Мастер-класс по литературному чтению Без единого слова Д. Холендро

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс для родителей «Активные методы семейного чтения».

Подготовили: Мустакова А.Ш. - филолог,

Баринова Н.В. - учитель начальных классов.

МБОУ «Лицей» р.п. Степное Советского района Саратовской области



Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается мастер-класс по теме: «Форма работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию». - Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «мастер- класс»? (ответы). (Слайд со словами педагога Поташника) М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженная форма ученичества, то есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство - путем прямого и комментированного показа приемов работы. - Но прежде чем перейти к передаче опыта, попоробуем с вами выделить проблемы в обучении наших детей (Ответы. Зацепиться за проблему «Не читают, мало читают»). - А задумывались ли вы когда- нибудь, почему наши дети мало читают художественную литературу, или вообще не читают? (ответы). - А как в семье можно прививать интерес к чтению? (ответы). - Кто может поделиться опытом? (ответы). -Вы согласны со мной, что семейное чтение лучше начинать с небольших рассказов? (ответы). Почему?

- Сегодня мы с вами вместе попробуем разобрать некоторые методы семейного чтения. Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Уважаемые родители! Поскольку передо мной сегодня аудитория взрослая, я взяла отрывок не из детской литературы, а из рассказа писателя Дмитрия Холендро «Без единого слова». (слайд с портретом автора. 2 слова о нем.).
- Перед вами лежат листы, вы можете во время нашего разговора заносить туда какие- то фразы, мысли, просто понравившиеся слова и т.д. они вам обязательно пригодятся. - Итак, приступаем к чтению (читать очень выразительно)
Без единого слова …Друзья моей дочери иногда собираются у нее и затевают свои беседы, пьют чай и кофе, спорят обо всем на свете, как и полагается молодежи. В последний вечер, когда я появился дома и толкнул дверь в столовую, чтобы поприветствовать компанию, один из них, наиболее горячий, громкий, крикнул: - Вот сейчас мы услышим что надо! У нас идет жуткий спор!... Была ли на войне высокая любовь? Я молчал. - Слушаем человека, прошедшего войну! - с надеждой подбодрила меня подружка дочери.. Я молчал. Гости дочери так и ушли, не дождавшись моего рассказа. …Уснуть я не мог. Вспомнился капитан, - который писал жене каждый день, то есть иногда это было уже и за полночь. Даже если на сон выкраивалось не больше получаса в сутки, он не ложился, не черкнув домой хоть строки. - Она волнуется, - говорил он, - я, брат, не могу, когда она волнуется. И сначала в части посмеивались над ним, а после над теми, кто не писал домой. Этот капитан, не заставляя, всех вокруг заставил писать родным и любимым чаще…
( Как вы думаете, вспомнит какой-нибудь случай отец?)
Это было осенью сорок второго, когда колонны вражеских танков рванулись вдоль Терека к Каспию, на запах грозненской и бакинской нефти, и спесивые генералы Гитлера, уверенные в безошибочности своих расчетов, обещали ему шестого сентября пройти через Грозный, а шестнадцатого - через Махачкалу. Но сентябрь заканчивался, а враг все еще топтался далеко от заветных нефтяных вышек…
Где только могли, фашистские генералы снимали танки и кидали на кавказские дороги, считая, что вот-вот прорвутся, пройдут. Еще удар, еще… Но, в самые критические минуты с ними грудь в грудь сталкивались наши танкисты, в том числе и полк Михаила Егоршина.
Расставаясь с ним после недели почти непрерывных ночных перебросок, я сказал, что, если судьба вдруг закинет его в Грозный - мало ли чего не бывает на войне! - пусть хоть на несколько минут заходит в редакцию, куда меня перевели из артиллерийского дивизиона. Больше из гостеприимства пригласил, даже не подозревал, что это может случиться на самом деле…
Однажды ночью в нашу редакцию постучались. Вошел майор Егоршин. Он улыбался непослушными губами. Ночи, даже кавказские, уже делались зимними.. - Садитесь! -сказал я. - Мало времени, - ответил он и остался на ногах. Я догадался, что за эту малую долю времени что-то надобно сделать, и принялся одеваться, спрашивая, чтобы облегчить ему просьбу: - Зачем приехали? Он ответил в лоб и коротко: - За новой техникой... В пять подойдет эшелон. Сейчас, - он глянул на часы - второй. Вот и все мое время… Егоршин успел мрачно нахмуриться и снова улыбнуться как-то виновато… - Да садитесь вы! - крикнул я и сам сел к столу - Я вас слушаю. Что у вас? - Пустяк… Даже неудобно. Егоршин вытащил из пачки и размял штук пять папирос… и, наконец, решился. - Жену хочу увидеть, - сказал он, приподняв крохотные глаза. - Извините уж, но… Вот такое дело. - Как