кг) - за неделю
Ответ: 280 кг. - Расскажите, какое значение имеют олени для коренного населения? ВЫВОД: Значение оленя в домашних условиях невозможно переоценить. Это транспорт и постель, одежда и обувь, пропитание и лекарство. Неприхотливость, способность переносить суровые климатические условия сделали его для ненца незаменимыми домашними животными. - (слайд) Посмотрите на доску: вот среда обитания северных оленей в ЯНАО - с-з оконечность п-ва Ямал, о. Белый (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе серого цвета). Страница 2 - «Речные обитатели» (слайд) - (слайд) Северные реки и озера богаты рыбой. Многие имеют промысловое значение. В водоемах водятся стерлядь, осётр, омуль, налим, щука, ёрш и много других. Задание 5 (слайд) - По данным таблицы найдите общий вес пойманной рыбы, выловленной за один день рыбаками, и определите, сколько килограммов рыбы приходится на одного человека, если невод обслуживало 6 человек (коллективное решение).

Название рыбы

Сельдь обская

Корюшка

Пыжьян

Щёкур

Муксун

Сырок

Нельма

Ерш

Тугун

Общий вес (кг)

85

31

205

9

10

4

8

6

2

Разбор задачи: - Что значит найти общий вес? - Можете ли вы сразу определить, сколько кг рыбы приходится на 1 человека? - Что нужно сначала найти? - Сосчитайте общее количество рыбы рациональным способом (доводим до круглого числа). - Какие числа удобнее складывать? (85 и 205, 31 и 9, 4 и 6, 8 и 2) Решение:
  1. 85 + 31 + 205 + 9 + 10 + 4 + 8 + 6 + 2 = 360 (кг) - всего поймали
  2. 360 : 6 = 60 (кг) - на одного человека
Ответ: 60 кг. ВЫВОД: В Красную книгу ЯНАО занесена рыба тугун. Она населяет реки, впадающие в Северный Ледовитый океан. Правилами рыболовства на территории ЯНАО установлен запрет на промысловый и любительский лов тугуна. В настоящее время численность его повысилась, но не настолько, чтобы вести промысел. - Посмотрите на доску: вот среда обитания тугуна в ЯНАО - реки, впадающие в Северный Ледовитый океан (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе желтого цвета). Страница 3 - «Пернатые» (слайд) - В заповедниках и заказниках ЯНАО богатейший мир пернатых. - Каких птиц, населяющих нашу территорию, вы знаете? (лебеди, гуси, чайки, утки, совы). - (слайд) Такие редкие виды, как краснозобая казарка, орлан-белохвост, сокол-сапсан, серый журавль и филин занесены в Красную книгу. - (слайд) Посмотрите на фотографию этой птицы. Это белоклювая гагара. Почему ее так назвали? - Самая крупная из гагар. От других гагар отличается большим желтовато-белым клювом. Голова и шея чёрные с пурпурным оттенком, белые штрихи на горле и по бокам шеи. Белоклювая гагара распространена на арктическом побережье. Основное условие гнездования - присутствие богатых рыбой водоёмов (крупных озёр и рек, или морского побережья). Занесена в Красную книгу, т. к. много этих птиц гибнет в рыболовных сетях, их птенцы становятся добычей хищников. Если спугнуть птицу, она не возвращается к своему гнезду. Местное население любит употреблять ее в пищу или убивает ради шкурок, т. к. раньше в моде были дамские шапки и муфточки из шкур гагар, а также из них шили тапочки, входившие в национальный костюм карелов. - Посмотрите на доску: вот среда обитания белоклювой гагары в ЯНАО - арктические тундры п-ов Ямал и Гыданский (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе зеленого цвета). Задание 6 (слайд) - Расшифруйте название величественной птицы Ямала, количество особей которой насчитывает не более 300. Для этого выполните вычисления, запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.

15

25

6

87

76

Х

У

Т

Р

С

Е 19 * 4 = 25 * 4 = 75 : 3 = 29 * 3 = 60 : 4 = 90 : 15 =

- Ребята, что вы знаете об этой птице? ВЫВОД: Журавль или стерх - очень красивая и редкая птица. Совершенно белая, с черными концами крыльев, с красными клювом и лапами. Она отнесена к вымирающим птицам. Эти птицы на данный момент охраняются по особой программе, утвержденной Президентом России Путиным В.В. - Посмотрите на доску: вот среда обитания стерха в ЯНАО - низовья Оби, р. Куноват (вставить животное в презентацию, повесить картинку на доску на листе красного цвета). - Как вы думаете, почему фотографии редких видов животных изображены на листах разного цвета? - Международная Красная книга, изданная в 1966 году, выглядела необычно. Обложка у неё была красная, а страницы разноцветные. Сделано это было не для красоты, а для того, чтобы сразу было видно, в каком положении находится то или иное животное или растение: (слайд)

красные страницы - животные и растения, которые могут исчезнуть;
серые страницы - животные и растения, находящиеся под угрозой, но недостаточно изученные;
белые страницы - о редких видах животных и растений на Земле, живущих на ограниченной территории;
зеленые страницы - о видах животных и растений, которые человеку удалось спасти;
желтые страницы - численность животных и растений которых пока не критична, но сокращается. - Посмотрите на доску (повесить картинку западно-сибирского бобра на доску на листе черного цвета). - Как вы считаете, что обозначает черный цвет страницы? (слайд) черные страницы - животные и растения, которые исчезли ВЫВОД: Природа, которая дает нам все для жизни, требует от нас бережного отношения. Все мы ныне живущие, в ответе за нашу природу перед потомками. - Ребята, мы закончили путешествие по Красной книге, постарайтесь применить полученные знания при решении задач. Предлагаю вам решить тест (работа в нетбуках). 1. Выбери верное выражение. На территории России находится 101 заповедник и 41 национальный парк. Сколько охраняемых территорий расположено в нашей стране? 101 - 41 101 + 41 + 101 * 41 101 : 41 2. Выбери верное выражение. На территории ЯНАО охраняется 6 видов млекопитающих и 24 вида птиц. Во сколько раз больше охраняется птиц, чем млекопитающих? 24 * 6 24 + 6 24 - 6 24 : 6 + 3. Выбери верное выражение. С юга прилетели две стаи гусей. В одной стае было 18 гусей, а во второй стае - в 2 раза больше. Сколько было гусей во второй стае? 18 + 2 18 - 2 18 * 2 + 18 : 2 4 . Выбери верное выражение. За 2 дня филин поймал 8 мышей. Сколько мышей поймает филин за 5 дней? (2 * 5) + 8 (8 : 2) + 5 (8 : 2) * 5 + (5 * 8) - 2 5. Выбери верное выражение. Рыбак пойма 5 кг сырка, а корюшки - на 3 кг меньше. Сколько кг рыбы поймал рыбак? (5 - 3) + 5 + (5 + 3) + 5 (5 - 3) - 5 (5 + 3) - 5 - Ребята, кто получил отметки 4 и 5? V. Итог урока (слайд) - Вот мы и попутешествовали, и задачи решали неплохо. Мне очень хочется, чтобы вы навсегда запомнили слова писателя М. Пришвина "Все прекрасное на Земле - от Солнца, и все хорошее - от человека". "Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значить охранять родину".


© 2010-2022