Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Введение в народоведение»


Оборудование урока:

  1. листы -опоры ( для фронтальной работы)

  2. презентационная программа на ПК ( слайды)

Тема занятия: «Мир и дом»


Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)

Цели занятия:

  1. показать самобытность народных культур русского и калмыцкого народа, их внутреннее сущностное сходство, обусловленное единством человеческой духовной природы, несмотря на различие языков , обычаев, обрядов.
  2. углубление знаний детей о прошлом калмыцкого и русского народов, обогащение речи учащихся образами народного фольклора.
  3. воспитание толерантности по отношению к традициям и обычаям другого народа.

Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)

Девиз занятия:

«Без прошлого нет настоящего и будущего»


Ход занятия:


  1. Организационная часть

Учитель: -Ребята ! Вы уже знаете, что в нашей гимназии проходит Неделя языка. А так как я веду в своём классе факультативный курс «Введение в народоведение» , то сегодня мне хотелось бы показать, что узнают дети о культуре, традициях и обычаях русского и калмыцкого народов, изучая это курс. -А вы мне поможете, хорошо ? Тема нашего занятия «Ми и дом», Девиз: «Без прошлого нет настоящего и будущего»

  1. Вступление
Учитель: РКонспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)ебята, вы знаете. Что наш большой «космический дом» - это планета Земля. А наш дом на Земле- это наша страна, республика, село, где мы живем. Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов в нашей стране и на Земле. У каждого -свои обычаи, песни, сказки, предания. Как же нам понимать друг друга?
Ученица: Чтобы понимать другого человека, надо знать себя, прошлое своего народа. Ученица: Чтобы понять другой народ, надо знать другой народ: его прошлое, его обычаи и традиции. Ученица: Важно не просто понимать, но и ценить других людей, кроме себя. Учитель: А когда приходит это умение? Ученица: Это умение приходит тогда. Когда ты видишь, как много общего между разными людьми и разными народами. Учитель: Вот об этом мы сегодня и будем говорить на занятии.

«Не бравшись за топор, избы не срубишь»


Учитель: В старину говорили «Не бравшись за топор, избы не срубишь» И мы с вами сейчас вспомним, каким в прошлом было жилище у русского и калмыцкого народа.
Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)
Ученица -Строительство дома у русских было мужским делом. Избу «рубили» топором. Крыша - очелье, волнистый резной узор- причелины, на концах причелин- солнышко-охраняющее знак. На самом верху -охлупне- круто выгнутые шея и грудь - птицы. Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)

Ученица -Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс) При переходе в новый дом, ( обычно 14 сентября, ко Дню Симеона) прежде всего вносили образ ( икону), квашню с растворенным тестом, а потом кошку, собственно для домового, приговаривая: «Вот тебе хозяин, мохнатый зверь на богатый двор» Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)

Ученица - Лучшим украшением комнат избы были образа святых угодников. Столы - деревянные, дубовые. Стенных зеркал не было. Для хранения домашних вещей употреблялись сундуки, погребцы. В избе был мужской угол и женский ( «бабий кут»)


Ученик: - Остов калмыцкой кибитки состоит из 6 складных решеток, двери с двумя створками, 60 шестов, круглого дымохода. ВКонспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс) кибитке стоит укюг-комод. В него кладут самое ценное из утвари.
Ученица
- Рядом, на маленьком ящике- стоит буддийский молитвенник, похожий на цилиндрические деревянное ведро, внутри молитвенника находятся листки бумаги с молитвами. Рядом с молитвенником стоит деревянная кровать девушки-дочери хозяина. С правой стороны- маленький шкаф, на котором стоят светильники, деревянная чашечка для пожертвований предкам. Рядом со шкафом справа, стоит деревянная кровать хозяина дома.

  1. «Человек без родни не живет»


Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Учитель:
- Как известно, человек без родни не живет. На новоселье приходили и приезжали родственники. (фронтальная работа по листам-опорам)






Термины родства у русских.

Отец мужа- свёкор

Мать мужа- свекровь

Отец жены- тесть

Мать жены- теща

Муж дочери- зять

Брат мужа-деверь

Сестра мужа-золовка

Брат жены- шурин

Жена сына- сноха

Термины родства у калмыков.

