Рабочая программа по технологии 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ростовская область Константиновский район посёлок Стычновский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стычновская средняя общеобразовательная школа»





«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Стычновская СОШ»

Приказ № от 2014г.

______________О.В.Медведева


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

Начальное общее образование

2 класс

1 час в неделю

Учитель: Евграфова Лариса Петровна Программа разработана на основе Примерных программ по учебным предметам начальная школа в 2 частях. М. «Просвещение» 2011


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ ВО 2 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 ФЗ.

2. Примерный учебный план (недельный) образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год в рамках ФГОСНОО. Приказ Минобразования области №263 от 30.04.2014г.

3.Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от: 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012г).

4.Примерные программы по учебным предметам начальная школа в 2 частях. М. «Просвещение» 2011.

5.Планируемые результаты начального общего образования. М. «Просвещение» 2011.

6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе в 3 частях. М. «Просвещение» 2011.

В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий. Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Изучение технологии во 2 классе направлено на решение следующих задач:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

- использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе - предметно- практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего, абстрактного , конструктивного мышления и пространственного воображения). Продуктивная и предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своегонарода.

Практико - ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально - практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

В плане истории развития техники и технологии учащиеся получают общее представление о ХХ веке, как веке технической революции, за короткий период которого человечество сделало несоизмеримые со всем предыдущим периодом своего развития шаги в эволюции техники и технологий.

В технико-технологической части акцент сделан на основы изобретательской деятельности как одной из сторон творчества. Расширена тема эстетического в преобразующей деятельности человека. Показана тесная взаимосвязь науки, техники и технологии и их связь с экологией и проблемой безопасности человеческой цивилизации. Роль техники и технологии в решении экономических проблем.

Личностно-мировоззренческая линия курса подводит учащихся к пониманию и осознанию роли человека в сохранении природной чистоты, стабильности и гармонии на планете Земля. А также определению своей роли и возможных посильных действий для решения глобальной проблемы на доступном им уровне. Это должно начинаться с личной гигиены и культуры поведения, поддержания чистоты там, где постоянно находятся сами дети, с выращивания деревьев, кустарников, цветов, культуры общения (речь и этикет) и тому подобное.

В учебнике увеличено количество информационно-познавательного материала, расширены задания опытно-поискового характера, много иллюстративного материала. Материал выстроен таким образом, чтобы стимулировать самостоятельный поиск учащихся в решении проблем, поощряется и стимулируется обращение к дополнительной информации в любых источниках, развивается их творческая и изобретательская деятельность. На примере некоторых технических машин, сооружений учащиеся получают общее представление об основах технического и художественного дизайна. Знакомство с дизайном одежды строится на разнообразии конструктивных решений, цветовых сочетаний, способах отделки, в частности петельной и крестообразной строчками и их вариантами.

Проблема экологии стала наиболее острой, начиная с середины ХХ века и по сегодняшний момент, и не только в нашей стране. Она демонстрируется на примерах побочных результатов, возникающих в связи с разработкой новых технологий в различных сферах производства, добычи полезных ископаемых и т.д. В том числе затрагиваются проблемы получения новых видов энергии и развития энергетики, то есть проблем, характерных для большинства стран мира. Курс предлагает учащимся "заглянуть" в будущее, представить технику будущего, жилище, одежду.

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Планирование учебного материала рабочей программы во 2 классе рассчитано на 35 часов (35 учебных недель, 1 час в неделю).

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Технология» в соответствии с ФГОС имеет практико-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.).

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в созда нии предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности - изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах; многообразие материалов и их практическое применение в жизни; происхождение материалов и разнообразие их свойств (на уровне общих представлений).

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, по модели и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.).

4.Из истории технологий. Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса.

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Как человек учился мастерству

17

2

Как человек учился делать одежду

7

3

Как человек придумал себе помощников- машины и механизмы

9

4

Из истории технологий.

2

5

Итого

35





6.Календарно-тематическое планирование уроков технологии во 2 классе


№ п/п

Наименование

раздела

программы

Тема урока

Объект труда

Новые понятия

Кол-во

часов

Дата

по

плану

I

Как человек учился мастерству (17 ч)

1.

Природа и человек

орудия, инструменты

1

3.09

2.

Природа и человек.

Аппликация «Давай дружить»

природные материалы,

аппликация

1

10.09

3.

Освоение природы.

Аппликация «Давай дружить»

аппликация

1

17.09

4.

Освоение природы

Поделки из природного материала

природные материалы

1

24.09

5.

Как родились ремесла.

Ремесленная мастерская. Чайная

посуда

(пластилин)

ремесла

1

1.10

6.

Как работали ремесленники-мастера. Каждому ремесленнику свой материал.

Ремесленная мастерская. Пирожные к чаю.

(пластилин)

ремесленник, мастер

1

8.10

7.

Разные материалы, разные свойства. Инструменты-помощники.

свойства материалов

1

15.10

8.

От замысла к изделию.

Ремесленная мастерская. Природа и художник.

замысел

1

22.10

9.

Что такое композиция. Выбираем конструкцию

изделия.

Ремесленная мастерская. Поздравительная открытка.

конструкция, назначение

1

29.10

10.

Симметрично- несимметрично

Ремесленная мастерская. Композиция из симметричных деталей.

ось симметрии

1

12.11

11.