увидеть? - взмолился я. - За эти три часа? - Я могу, - серьезно ответил он. - Где? - В кино. Меня осенило, и я спросил: - Она артистка? А он медленно помотал головой, улыбаясь еще теплее и нежнее, я даже и не подозревал, что он может так улыбаться, я смотрел на него зачарованно. - Что вы, какая артистка! Учительница. С начала войны живет у моей матери, в деревне. Уехала в эшелоне с детишками - двое их у меня - с границы, где жили вместе. И до Вятки доехала. - Счастье. - А дальше-то как повезло! Не поверите! Приезжает в их деревню бригада из кино, из Москвы, доснимать картину… Там река… А деревенька, каких тысячи. Простая, как мир. Ну вот… Женщин растянули в очередь на паром, отбирают. И мою Лизу отобрали. - Красивая, небось? - Для меня лучше нет, а для кого как - это мне уж не важно. - А фильм уж вышел? - Давно. Я его уже три раза видел. - Повезло. - Так я в один день три раза видел. В госпитале, в прошлом году. Знаете, такое там, в фильме, есть место: она поворачивается лицом… Найдем картину? Это ж ваша область!,,, ( Как вы думаете, можно ли было найти картину ночью, в незнакомом городе, за 3 отведенные часа?)
….Картина не сразу, но обнаружилась на складе…. И застрекотал аппарат. И вот потекла река по экрану - в блеске солнца, в кувшинках, в заводях, обросших осокой, с березами… Какая далекая река! Где-то за Вяткой… А текла здесь, на Кавказе, среди ночи… А вот и паром! Полон женщинами, стоящими у березовых перил и сидящими на ящиках, на бочках, на телегах… Где же она? Какая? Как ее зовут? Спросить? Сейчас сам скажет! Но он молчит, впился острыми глазами в блеск реки, в ивы и березы, в лица…И вдруг он схватил меня за руку. Я закричал: - Стоп! Паром остановился. Река остановилась. Лица остановились…Как потом объяснил киномеханик, держать их в неподвижности было рискованно: пленка могла вспыхнуть и сгореть. «Где ж она, Лиза?» - уже хотел спросить я, но вдруг вздрогнул от солдатской песни, долетевшей оттуда, с берега, с экрана. Да, по берегу строем шли бойцы, как говорили тогда, и пели, а женщины с парома махали им руками. И когда прошли бойцы, и уплыл паром, и стихла песня, майор Егоршин встал. - Еще раз? - спросил я. Но увидел, что он надевает шапку... «И все?» - грустно подумал я. Мне - по молодости, конечно, требовались слова для выражения восторга. Самые простые. «Надо же! - мог сказать Егоршин. - Будто встретился!» Но он не сказал даже и этого… С первого кадра и до того, как встал, майор просидел без единого слова…. ( Как вы думаете, чем заканчивается рассказ писателя?) …Через месяц, не больше, я догнал его танкистов в Георгиевске…Полк остановился на краткий отдых, ожидая пополнения перед ударом в сторону Краснодара. Узнав, где развернулся штаб… я зашел - Извините, - сказал я, - а Егоршин? - Майор Егоршин погиб позавчера при освобождении этого города. Вчера похоронили при участии многих жителей… Позавчера. Значит, Лиза Егоршина еще ничего не знала. ____________
- Уважаемые родители! Я попросила бы вас набросать 2-3 фразы на тему «Мысли вслух». Постарайтесь выразить не свое впечатление от услышанного рассказа, а от процесса чтения. - Уважаемые родители! Перед семьей, как и перед школой, стоят задач воспитания Человека, личности, наделенного духовно-нравственными свойствами и качествами. (Слайд со словами «ВОСПИТАНИЕ - это нечто иное, как питание физическое и питание духовное» (питание души).

- Вашему вниманию как один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ - я использовала художественную литературу, в частности, рассказ Дмитрия Холендро в сокращении. Традиции семейного чтения - очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер, планшеты, айфоны, наконец. Семейное чтение - это не способ получить информацию, это лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное.

Есть множество коротких рассказов русских писателей, на которых можно развивать нравственные качества ребенка, учить его различать добро и зло, приобщать к истинным семейным ценностям.

Одним из таких материалов являются притчи, в которых содержится столько мудрости!
Предлагаю вам применить этот метод активного чтения для притчи:

Хрупкие подарки.

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней! Чтение притчи родителями (с вопросами)

V.Рефлексия

Сейчас я предлагаю поделиться Вас своими впечатлениями о проведенном мастер - классе. Выберите понравившееся начало незаконченного предложения и ответьте. (Слайд)

  1. Сегодня я узнал(а), что …

  2. Мне понравился прием …

  3. Это я возьму на вооружение …

  4. Могу предложить …

  5. Хочу пожелать …


Познание начинается с удивления. Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута и день прожит не напрасно. Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из присутствующих. Благодарю за сотрудничество.

© 2010-2022