Дядя по матери- наhцх

Дядя по отцу- авh

Сестра-эгч

Брат-ах

Мама-эк

Папа-эцк

Дедушка-аав

Бабушка-ээж

Тетя, сестра матери-наhц эгч

Тётя, сестра отца-hаhа


  1. «Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей.»


Учитель:

- Ну что ж, дом построили, новоселье справили, но, как известно, «Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детей» Родились дети. Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)
Ученица

( обряд крестины) -У христианских народов имя при крещении ребенку выбиралось по святцам. Ребенка спешили крестить как можно раньше. Чаще всего на 8-й или 40-й день после его рождения. Крещение происходило в церкви. Крёстных родителей выбирали из родственников. Их приглашал отец ребенка. Крестный покупал младенцу крестик и приносил на крестины хлеб. Крёстная готовила малышу рубашку и полотенце для священника. После крестин отец ребенка приглашал всех « к младенцу на хлеб на соль, кашу есть» Первая ложка каши (обязательно пересоленной) полагалась отцу. Затем отец угощал кума и куму (крёстных) «Выкушайте, куманьки дорогие! С крестником Вас Как вы видели его под крестом, так бы видеть вам его под венцом.» Учитель:
- Наречение именем у калмыков являлось одним из знаменательных событий в жизни ребенка. Считалось, что от удачного выбора имени зависит вся будущая жизнь ребенка, его судьба. Имя обычно давали на 5-й 6-й день рождения. К новорожденному приглашали зурхачи ( астролога) «для указания судьбы и назначения новорожденному имени.» Родители и родственники ждали от зурхачи «счастливого» имени для своего ребенка. При наречении именем учитывалось время года, бытовые ситуации, время суток. Если давали имена предков, близких родственников, обычно нарекали именами мудрых и сильных родственников, пользовавшихся большим уважением в роду. Но случалось и так, что имя оказывалось слишком «тяжелым». Родственники заключали, что данное имя ребенку не подходит , и заменяли его другим.

Что обозначают имена?

Нарн- «Солнце» - воскресенье

Пюрвя- четверг

Бадма - лотос

Эрдни - драгоценность

Цаhан - белый Дорджи- алмаз


  1. «Воспитывай лаской, а не таской»


Учитель: -Родился человек, а теперь его воспитывать надо, уму- разуму учить. В народе, из поколения к поколению, через игровую культуру детства, передавались лучшие человеческие качества: трудолюбие, уважение к людям, смелость, ловкость, наблюдательность. Словесные игры: загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, считалки есть и у калмыков и у русского народов.

Послушайте поговорки: (учащиеся)

На русском языке

- Напой, накорми, а после вестей спроси.

- Что есть в печи, все на стол мечи.

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

На калмыцком языке

Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)

(

Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)слово-серебро, молчанье- золото)

 Игра «Договори пословицу»

  1. Маленькое дело лучше … ( большого безделья)

  2. Жизнь дана на .. ( добрые дела)

  3. Дружба крепка не лестью, а .. ( правдой и честью)

 Скороговорки:

  1. Расскажи мне про покупки .

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.


  1. Кукушка кукушонку

купила капюшон

надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)

Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)

Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Считалки ( перед началом игры выбирали водящего)

Негн, хойр, hурвн

Намаг, эргед, зогстн,

Негн, хойр, hурвн

Наадан ода эклм

 Загадки

  1. Стальной конёк

По белому полю бегает ,

За собой черные следы оставляет

( ручка)

  1. Течет , течёт не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит

( река)

  1. На соломинке дом.

Сто ребяток в нем.

( колос)

  1. Хойр чиким дарна

Хамыр дерм торна

Хойр нурм амрна,

Харань улм ясрна

( очки)

  1. hазрин овснд тарлhлна,

hасн баллад шована.

Намртнь ичэндэн орна,

Нарта хаврар hарна.