Технологические операции. Изделия из пластилина.

Изделия из глины, пластилина.

1

19.11

12.

Технологические операции. Изделия из пластилина.

Изделия из глины, пластилина.

1

26.11

13.

Что умеет линейка.

Разметка деталей.

чертежные инструменты

1

3.12

14.

Учимся читать чертеж и выполнять разметку.

Ремесленная мастерская. Цветок из бумаги.

1

10.12

15.

Разметка прямоугольника. Домино.

Ремесленная мастерская.

Домино.

1

17.12

16.

Что умеют угольники. Разметка прямоугольника.

Ремесленная мастерская. Поздравительная открытка.

Угольник

1

24.12

17.

Как разметить круглую деталь. Игрушка.

Ремесленная мастерская. Кошки.

Круг, циркуль

1

14.01

II

Как человек учился делать одежду (7 ч).

18

Как появились натуральные ткани.

Коллекция тканей.

натуральные ткани

1

21.01

19

Свойства и строение натуральных тканей.

Ремесленная мастерская. Помпон.

строение ткани, основа,

1

28.01

20

От прялки до ткацкого станка.

Пряжа.

Ремесленная мастерская. Помпон.

пряжа

1

4.02

21

На прядильно-ткацкой фабрике.

Ремесленная мастерская. Игрушки из помпона.

1

11.02

22

Особенности работы с тканью.

Ремесленная мастерская. Футляр.

лекало, стежок

1

18.02

23

Технология изготовления швейных изделий.

Ремесленная мастерская. Футляр.

1

25.02

24

Волшебные строчки. Размечаем строчку.

Ремесленная мастерская. Подушечка для иголок.

1

4.03

III

Как человек придумал себе помощников - машины и механизмы (9ч)

25

Макеты и модели.

Ремесленная мастерская.

Игрушки из спичечных коробков. Дом.

макет, модель

1

11.03

26

Макеты и модели.

Ремесленная мастерская.

Игрушки из спичечных коробков. Животные.

Макет, модель

1

18.03

27

Макеты и модели.

Ремесленная мастерская.

Игрушки из спичечных коробков. Животные.

Макет, модель

1

1.04

28

Соединение деталей машин и механизмов.

Ремесленная мастерская.

Модель часов.

сварочный,

проволочный, винтовой

1

8.04

29-30

От телеги до машины.

Ремесленная мастерская.

Автомобиль из деталей конструктора.

конструктор

2

15.04

22.04

31

Автомобильная история России.

Ремесленная мастерская.

Автомобиль из деталей конструктора.

конструкция

1

29.04

32

В воздухе и в космосе.

Ремесленная мастерская.

Модель ракеты.

1

6.05

33

В водной стихии.

Ремесленная мастерская.

Лодка. Оригами.

1

13.05

Из истории технологий (2ч)

34

Как рубашка в поле выросла.

1

20.05

35

Обобщающий урок.

1

27.05

7. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Методическая литература:

1.Е. А. Лутцева Технология, Ступеньки к мастерству: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 г.

2.Е. А. Лутцева Технология. Учимся мастерству: Рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений. Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 г.

3. Примерные программы по учебным предметам начальная школа в 2 частях. М. «Просвещение» 2011.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе в 3 частях. М. «Просвещение» 2011.

Материально-техническое обеспечение

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

1.Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.

2.Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой).

3.Объемные модели геометрических фигур.

4.Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

5.Альбомы демонстрационного и раздаточного материала.

Технические средства обучения

1.Компьютер с программным обеспечением.

2.Проектор для демонстрации слайдов.

3.Мультимедийный проектор.

4.Магнитная доска.

5.Видеофильмы (труд людей, технологические процессы, народные промыслы и т.д., соответствующие темам предмета).

6.Слайды по основным темам курса.

8. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В РАМКАХ ФГОС


Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Во 2 классе учащиеся должны:

иметь представление:

-об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека , о ремёслах, ремесленниках и технологии выполнения ручных ремесленных работ;

-о причинах разделения труда;

-об истории зарождения и совершенствования транспортных средств;

-о проектной деятельности в целом и её основных этапов;

-о понятиях конструкция ( простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, технологические операции, агротехника, макет, модель, развёртка;

знать:

-названия нескольких ремёсел;

-названия и свойства материалов;

-происхождение натуральных тканей и их виды;

-неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы;

-технологические операции и их последовательность;

-линии чертежа и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;

-природные факторы, влияющие на рост и развитие растений;

-названия и назначения транспортных средств;

уметь:

-читать простейший чертёж;

-выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;

-решать несложные конструкторско-технологические задачи;

-изготавливать несложные макеты транспортных средств.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок . Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

- полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия - его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

- в заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность,

- коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик ведет свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

• степень самостоятельности в выполнении работы;

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

"5" - ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);

"4" - ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

"3" - ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.

Оценка устных ответов

Оценка «5»

полностью усвоил учебный материал;

умеет изложить его своими словами;

самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4»

в основном усвоил учебный материал;

допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3»

не усвоил существенную часть учебного материала;

допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2»

почти не усвоил учебный материал;

не может изложить его своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами;

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического клуба МБОУ «Стычновская СОШ»

от 28.08.2014 г. №1

________ М.П.Мыльникова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________ М.П.Мыльникова

29.08.2014 г.


© 2010-2022