- Преподавателю
- Начальные классы
- РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Обобщение знаний о составе слова
РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Обобщение знаний о составе слова
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Приходько (.Г. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разработка открытого уроков
по русскому языку
для обучающихся 3 класса.
Тема: Обобщение знаний о составе слова
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: развивать умения выделять значимые части слова, разбирать слова по составу
Планируемые результаты:
- совершенствовать знания о составе слова;
- отрабатывать умение образовывать слова с помощью приставки и суффикса;
- сформировать навык разбора слова по составу;
Представление о результатах: - личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала; - метапредметные: умение работать со справочным материалом; умение грамотно строить устное монологическое высказывание; - предметные: умение на практике применять теоретические знания об составе слова(из курса начальной школы);
Формирование УУД:
- Личностные:
-
Установление связи между учебной деятельностью и мотивом;
-
Формирование нравственно-эстетических ценностей.
- Регулятивные:
-
Находить наиболее рациональные способы выполнения задания;
-
Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
-
Учить работать по образцу;
-
Учить организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств.
- Работа с текстом:
-
Уделять внимание процессу чтения;
-
Обучать продуктивным методам работы с учебником и другими источниками информации;
- Коммуникативные:
-
Развивать внимание учащихся;
-
Обучать умению слушать и записывать содержание и пояснения учителя или ответы одноклассников;
-
Учить правилам участия в коллективной деятельности;
-
Учить способам взаимодействия, учебного сотрудничества.
- Познавательные :
-
Формирование логических умений: анализа и синтеза, сравнения, доказательства.
-
Совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах и значимых частях слова, повторение орфограмм.
-
Развивать умение разбирать слова по составу, логическое мышление, развитие орфографической зоркости, зрительной памяти, монологической речи третьеклассников.
Формы организации деятельности:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- парная.
Средства обучения:
- оценочные листы, рабочая тетрадь, простой карандаш, печатная тетрадь, учебник, проектор, презентация «Состав слова», памятки.
Используемые образовательные технологии: исследовательский метод обучения, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве.
Ход урока:
№
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1
Организационный
-мотивация к учебной деятельности
осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.
- Здравствуйте, ребята!
Тихо сядут девочки.
Ещё тише - мальчики.
Мы сегодня снова будем писать, Делать выводы и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! Проверьте, все ли у вас лежит на парте, что нам нужно на урок
Психологический настрой к уроку На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему - к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи. - Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, отличной работы на уроке
Приготовление к уроку
Приветствие учителя
2
Актуализация знаний
-чистописание
- Работа в парах
Под музыку
- Начнём урок с минутки чистописания.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо - не согнусь.
За работу я возьмусь.
Открывайте тетради, записываем число, классная работа.
Итак, Вам было дано д/з приготовить три словарных слова на букву «р». Аккуратно и каллиграфически верно вы должны не только уметь списывать, но и писать под диктовку. Сидите ровненько, не сутулясь, пишите красиво, старайтесь проверять каждое слово
Сейчас Вам необходимо продиктовать их друг другу и произвести взаимопроверку. (оценивание на полях в тетради) Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию.
Выполняют задание, тренирующие способность к учебной деятельности
3
Самоопределение к деятельности
-постановка учебной задачи
1.Сообщение темы и целей урока
2.Продолжение работы над темой
3.Создание проблемной ситуации.
4.Физминутка
5. Работа с учебником. Самостоятельная работа.
6. Игра «Собери слово»
Игра « Подбери»
«Рассади части слова по вагонам»
На доске буквы й с х м о ч щ с р ц н т л й а х ч в щ м
-Уберите мысленно буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки в данной цепочке.
-Что получилось? СОСТАВ. Слайд №
Какое значение может иметь слово состав?
-Какое отношение к русскому языку имеет слово состав?
Состав чего мы изучаем?
-Сформулируйте тему урока. (Состав слова) - на доску прикрепить
- Сформулируйте цели и задачи урока.
Ребята, какую цель каждый из вас поставил на этот урок?
(Узнать больше о составе слова. Ответить на уроке и получить хорошую отметку.)
С чего начнём работу? (с повторения)
Кого вы видите? (Зайца) слайд№
Из каких частей он состоит? (Ответы детей)
Вот так и слово делится на части.
- Назовите части слова.