(зурлен-суслик)

 Игры

Русская народная игра «Коршун и наседка»

Слова и форма игры подсознательно помогают ребенку сформировать представление о матери, взаимоотношение в семье и вне семьи, традиционные поведенческие нормы. Конечно, это является частью системы воспитании хорошо работает в комплексе всех мер трудового, этического, художественного, духовного воспитания в крестьянской семье причем, крестьянин не воспринимал процесс воспитания так осознанно. Это была обыденная жизнь, только жизнь в семье, где каждый слышит друг друга, а не живет своими проблемами


Игра в коршуна и наседку хорошо известна во многих областях. Наседка защищает своих детей от коршуна (по жеребьевке выбираю коршуна и наседку, остальные цыплята). Коршун роет землю. Курица подходит к нему и спрашивает:

- Коршун, что ты делаешь?
- Ямочку копаю.
- На что тебе ямочка?
- Камешки собираю.
- На что тебе камешки?
- В твоих деток бросать.
- За что, про что?

Коршун поёт:

Про честном народе
Потоптали в огороде
Лук да чеснок,
Желудей горшок!

Цыплята разбегаются, а коршун их ловит. Того, кого он поймает, отводит к ямке, а потом бежит за другим. Курица может освободить цыпленка - для этого она должна положить в ямку выкуп: цветок, желудь, шишку и др.

Калмыцкая народная игра «Нападение» (серебряный пояс. Прятанье кольца)

( Задача ведущего- спасти, защитить других игроков.

В основе игр- защите , спасение , помощь другому человеку)


Одной из популярных игр являлась игра «нападение» («хорма хотон») Играющие- группа парней и девушек- становились друг за другом. Каждый крепко брался обеими руками за пояс впереди стоящего. Во главе колонны становился самый сильный парень- защитник. Нападающий выбирался тоже из сильных. Его задача- нападая, отрывать людей от колонны в одиночку и группами- и так победить. Он нападал то справа, то слева. Ведущий защитник старался не допустить его ни с какой стороны, не деть разрушить цепочку. Если нападающий побеждал, он менялся местами с ведущим. Игра продолжалась. В эту и другие игры парни и девушки играли после работы, вечерами.
Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)


  1. Ребусы

Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)

Понева - юбка в русском национальном костюме

Пояс- элемент калмыцкого национального костюма

Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)



Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)

Зул - калмыцкий праздник встречи зимы

Заигрыши- второй день масленицы.

Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)


Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)

Сретение- встреча Сименона и Богомладенца Христа ( Сретение Господне, христианский праздник отмечался 15 февраля)

Август- восьмой месяц календаря.

Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)


  1. Подведение итогов, вывод.


Учитель:

-Что касается игр и игрушек, говорят так: «Пока жива детская игра и игрушка, жива душа ребенка и народа!»

- Ребята! Наше занятие заканчивается. А вы заметили, что несмотря на разницу в традициях и обычаях, у калмыцкого и русского народов есть много общего. Посмотрите..

(проецируется итоговая таблица)

У русских

Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)

В ИЗБЕ ..

  1. Главное - образ (икона)

  2. Был мужской угол и женский («бабий кут»)


  • После рождения ребенка: крестили- давали ему имя.


  • В воспитании детей использовали словесные игры: пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, учили народным играм.

    • ПРАЗДНИКИ:

  • Новый год,

  • масленица

У калмыков

Конспект внеурочного занятия по народоведению на тему: Мир и дом (3 класс)

В КИБИТКЕ..

  1. Буддийский молитвенник

  2. Была женская половина и мужская.


  • После рождения ребенка: зурхачи назначал новорожденному имя


  • В воспитании детей использовали словесные игры: пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, учили народным играм.


  • ПРАЗДНИКИ:

    • Зул

    • Цаhан Сар



Учитель:

-Важно!! Знать прошлое своего народа, и народа, с которым ты живешь, важно видеть , как много общего между разными народами.

-Как вы считаете , ребята, какие должны быть отношения между нами такими разными , но вместе с тем такими похожими.


Ученица

- Надо уважать друг друга. Не смотря на то, какой национальности человек.

Ученица

- Дружить с людьми из других стран, уважать их и быть терпимыми.

Ученица

- Нужно понимать друг друга, не ссорится, а жить дружно и радостно. Учитель:

Спасибо, Вам, ребята, за помощь!

2

© 2010-2022