Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Стихотворения А. Фета»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе

по теме: «Стихотворения А.Фета».

Учитель: Батрова Г.В. Цель урока: расширить знания учащихся о творчестве А.А.Фета; учиться выразительно читать стихотворения, видеть и понимать настроение лирического героя; обогащать словарный запас. Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по стихотворениям А.Фета; умение читать стихотворения выразительно.

Личностные:

- развитие самостоятельности;

- развитие навыков сотрудничества.

Предметные:

- развитие устной речи; образное и логическое мышление, умение анализировать и обобщать. Метапредметные: Личностные УУД:

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, готовность открыто выражать свою позицию на уроках , а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Научиться полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Познавательные УУД:

Осуществление смыслового выразительного чтения; подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; поиск и выделение необходимой информации из текста стихотворения; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Смысловое чтение, логические рассуждения, освоить восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научиться соотносить его с другими видами искусства.

Коммуникативные УУД:

Формирование умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество; вести устный диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников. На практическом уровне осознать значимость работы в группе и осваивать правила групповой работы. Задачи урока

Обучающие:

- Знакомство детей с творчеством А.Фета. формирование умения выразительного и смыслового чтения стихотворений.

-Формирование учебно-информационных умений (умения работать со стихотворным текстом ,находить главное, существенное).
Развивающие:

- Развитие художественного и эстетического вкуса, на основе знакомство с различными произведениями искусства.

-Развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом).

Воспитательные:

-Воспитание интереса смыслового чтения различных произведений.

- Расширение коммуникативных способностей детей. Оборудование: учебник Н.А.Чуракова «Литературное чтение», карточки с заданиями, сигнальные листочки, проектор, компьютер,памятки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

I. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи. (организационный момент)

Цель:

заинтересовать учащихся, привлечь внимание к теме урока.

Методы: подводящий к теме диалог.

Сегодня мы не только начнём знакомство с произведениями А.Фета, но и на протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями.


Восприятие информа-

ции, актуализация знаний.

Формирование учебной мотивации на урок.









II. Речевая разминка

Цель: развитие речи, пополнение словарного запаса.

Методы: скороговорка, виды работы с ней.

Вёз на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на Сане сани.

- Прочитайте жужжащим чтением.
- Почему слова «Саня» и «сани» написаны по-разному?

Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
- Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах.
- Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
- А теперь скороговоркой.

Дети читают скороговорку, развитие артикуляции, смысловое выразительное чтение с различной интонацией.

Одно слово обозначает имя, а другое предмет, на котором катаются.

Дети читают и мотивируют проблему правильного чтения.

III. Актуализация знаний. Введение в тему. Цель:учить выразительно читать стихотворения, видеть и понимать настроение лирического героя; обогащать словарный запас.

Метод: диалог.

Работа с текстом и иллюстрациями, перечитывание и нахождение нужных строк стихотворения.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Стихотворения А.Фета»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Стихотворения А.Фета»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Стихотворения А.Фета»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Стихотворения А.Фета»



Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Стихотворения А.Фета»












Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Стихотворения А.Фета»





Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Стихотворения А.Фета»





Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Стихотворения А.Фета»

1. При помощи пословиц и поговорок узнайте, о чем пойдет речь:

Без него и трава не растет.
Мокрому он не страшен.
Будь он - будут и грибки.

(Дождь)

2.Какой бывает дождь?

(подобрать прилагательные)

3.Чтение стихотворения «Весенний дождь». Кто написал это стихотворение?

4. Слово учителя о поэте.

Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе. Они волновали, и будут волновать музыкальностью речи.

Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет (презентация).

С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина. Фет любил природу, прекрасно знал и тонко чувствовал её.

Работа по книге :чтение стихотворения «Весенний дождь».

Беседа после чтения. - Понравилось ли вам изображение начала весеннего ливня? - Какое настроение передает поэт читателю? - Каким образом поэт достигает эффекта быстрой смены картин, событий, запахов, звуков? -Обратите внимание на глаголы в тексте. Какие из них кажутся вам наиболее выразительными?

Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. - Какие ощущения пробуждает в читателе и слушателе поэт?
4.Шум дождя (звукозапись)

Поэт насыщает картину запахами. цветом и звуками .Найти строки в стихотворении.

Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир. Поэт даже не называет явление природы дождём, но называет его "что-то", и последние строки создают ощущение нераскрытой тайны.

Попробуйте сами определить размер стихотворения и особенности рифмовки.

Прочитает стихотворение выразительно, передавая интонацией впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы.

- Как вы понимаете следующие выражения:

В разрыве облак солнце блещет
Качаясь, движется завеса

- Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся.

(В песке купаяся
В золотой пыли
Медом тянет
По листьям барабанит)

- Какую картину изобразил Фет в своем стихотворении?
- Как он сумел показать начало дождя?

Поэзия Фета музыкальна и мелодична. Недаром к его стихам обращались многие композиторы. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант…» - говорил о нём Пётр Ильич Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов.

Прослушивание стихотворения под музыку П.И.Чайковского.

- Какие стихи А.Фета помните?

Фета называют певцом красоты. И это действительно так. Красота дивила поэта, она молодила его сердце, поднимала на крыльях вдохновения. Красота, по Фету, во всём: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья.

Природа в лирике Фета неотделима от переживаний человека, жизнь природы и жизнь души неразрывно связаны.

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Смысловое чтение и анализ прочитанного, делают выводы на основе пословиц.

Речь идёт о дожде.

Осмысливание предложенного задания и подбор формы прилагательного, смысловые словосочетания.

Золотой, грибной, проливной, мелкий, холодный, слепой, грозовой.

Восприятие информации, переработка и выводы.

Афанасий Фет

Работа по книге :чтение стихотворения «Весенний дождь».

Полноценное восприятие художественного произведения, учатся дети эмоционально отзываться о прочитанном, высказывать свою точку зрения.

Смысловое чтение, логические рассуждения, восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научились соотносить его с другими видами искусства.

Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам ("блещет", "трепещет","движется", "брызнули", "тянет", "барабанит") мы чувствуем движение, видим изменения в природе.

("От лип душистым мёдом тянет"),

("солнце блещет", "в золотой пыли"),

капли "брызнули в стекло", дождь по листьям "барабанит").

Ямб, перекрестная рифмовка.

Дети читают.

Словарь: Завеса - 1. (устаревшее) большая занавеска;
2. (переносное) то, что скрывает, закрывает собой что-нибудь

Поиск и выделение необходимой информации из текста стихотворения; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Благодаря его стихам весенний дождь воспринимается как чудо, мы видим его словно первый раз в жизни.

Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя.

Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.

Стихотворение «Чудная картина».

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Осуществление смыслового выразительного чтения; подведение под понятие на основе выделения существенных признаков. IV.Физминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише… Деревцо всё выше.

Выполнение упражнений, расслабление и отдых.

V.Подведение итогов

Цель: логические рассуждения, освоить восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научиться соотносить его с другими видами искусства.

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Стихотворения А.Фета»

А.А.Фет - замечательный русский поэт. Он умел видеть в самом простом нечто особенное, загадочное. Его поэзия свежа, трепетна, она волнует душу, будит воображение, вызывает глубокие мысли, даёт почувствовать красоту земли и родного слова. В этом мы сегодня могли убедиться.

И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно,- человечно.

Дети участвуют в коллективном обсуждении проблем, строят продуктивное сотрудничество, высказывают своё мнение:

«Я думаю…

Я считаю…

Я понимаю это таким образом…».

На практическом уровне осознают значимость работы в группе и осваивают правила групповой работы.


VI.Домашнее задание.

Цель: продолжить знакомство с произведениями А.Фета.

Продолжить знакомстао с произведениями А.Фета. Наизусть стихотворение «Майская ночь»

1 группа-рисуют рисунки к образу стихотворения.

2 группа-готовят вопросы к тексту стихотворения.

3 группа-найти ещё стихотворения А.Фета.

Запись домашнего задания, интегрированное домашние задание, осмысливание детьми и правила выполнения. VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Методы: выполнение продуктивных заданий.

С какими произведениями познакомились?

Что понравилось на уроке?

Что больше запомнилось?

Оценить себя, показать по цвету, какую оценку поставите себе?

Красный лист-5

Зелёный лист-4

Жёлтый лист-3

Белый лист-незнаете. сомневаетесь.

Учатся вести устный диалог, сотрудничать с другими детьми в решении учебных задач. Умение адекватно оценивать себя, работу других учеников.

© 2010-2022