Сейчас Вам предстоит послушать описание и узнать эти части слова (читают подготовленные обучающиеся)
Для чего служат части речи? (походу вопрос и показ на слайде №)
-Все на свете из чего-нибудь состоит: облака - из капель, лес - из деревьев, речь - из предложений, предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». Каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла - «смыслиночку». Самая главная из них - корень. И сегодня мы будем совершенствовать знания о составе слова и разбирать слова по составу.
У вас на парте находиться таблица - Заполните таблицу. Если утверждение верное , то поставьте +, если не верное, то - (прием «Верите ли вы»)
№
Утверждение
+ Да/нет -
1.
Верите ли вы, что в основу слова входит суффикс, приставка, корень и окончание
---
2.
Верите ли вы, что окончание значимая часть слова
---
3.
Верите ли вы что, суффикс это изменяемая часть слова
--- Самоконтроль- обратная связь
Проверка по эталону слайд № Хорошо! Молодцы вы показали свои знания.
Презентация
А теперь внимание! Отдохнули, давайте поработаем с учебником и тетрадью
Откройте учебник на стр 96, найдите Упр № 181. Прочитайте задание. Это упражнение вы выполните самостоятельно. - Кому не понятно, что нужно сделать?
- Выполняйте. Если затрудняетесь - сигнал. карточку
Проверка (три человека читают с комментированием)
Слайд №
Слайд по вариантам и два человека у доски
Рассадите части слова по вагонам. (Из каких частей состоит слово )
Игра «Молчанка».
На доске записаны слова в 2 столбика. Одновременно два ученика выходят к доске и выделяют в словах окончания, молча садятся, другие ученики - основу, следующие - корень и т. д. Если допущены ошибки, их исправляет капитан команды. Какой ряд быстрее разберёт слова, тот и победил.
Слова для разбора:
ГРЯЗНЫЙ КАПУСТНАЯ
ПЕРЕГОРОДКА ПОБЕЛКА
ЛИСТИК ЦЕПОЧКА Выявление места и причины затруднения Где возникло затруднение? Как вы рассуждали?
Ответы обучающихся(состав чего- либо например числа 12,поезд.)
(на уроках р. Яз мы изучаем состав слова)
Сегодня на уроке мы будем говорить о составе слова
(Узнать больше о составе слова. Ответить на уроке и получить хорошую отметку.)
Повторите все, что знаете о частях слова, закрепите умение грамотно писать, правильно разбирать слова по составу, выполните много интересных заданий.
(Корень, приставка, суффикс ,основа, окончание)).
Работа с информацией
Осуществляют взаимный контроль в сотрудничестве
Оценивать правильность выполнения задания
Дифференцированные задания (карточки)
4
Закрепление изученного материала
Цель: выполнение практической работы
Молодцы, вы справились с заданием, а сейчас выполните задание, которое предлагаю вам рабочей тетради. С. 50 № 124
( Один ученик комментирует запись слов
Работа в парах.
Взаимоконтроль
5
Итог урока
Рефлексия деятельности -Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что мы выполнил эту задачу?
Расскажите по схеме и оцените свои знания.
- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - (оценки)
- В конце урока снова предлагаю побывать скалолазами(альпинистами). -Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов). - Молодцы! Спасибо всем за урок!
Я знаю состав слов, могу назвать их, умею показывать их графически, умею находить общие части однокоренных слов.
Научился находить , показывать и называть эти части. Я оценил свои знания на «…»
6
Д/з
Придумать и записать пять слов к схеме Образец задания: покраска
Разноуровневые карточки
Приложение
Мной заканчивается слово,
Я служу для связи слов.
Послужить тебе готово, если ты учить готов.
Чтоб найти меня - измени слово:
Трава- травы - траву
Мой значок □
Я могу быть нулевым
(окончание)
С окончанием не дружу, без него всегда живу.
Чтобы меня найти, надо убрать окончание.
Трава - трав
Что я такое?
Часть слова без окончания.
(основа)
Я - общая часть родственных слов.
Во мне заключается смысл.
Я - самая главная часть,
Без меня все слова - бессмыслица.
Как - то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово - словно корень -
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло,
Стало много новых слов.
(корень)
Я приставлена к слову,
Без него не могу, как без мамы.
И если меня ты отделишь, дружок,
То сразу предлогом я стану.
(Приставка)
Это значимая часть слова, которая находится после корня
и обычно служит для образования слов
(Суффикс)